Папки-передвижки

Методическая разработка «Комплекс упражнений нейрогимнастики для детей с задержкой психического развития»

Анастасия Казаченко
Методическая разработка «Комплекс упражнений нейрогимнастики для детей с задержкой психического развития»
▼ Скачать + Заказать документы

Авторская методическая разработка

Тема: «Комплекс упражнений нейрогимнастики, для детей с задержкой психического развития»

Оглавление

1 Введение 3

1.1 Актуальность 3

1. 2 Ожидаемый результат: 4

1.3 Цели и задачи 4

1. 4 Этапы реализации: 5

2 Содержание 5

2.1 Методические советы по использованию: 7

3 Заключение 8

4 Словарь 8

5 Список используемой литературы 9

6 Список электронных ресурсов 9

1 Введение

Публикация «Методическая разработка „Комплекс упражнений нейрогимнастики для детей с задержкой психического развития“» размещена в разделах

Причина выбора данной темы стал поиск новых инновационныхобразовательныхтехнологий для развития детей с задержкой психического развития.

Методика используется для :

Повышения эффективности коррекционных занятий с психологом, логопедом, дефектологом.

Показана при работе с детьми 5 - 8 лет, а так же для детей с :

- эмоциональными и поведенческими трудностями;

-нарушениями координации движений и моторной неловкости;

-трудностями выстраивания отношений со взрослыми и сверстниками;

-синдромом дефицита внимания и гиперреактивности, невнимательности, импульсивности.

-задержкой развития, аутизмом;

-задержкой психоречевого и интеллектуального развития;

-общим недоразвитием речи;

1.1 Актуальность

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными

нарушениями в развитии, которые нуждаются в специализированной помощи. У таких детей в силу различных причин отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности.

Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы : нарушение

произвольной регуляции движений, недостаточная координированность, и наиболее страдает

моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается

повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению. У большинства детей отмечается несформированность межполушарного взаимодействия. Наличие данных характеристик способствует возникновению трудностей в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии.

В настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические

методы работы с детьми. Их эффективность доказана наукой и практикой в решение задач

преодоления отставаний в психическом развитии, профилактики и преодолении возникающих трудностей в обучении детей дошкольного возраста. Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком. Использование нейропсихологических игр и упражнений способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений : интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность педагогам более качественно и творчески вести коррекционную работу.

Нейрогимнастика – это метод двигательной нейропсихологической коррекции (или

сенсомоторной коррекции, которая направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с

целью восстановления у него нормального функционирования мозга. Нейрогимнастика

улучшает речь, память, внимание, пространственные представления. Развивает крупную и

мелкую моторику рук.

Основные правила выполнения упражнений нейрогимнастики :

— должны быть задействованы не менее двух органов чувств;

— нужно концентрировать внимание на тех объектах, которые ранее оставались незамеченными;

— следует менять привычные маршруты выполнения движения;

— необходимо выполнять упражнения регулярно.

1. 2 Ожидаемый результат:

-Овладение инновационными педагогическими технологиями коррекции ЗПР у детей старшего дошкольного возраста;

-Повышение эффективности коррекции за счет использования нейропсихологического подхода;

-Повышение своих теоретических и практических знаний по теме нейрогимнастики, для

развития детей сзадержкой психического развития.

1.3 Цели и задачи

Цель:улучшить эффективность качества коррекции детей с ЗПР по средством комплекса

упражнений нейрогимнастики.

Задачи:

- Проанализировать передовой опыт по использованию нейрогимнастики в практике работы с детьми с задержкой психического здоровья;

-Определить эффективность использования нейрогимнастики при работе с детьми с ЗПР;

-Сформировать комплекс нейрогимнастики для коррекционной работы;

- Внедрить комплекс нейрогимнастики в коррекционную работу для развития детей с зпр;

- Способствовать успешному улучшению качества коррекции детей с зпр путем использования комплекса нейрогимнастики.

Форма проведения: Индивидуальная, групповая. Использование упражнений нейрогимнастики, включены в режимные моменты, проводятся ежедневно по 5- 7 минут с детьми старшей группы зпр, 10–15 минут с детьми подготовительной группы, в спокойной, доброжелательной обстановке.

