Анна Коробкова
Программа дополнительного образования для детей от 1,5 до 2 лет «Давай поиграем»
▼ Скачать
Пояснительная записка
Направленность программы
Данная программа является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности. Содержание программы направленно на создание необходимых условий для лучшего прохождения адаптации детей к ДОУ, на развитие эмоциональной отзывчивости и на правильное формирование всех психических функций детей раннего возраста.
Актуальность и перспективно
Публикация «Программа дополнительного образования для детей от 1,5 до 2 лет „Давай поиграем“» размещена в разделах
Детство - особый и важный период в развитии ребенка. Это период, во время которого малыш обладает безграничным духовным и творческим потенциалом.
С раннего детства мир ребенка полон открытий, он внимательно изучает предметы окружающие его. Он играет с различными предметами, бросает их, наблюдает как они падают, какой раздается звук от падающего предмета. Все это - обыденные вещи для нас взрослых, но для малыша это необычайное и интригующее открытие. Должно пройти время, прежде чем ребенок перейдет от простых экспериментов к более осмысленному обращению с предметами и научится играть с настоящими игрушками. В это время взаимодействие с доброжелательно настроенными взрослыми, как ничто способствует формированию креативности, адекватной самооценки и независимости. В игре ребенок может осуществлять задуманное, учиться реализовывать свои планы и принимать решения, доводить дело до конца.
Совместные игры полезны и родителям, и ребенку.
Актуальной так же остается тревожная тенденция роста числа детей с осложнениями во внутриутробном, перинатальном и постнатальном периоде, что как правило, сказывается на развитии. Именно поэтому особенно остро встают вопросы ранней квалифицированной диагностики, выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми с трудностями в развитии. Результаты комплексной диагностики детей раннего возраста выявляют такие проблемы в развитии детей, как низкий уровень развития познавательной активности, отсутствие речи или задержка речевого развития, несформированность сенсорных эталонов, что неблагоприятно сказывается на формировании наглядно-действенного мышления.
Таким образом, комплексное сопровождение детей раннего возраста, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, позволит успешно социализировать и интегрировать их в образовательную среду со значительным уменьшением дефектов в развитии.
Адресат
Программа предназначена для работы с детьми от 1.5 до 2 лет.
Ранний возраст– чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые два года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Форма обучения — очная
Методы обучения: при организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения
Тип занятий – комбинированный.
Формы проведения занятий: занятия проводятся в игровой форме; с использованием сюжетно-ролевой игры, сказок, игр-сказок и др.
Объем программы: Программа включает 15 академических часов. Образовательный процесс организуется в соответствии с календарным учебным графиком.
Срок освоения программы: 8 учебных недель.
Режим занятий, периодичность, продолжительность. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности с детьми 1.5-2 лет – не более 10 минут (СП 2.4.3648-20)
Цели и задачи
Цель программы - оздание благоприятных условий для формирования основ базовой культуры личности ребенка, обеспечение эмоционального благополучия, познавательного, физического и эстетического развития детей раннего возраста.
Задачи программы:
1. Способствовать развитию познавательной активности;
2. Способствовать развитию речи;
3. Сформировать первые сенсорные ориентировки в предметах: различение основных форм, цвета, величины, фактуры;
4. формировать активную позицию родителей в вопросах развития и образования;
5. развивать крупную и мелкую моторику с использованием продуктивно-творческих заданий;
6. повышать психолого-педагогическую компетентность родителей.
Учебный план программы
№
Наименование занятий
Всего часов
Форма контроля
1
Вводное занятие
«Давайте познакомимся»
1
Наблюдение
2
«Воздушные шары»
1
Наблюдение
3
Ёжик
1
Наблюдение
4
Самолёт
1
Наблюдение
5
Неваляшки
1
Наблюдение
6
Кто нам помогает?
1
Наблюдение
7
Яблоки для куклы
1
Наблюдение
8
Большой и маленький зайчики
1
Наблюдение
9
Лучики для солнышка
1
Наблюдение
10
Башенка
1
Наблюдение
11
Разноцветные колеса
1
Наблюдение
12
Кораблик
1
Наблюдение
13
Угадай предмет и принеси
1
Наблюдение
14
Весело птички летают
1
Наблюдение
15
Заключительное занятие
«До свидания, друзья!»
1
Наблюдение
ИТОГО
15
Ожидаемые результаты
При условии успешной реализации программы у ребенка отмечается положительная динамика психического развития.
Ребенок:
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании;
активно подражает взрослому в движениях и действиях;
интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
развита крупная и мелкая моторика, ребенок может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов.
Формы контроля. Мониторинг результативности реализации дополнительной образовательной программы социально-педагогической направленности
Оценка индивидуального развития детей осуществляется по окончанию нормативного срока освоения программы, в форме психолого-педагогической диагностики, а также осуществляется в ходе наблюдения за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Целью игровой диагностики является оценка индивидуального развития обучающихся, оценка результативности освоения программного содержания дополнительной образовательной программы социально-педагогической направленности.
Оценкой достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы является динамика развития (положительная, незначительная) характеризующая развитие интеллектуальной и личностной сферы.
Оценка планируемых результатов освоения программы отражается в индивидуальном образовательном маршруте по окончании нормативного срока освоения программы.
Для проведения диагностики используется: методическое пособие под ред. Е. А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». (Приложение 1)
Учебно-тематический план занятий по реализации дополнительной образовательной программы социально-педагогической направленности «Давай поиграем?» (от 1.5 до 2 лет)
Тема занятия
Коррекционно-развивающие задачи
Планируемые результаты
Оборудование
Занятие №1
«Давайте познакомимся»
-Способствовать созданию комфортной обстановки, сближению детей друг с другом и педагогом.
-Развивать доверительные отношения с ребенком.
-Развитие координации движений и чувства ритма. -Формирование представлений об основных частях лица и тела.
-Создать положительное отношение к совместной деятельности. -Уметь отзываться на свое имя. -Узнавать и показывать основные части лица и тела
Музыкальное сопровождение
Занятие №2
«Воздушные шары»
-Научить находить предметы округлой формы.
-Знакомить с основными цветами.
-Развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук.
-Формировать умение правильно держать кисть.
-Воспитывать бережное отношение к вещам, доброжелательное отношение друг к другу.
-Находить предметы округлой формы.
-Узнавать основные цвета.
-Уметь правильно держать кисть.
-Бережно относиться к окружающим.
Воздушные шары, разноцветные нитки, кисточки, краски, салфетки, баночки с водой, листы бумаги.
Занятие №3
«Ёжик»
-Формировать представление о лесных жителях.
-Развивать эмоциональную отзывчивость.
Развивать общую моторику.
-Развивать слуховое восприятие.
-Развивать речеваю активность посредством подражания.
-Узнавать и показывать лесных животных.
-Воспринимать на слух информацию
-Подражать в речевых высказываниях взрослому.
Игрушка Ёжик, музыкальное сопровождение, картинки с изображением Ёжика, светвой стол с песком для рисования.
Занятие №4
«Самолёт»
-Формировать представление о видах транспорта.
-Пополнять словарный запас словами крылья, хвост, кабина.
-Развивать слуховое восприятие.
-Развивать речеваю активность посредством подражания.
-Узнавать и показывать виды транспорта.
-Воспринимать на слух информацию
-Подражать в речевых высказываниях взрослому.
Игрушка Самолёт, картинка Самолёт, музыкальное сопровождение, дидактическая игра «Собери самолёт».
Занятие №5
«Неваляшки»
-Формировать интерес к аппликации. -Развивать мелкую моторику, внимание, воображение, мышление.
-Развивать речеваю активность.
-Узнавать и показывает различные предметы.
-Эмоционально отзываться на свой успех.
-Повторять за взрослым слова, фразы.
-Уметь соотносить образет с раздаточным материалом.
Неваляшка, листы, готовые формы на липучках, образец.
Занятие №6
«Кто нам помогает?»
-Формировать навыки самообслуживания.
-Закреплять умение называть действия, изображенные на сюжетных картинках.
-Развивать внимание.
-Уметь действовать с бытовыми предметами.
-Узнавать, показывать и называть предметы-помощники.
Фартук, косынка, тряпки, веник, кастрюля, половник, сюжетные картинки с изображением действий, игрушечная посуда, кукла.
Занятие №7
«Яблоки для куклы»
-Познакомить с содержанием стихотворения В. Берестова.
-Развивать интонационную речь.
-Развивать умение работать с карандашом
-Слушать стихотворение без наглядного сопровождения.
-Играть в разнообразные играм с куклой.
-Подпевать в песне музыкальные фразы.
Яблоки, сюжетная картинка к стихотворению В. Берестова, кукла, игровой набор доктора; карандаши, листы бумаги.
Занятие №8
«Большой и маленький зайчики»
-Формировать понятия «большой», «маленький» .
-развивать навык соотнесения предметов по величине.
-Узнает и показывает предметы и игрушки большого и маленького размеров.
Музыкальное сопровождение Е. С. Железновой.
Игрушки зайчики большой и маленький.
Корзминка с мячами разных размеров. Материал для аппликации: картон, вата, белая гуашь, клей, фигурка Зайчика.
Занятие №9
«Лучики для солнышка»
-Формировать интерес к рисованию.
-Развивать знание цветов.
-Познакомить с содержанием стихотворения А. Барто.
-Проявлять интерес к занятию рисованием.
-Узнавать различные цвета.
-Слушать стихотворения без наглядного сопровождения.
Иллюстрация «Солнышко», листы бумаги, кисти, краски, баночки с водой, салфетки, образец.
Занятие №10
«Башенка»
-Развивать мелкую и крупную моторику.
-Приучать к аккуратности в выполнении работы.
-Воспитывать усидчивость и умение слушать педагога повторяя за ним несложные действия.
-Уметь правильно раскатывать шарик пластилина между ладонями круговыми движениями.
-Уметь расплющивать ладонями, или пальчиками, правильно скреплять детали нескольких частей, накладывая одну деталь на другую.
Пирамидка, состоящая из 3–4 колец одного цвета. Пластилин, доски (на каждого ребенка, влажные салфетки, игрушка Мишка.
Занятие №11
«Разноцветные колеса»
-Закреплять умение скатывать шары из пластилина круговыми движениями рук, расплющивать заготовку; закреплять знание цветов.
-Принимает активное участие в продуктивной деятельности (лепке разноцветных колёс).
иллюстрации к потешке "Из-за леса, из-за гор», сюжетные картинки по теме «Тележка» или модель тележки, пластилин, салфетка, дощечка.
Занятие №12
«Кораблик»
-Формировать представления о величине.
-Развивать ручную моторику, физиологическое дыхание, вырабатывать длительную, направленную струю воздуха при выдохе.
-Развивать зрительную память, зрительное внимание
-Уметь сравнивать два предмета по длине, понимать и правильно употреблять слова: длинный — короткий, длиннее — короче.
-Уметь находить по образцу геометрические фигуры и выкладывать из них изображение кораблика.
Листы бумаги, образец бумажного кораблика, голубая цветная бумага, мелкие игрушки, игра «Танграм», кртинка с изображением кораблика, кисти, краски, баночки с водой, салфетки.
Занятие №13
«Угадай предмет и принеси»
-Формировать целостную картину мира.
-Учить конструировать предметы для сюжетной игры
-Развивать восприятие, внимание, сенсорные возможности
- Уметь различать кубики, кирпичики, пластины
Кубики, кирпичики, пластины; сюжетная картинка «Повар готовит обед»; игрушечная посуда; картинки с изображением половины предмета (ложка, тарелка, кастрюля, крышка и т. д.)
Занятие №14
«Весело птички летают»
-Развивать восприятие, эстетическое отношение, к окружающему миру.
-Воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми. Вызвать эмоциональный отклик.
-Уметь изображать рисунки при помощи ладошек.
- Узнавать цвета.
-Уметь правильно пользоваться предметами для рисования.
- Укреплять навыки самообслуживания.
Игрушка птичка, Листы бумаги белого или голубого цвета, образец, кисти, краски, баночки с водой, салфетки.
Занятие №15
«До свидания, друзья!»
-Закреплять полученые знания.
-Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.
-Уметь оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников, сказочных героев.
Музыкальное сопровождение.
Приложение 1
Психолого-педагогическое обследование детей от 1,5 до 2 лет
Протокол – заключение психологического обследования
на ребенка раннего возраста
Ф. И. О. ___Возраст ___
Дата рождения ___
Домашний адрес ___
Общая характеристика возрастного развития
1. Физическое развитие ___
2. Контакт со взрослым ___
___
3. Крупная моторика ___
4. Мелкая моторика ___
___
5. Латерализация ___
6. Реакция на обследование ___
Особенности познавательного развития
1. «Принеси мяч»___
___
2. Уровень сформированности навыка ходьбы
«Каталка»___
___
3. Умение удерживать предмет в руке, умение подражать взрослому.
«Пирамидка» (из 4,5 колец одного размера)___
___
4. Уровень развития восприятия, установление идентичности предметов.
«Разложи игрушки»___
___
5. Способность к подражанию, организация целесообразного поведения.
«Построй башню» ___
___
6. Уровень понимания речевой инструкции, наличие указательного жеста.
«Возьми игрушку»___
___
7. Умение соотносить игрушку с ее изображением.
«Найди картинку» ___
___
8. Ориентировка на форму.
«Доска Сегена» (2, 3формы) ___
___
9. «Покатай куклу» ___
___
10. «Ку-Ку»___
___
Познавательная активность
Эмоциональная вовлеченность ___
___
___
Включенность предметной деятельности в общение со взрослым
Стремление действовать по образцу ___
___
___
Ориентация на оценку взрослого ___
___
___
Речевое сопровождение деятельности ___
___
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___
___
Обследование проведено в моем присутствии. С результатами ознакомлен (а)___
«___» ___20__ г. Подпись психолога ___
Оценка в баллах:
Принеси мяч:
1 балл – ребёнок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно;
2 балла – ребёнок идет вместе со взрослым к мячу, пытается взять его руками, хотя удержать сам его не может;
3 балла – ребёнок идет к мячу берет, берет его, но удержать в руках при ходьбе не может, либо стоит и держит его в руках, либо идет с мячом и роняет его;
4 балла – ребёнок сразу начал сотрудничать.
Каталка:
1 балл – ребёнок действует неадекватно в ситуации обучения, нет стремления к совместным действиям;
2 балла – ребёнок задачу принимает, выполняет совместно со взрослым, но на самостоятельный способ выполнения не переходит, нет целенаправленных действий;
3 балла – ребёнок задание принимает, соглашается на совместное выполнение со взрослым, после обучения отмечается целенаправленность в своих действиях;
4 балла – ребёнок задание принимает и самостоятельно его выполняет.
Игра «Ку-ку»:
1 балл – ребёнок не начал сотрудничать даже после обучения, ведет себя неадекватно;
2 балла – ребёнок фиксирует взор на игрушке с одной стороны экрана и не переводит его на другую сторону, у него есть восприятие игрушки, но нет ещё психологического новообразования – представления;
3 балла – ребёнок фиксирует взор на игрушке, переводит его на другую сторону экрана, он ожидает игрушку (наклоняет голову) только при шестом предъявлении игрушки;
4 балла – ребёнок охотно принимает игру, улыбается, активно фиксирует взгляд на игрушке, активно начинает ожидать игрушку с четвертого предъявления.
Пирамидки:
1 балл – ребёнок не берет в руки колечки и ведёт себя неадекватно после обучения;
2 балла – ребёнок выполняет действия совместно со взрослым;
3 балла – ребёнок подражает действиям взрослого;
4 балла – ребёнок понимает и принимает задание, действуя по показу.
Доска Сегена:
1 балл – ребёнок действует неадекватно;
2 балла – ребёнок принимает задание, но выполняет его только при совместных действиях со взрослыми;
3 балла – ребёнок принимает задание, но выполняет только после обучения;
4 балла – ребёнок принимает и самостоятельно выполняет задание по образцу.
Разложи игрушки:
1 балл – ребёнок задание не принимает, действует неадекватно даже в условиях обучения;
2 балла – ребёнок принимает задание, но не дифференцирует предметы по функциональному признаку, раскладывает предметы без учета их свойств;
3 балла – ребёнок принимает задание, но выполняет только после обучения;
4 балла – ребёнок принимает и самостоятельно выполняет задание по образцу.
Построй башню:
1 балл – ребёнок действует неадекватно;
2 балла – ребёнок расставляет кубики не вертикально, а горизонтально, не может подражать;
3 балла – принимает задание и выполняет его по подражанию действиям взрослого;
4 балла – ребёнок принимает и выполняет задание по показу взрослого.
Возьми игрушку:
1 балл – ребёнок действует неадекватно даже после обучения;
2 балла – ребёнок тянется к любой игрушке;
3 балла – ребёнок хорошо дифференцирует две игрушки после обучения;
4 балла – ребёнок сразу выполняет инструкцию и может повторить: «Ляля», «Ту-ту» - соответственно игрушкам.
Найди картинку:
1 балл – ребёнок не понимает задания и действует неадекватно.
2 балла – ребёнок принимает задание, но самостоятельно не понимает принцип соотнесения картинки с игрушкой (кладет одну картинку на другую, после обучения не переходит на адекватное выполнение задания, звукоподражания нет;
3 балла – ребёнок принимает задание, но сначала путает картинку и игрушку, после обучения задание выполняет верно, но звукоподражания нет;
4 балла – ребёнок принимает задание, сразу понимает и правильно его выполняет, в активе имеется звукоподражание.
Покатай куклу:
1 балл – ребёнок задание не принимает, действует неадекватно;
2 балла – ребёнок задание принимает, но не может действовать с помощью тесёмки, после обучения катает тележку, не используя тесёмку;
3 балла – ребёнок задание принимает, может действовать по подражанию, но действия с тесёмкой одноразовые, нецеленаправленные;
4 балла – ребёнок задание принимает, действует по подражанию соответственно действиям взрослого, используя тесёмку.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Железнова Е. С. Тюк-тюк кулачок. - М. ,2008.
2. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. ,1993.
3. Колдина Д. Н. Рисование с детьми раннего возраста. Конспекты занятий. – М., 2011.
4. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа /т. -сост. О. П. Власенко [и др. ] – Волгоград, 2011.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - Спб. ,2008.
6. Сахарова О. М. Лепка и аппликация для самых маленьких. – СПб., 2011.
7. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровй, - М., 2005.
8. Теплякова О. Н. Развивающие игры - М. ,2008.
9. Тимофеичева И. В. Оськина О. Е. «Ладушки». Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста. Конспекты занятий. – М., 2010.
10. Янушко Е. А. Аппликация, лепка, рисование с детьми раннего возраста (1-3 года).- М., 2009.