1. 4 Этапы реализации:

Первый этап «Организационный». Мной была проанализирована научная литература и

инновационные образовательные технологии по проблеме коррекции дошкольников с

задержкой психического развития. Изучены теоретические аспекты по использованию

нейрогимнастики. Ознакомилась с методической литературой по данному вопросу.

Второй этап «Концептуальный»

На этом этапе на уровне ДОУ был организован круглый стол для обмена опытом, повопросу

повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования нейрогимнастики. Определилась эффективность использования. Внедрение в образовательный процесс методики : нейрогимнастики с детьми с задержкой психического развития».

Третий этап «Аналитический». Наблюдение качественных показателей, характеризующих эффективность внедрения нейрогимнастики и в системной работе. Систематизация и обобщение опыта проведение нейрогимнастики на педагогическом совете. Определение перспектив дальнейшей работы на основе полученного результата.

2 Содержание

Сутьметодики заключается в выполнении специальных ритмичных упражнений с удержанием ритма по схеме. Упражнения начинается с простых движений. Постепенно сложность

нарастает и увеличивается объем заданий. Важно точное выполнение каждого упражнения,

поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка.

Методика считается усвоенной, если ребенок выполняет задание правильно или со сбоями

(Допустив ошибку, возвращается к правильной структуре).

В основе всех схем три упражнения :

«Топ» - действия выполняется любой ногой (рисунок1).

«Тук» кулаком правой руки бьем по ладони левой (рисунок 2)

«Хлоп» - хлопаем (рисунок 3)

Первая схема нейрогимнастики представляет собой ряд картинок, который ребенок должен выполнить последовательно (рисунок 4)

Далее немного усложняем программу. Картинки выделены двумя цветами: желтым и зеленым. Желтый цвет картинки, обозначает, что мы действие выполняем два раза, зеленый цвет – один раз. (Рисунок 5)

На следующей схеме появляются новые обозначение. Синий квадрат и красный круг. Синий квадрат – выполняем действие один раз, красный круг -2 раза. (Рисунок 6)

В следующей схеме геометрические фигуры обозначают позы пальцев. Прежде, чем перейти к работе со следующей схемой, необходимо отработать с детьми положение пальцев, которые они будут выполнять. Действие выполняем двумя руками одновременно.

Синий квадрат-поза «заяц»

Красный квадрат - поза «класс»

Зеленый квадрат - поза «кольцо»

Схема выполнения такая: сначала действия по картинке, затем поза пальцев. И так далее последовательно. Если у ребенка возникают трудности он может проговаривать действия вслух. ( Образец озвучки по схеме: «топ», «заяц», «тук», «кольцо», «хлоп», «заяц», «хлоп», «класс» и т д)

Следующая схема, это усложнение предыдущей (рисунок7). Здесь добавляется цветовое обозначение (см. рис. 5, желтый цвет – действие по картинке выполняем 2 раза, зеленый цвет – один раз. Геометрические фигуры обозначают позы пальцев: синий квадрат – «заяц», зеленый квадрат- «кольцо», красный квадрат – «класс». После освоение детьми схемы, позы пальцев можно поменять (варианты позы пальцев см. в приложении 2).

Если у ребенка возникают трудности он может проговаривать действия вслух.

2.1 Методические советы по использованию:

- прежде чем использовать схемы в работе, необходимо провести нейрогимнастику на себе, проработать все схемы;

- далее работа будет индивидуальная с каждым ребенком, после того, как будет усвоена программа первой схемы (рисунок 4, детей можно организовать в небольшие группы по 3- 4 человека, для ритмического воспроизведения схемы. В группу организуем столько человек, за сколькими сможем наблюдать, что бы следить за качеством выполнения;

- используем схемы от простого к сложному;

- не используем следующую схему, если ребенок не усвоил предыдущие и допускает много ошибок без само исправления.

- необходимо выполнять упражнения регулярно, 5- 7 минут с детьми старшей группы

10–15 минут с детьми подготовительной группы.

- нейрогимнастику необходимо проводить в спокойной, доброжелательной обстановке. Не заставлять ребенка, если он совсем не настроен на работу, что бы не потерять интерес.

3 Заключение

Практика показала, что применение нейрогимнастики описанной в методической разработке, благоприятно сказывается на развитии интеллектуальных возможностей детей, а так же в целом на коррекционно-развивающем процессе дошкольников. В результате включения педагогами нейрогимнастики в интегрированные виды деятельности детей, были скорректированы многие психоэмоциональные процессы. Для проведение и выполнения нейрогимнастики не нужна специальная подготовки и длительность составляет небольшое количество времени. Она характеризуются простотой выполнения, эмоциональной привлекательностью, яркостью, быстротой создания, и неподдельным детским интересом. В процессе занятий нейрогимнастикой, происходит развитие всех высших психических функций, синхронизируется работа обоих полушарий, улучшается умственная деятельность, улучшается внимание и память, облегчается процесс обучения чтению и письму. Помимо этого, нейрогимнастика способствуют развитию координации движений, совершенствование моторной сферы, психофизических функций. Используя в работе нейрогимнастику, убедилась в том, что она благоприятно сказываются на развитии межполушарного пространства детей.

Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал. А значит, ежедневное применение нейропсихологического комплекса гимнастики дает основу для развития и коррекции высших психических функций даже в домашних условиях. В результате проведенной работы было получено много положительных отзывов от родителей, которые посещали родительские клубы, обучались сами, повышали свою родительскую компетентность, и применяли свои знания по развитию своих детей непосредственно дома. Все схемы, можно изготовить в домашних условиях, они не требуют специальных умений для использования. Применяя в своей практике нейрогимнастики, и рекомендуя ее педагогам нашего ДОУ, были достигнуты поставленные мною цели, и реализованы задачи. Материал, представленный в методической разработке, может найти применение у коллег педагогов, педагогов -психологов других ДОУ и родителей интересующихся проблемами межполушарных связей и интеллектуальным развитием своего ребенка.

4 Словарь

Задержка психического развития (ЗПР) — понятие советской дефектологии, в которой подчёркивалась социальная природа нарушения темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогическая категория используется только в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Нейропсихологические методы работы с детьми — это методы, которые направлены на улучшение работы высших психических функций через воздействие на тело человека посредством особых, специфических, но простых двигательных упражнений и действий.

Нейрогимнастика – это метод двигательной нейропсихологической коррекции (или

сенсомоторной коррекции, которая направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга. Нейрогимнастика улучшает речь, память, внимание, пространственные представления. Развивает крупную и мелкую моторику рук.

5 Список используемой литературы

1. Семенович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М. : Генезис, 2017. —474 с.

2. Луриа А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб, пособие для студ. высших учебных заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.

3. Нейробика. Экзерсисы для тренировки мозга /Лоренс Кац К., Рубин Мэннинг Переводчик: Зиновьев А. Ф. издательство: Попурри, 2014г.

4. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие»

А. Л. Сиротюк, выпущенная издательством «АРКТИ» в 2010 году.

5. Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка 4-6 лет. Книга-тренажер /Шамиль Ахмадуллин- М. : Нева 2022-160 с.

6 Список электронных ресурсов

1. Журнал «Актуальные исследования» #50 (77, декабрь 21 Нейрогимнастика в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста

Автор(-ы) : Телепнева Наталья Александровна, Чехлыстова Татьяна Юрьевна, Галуцкая Мария Юрьевна.

2. Пьянова Л. А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоро- вье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». 2018. – 237 с.

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Комплекс двигательных упражнений для детей 4–5 лет Двигательные упражнения для детей 4-5 лет. Разминка Мы на плечи руки ставим, (Руки к плечам, вращение плечами вперед-назад.) Начинаем их.

Комплекс двигательных упражнений для детей 4–6 лет Двигательные упражнения с мячом. 1. Жучок Ползание, сидя на полу, с опорой на слегка расставленные стопы впереди и руки сзади за спиной,.

Комплекс двигательных упражнений «Зайчик» для детей 4–6 лет 1. Упражнение «Заячья зарядка» 1. И. п. : ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища влево, вправо. Зайка беленький сидит И под.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Комплекс упражнений нейрогимнастики для детей с задержкой психического развития»
Опубликовано: 2 ноября 2024 в 15:44
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Комплекс упражнений нейрогимнастики для детей с задержкой психического развития»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Казаченко (УИ 398317) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД