Анастасия Казаченко
Методическая разработка «Комплекс упражнений нейрогимнастики для детей с задержкой психического развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская методическая разработка
Тема: «Комплекс упражнений нейрогимнастики, для детей с задержкой психического развития»
Оглавление
1 Введение 3
1.1 Актуальность 3
1. 2 Ожидаемый результат: 4
1.3 Цели и задачи 4
1. 4 Этапы реализации: 5
2 Содержание 5
2.1 Методические советы по использованию: 7
3 Заключение 8
4 Словарь 8
5 Список используемой литературы 9
6 Список электронных ресурсов 9
1 Введение
Публикация «Методическая разработка „Комплекс упражнений нейрогимнастики для детей с задержкой психического развития“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Причина выбора данной темы стал поиск новых инновационныхобразовательныхтехнологий для развития детей с задержкой психического развития.
Методика используется для :
Повышения эффективности коррекционных занятий с психологом, логопедом, дефектологом.
Показана при работе с детьми 5 - 8 лет, а так же для детей с :
- эмоциональными и поведенческими трудностями;
-нарушениями координации движений и моторной неловкости;
-трудностями выстраивания отношений со взрослыми и сверстниками;
-синдромом дефицита внимания и гиперреактивности, невнимательности, импульсивности.
-задержкой развития, аутизмом;
-задержкой психоречевого и интеллектуального развития;
-общим недоразвитием речи;
1.1 Актуальность
С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными
нарушениями в развитии, которые нуждаются в специализированной помощи. У таких детей в силу различных причин отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности.
Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы : нарушение
произвольной регуляции движений, недостаточная координированность, и наиболее страдает
моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается
повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению. У большинства детей отмечается несформированность межполушарного взаимодействия. Наличие данных характеристик способствует возникновению трудностей в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии.
В настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические
методы работы с детьми. Их эффективность доказана наукой и практикой в решение задач
преодоления отставаний в психическом развитии, профилактики и преодолении возникающих трудностей в обучении детей дошкольного возраста. Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком. Использование нейропсихологических игр и упражнений способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений : интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность педагогам более качественно и творчески вести коррекционную работу.
Нейрогимнастика – это метод двигательной нейропсихологической коррекции (или
сенсомоторной коррекции, которая направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с
целью восстановления у него нормального функционирования мозга. Нейрогимнастика
улучшает речь, память, внимание, пространственные представления. Развивает крупную и
мелкую моторику рук.
Основные правила выполнения упражнений нейрогимнастики :
— должны быть задействованы не менее двух органов чувств;
— нужно концентрировать внимание на тех объектах, которые ранее оставались незамеченными;
— следует менять привычные маршруты выполнения движения;
— необходимо выполнять упражнения регулярно.
1. 2 Ожидаемый результат:
-Овладение инновационными педагогическими технологиями коррекции ЗПР у детей старшего дошкольного возраста;
-Повышение эффективности коррекции за счет использования нейропсихологического подхода;
-Повышение своих теоретических и практических знаний по теме нейрогимнастики, для
развития детей сзадержкой психического развития.
1.3 Цели и задачи
Цель:улучшить эффективность качества коррекции детей с ЗПР по средством комплекса
упражнений нейрогимнастики.
Задачи:
- Проанализировать передовой опыт по использованию нейрогимнастики в практике работы с детьми с задержкой психического здоровья;
-Определить эффективность использования нейрогимнастики при работе с детьми с ЗПР;
-Сформировать комплекс нейрогимнастики для коррекционной работы;
- Внедрить комплекс нейрогимнастики в коррекционную работу для развития детей с зпр;
- Способствовать успешному улучшению качества коррекции детей с зпр путем использования комплекса нейрогимнастики.
Форма проведения: Индивидуальная, групповая. Использование упражнений нейрогимнастики, включены в режимные моменты, проводятся ежедневно по 5- 7 минут с детьми старшей группы зпр, 10–15 минут с детьми подготовительной группы, в спокойной, доброжелательной обстановке.
1. 4 Этапы реализации:
Первый этап «Организационный». Мной была проанализирована научная литература и
инновационные образовательные технологии по проблеме коррекции дошкольников с
задержкой психического развития. Изучены теоретические аспекты по использованию
нейрогимнастики. Ознакомилась с методической литературой по данному вопросу.
Второй этап «Концептуальный»
На этом этапе на уровне ДОУ был организован круглый стол для обмена опытом, повопросу
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования нейрогимнастики. Определилась эффективность использования. Внедрение в образовательный процесс методики : нейрогимнастики с детьми с задержкой психического развития».
Третий этап «Аналитический». Наблюдение качественных показателей, характеризующих эффективность внедрения нейрогимнастики и в системной работе. Систематизация и обобщение опыта проведение нейрогимнастики на педагогическом совете. Определение перспектив дальнейшей работы на основе полученного результата.
2 Содержание
Сутьметодики заключается в выполнении специальных ритмичных упражнений с удержанием ритма по схеме. Упражнения начинается с простых движений. Постепенно сложность
нарастает и увеличивается объем заданий. Важно точное выполнение каждого упражнения,
поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка.
Методика считается усвоенной, если ребенок выполняет задание правильно или со сбоями
(Допустив ошибку, возвращается к правильной структуре).
В основе всех схем три упражнения :
«Топ» - действия выполняется любой ногой (рисунок1).
«Тук» кулаком правой руки бьем по ладони левой (рисунок 2)
«Хлоп» - хлопаем (рисунок 3)
Первая схема нейрогимнастики представляет собой ряд картинок, который ребенок должен выполнить последовательно (рисунок 4)
Далее немного усложняем программу. Картинки выделены двумя цветами: желтым и зеленым. Желтый цвет картинки, обозначает, что мы действие выполняем два раза, зеленый цвет – один раз. (Рисунок 5)
На следующей схеме появляются новые обозначение. Синий квадрат и красный круг. Синий квадрат – выполняем действие один раз, красный круг -2 раза. (Рисунок 6)
В следующей схеме геометрические фигуры обозначают позы пальцев. Прежде, чем перейти к работе со следующей схемой, необходимо отработать с детьми положение пальцев, которые они будут выполнять. Действие выполняем двумя руками одновременно.
Синий квадрат-поза «заяц»
Красный квадрат - поза «класс»
Зеленый квадрат - поза «кольцо»
Схема выполнения такая: сначала действия по картинке, затем поза пальцев. И так далее последовательно. Если у ребенка возникают трудности он может проговаривать действия вслух. ( Образец озвучки по схеме: «топ», «заяц», «тук», «кольцо», «хлоп», «заяц», «хлоп», «класс» и т д)
Следующая схема, это усложнение предыдущей (рисунок7). Здесь добавляется цветовое обозначение (см. рис. 5, желтый цвет – действие по картинке выполняем 2 раза, зеленый цвет – один раз. Геометрические фигуры обозначают позы пальцев: синий квадрат – «заяц», зеленый квадрат- «кольцо», красный квадрат – «класс». После освоение детьми схемы, позы пальцев можно поменять (варианты позы пальцев см. в приложении 2).
Если у ребенка возникают трудности он может проговаривать действия вслух.
2.1 Методические советы по использованию:
- прежде чем использовать схемы в работе, необходимо провести нейрогимнастику на себе, проработать все схемы;
- далее работа будет индивидуальная с каждым ребенком, после того, как будет усвоена программа первой схемы (рисунок 4, детей можно организовать в небольшие группы по 3- 4 человека, для ритмического воспроизведения схемы. В группу организуем столько человек, за сколькими сможем наблюдать, что бы следить за качеством выполнения;
- используем схемы от простого к сложному;
- не используем следующую схему, если ребенок не усвоил предыдущие и допускает много ошибок без само исправления.
- необходимо выполнять упражнения регулярно, 5- 7 минут с детьми старшей группы
10–15 минут с детьми подготовительной группы.
- нейрогимнастику необходимо проводить в спокойной, доброжелательной обстановке. Не заставлять ребенка, если он совсем не настроен на работу, что бы не потерять интерес.
3 Заключение
Практика показала, что применение нейрогимнастики описанной в методической разработке, благоприятно сказывается на развитии интеллектуальных возможностей детей, а так же в целом на коррекционно-развивающем процессе дошкольников. В результате включения педагогами нейрогимнастики в интегрированные виды деятельности детей, были скорректированы многие психоэмоциональные процессы. Для проведение и выполнения нейрогимнастики не нужна специальная подготовки и длительность составляет небольшое количество времени. Она характеризуются простотой выполнения, эмоциональной привлекательностью, яркостью, быстротой создания, и неподдельным детским интересом. В процессе занятий нейрогимнастикой, происходит развитие всех высших психических функций, синхронизируется работа обоих полушарий, улучшается умственная деятельность, улучшается внимание и память, облегчается процесс обучения чтению и письму. Помимо этого, нейрогимнастика способствуют развитию координации движений, совершенствование моторной сферы, психофизических функций. Используя в работе нейрогимнастику, убедилась в том, что она благоприятно сказываются на развитии межполушарного пространства детей.
Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал. А значит, ежедневное применение нейропсихологического комплекса гимнастики дает основу для развития и коррекции высших психических функций даже в домашних условиях. В результате проведенной работы было получено много положительных отзывов от родителей, которые посещали родительские клубы, обучались сами, повышали свою родительскую компетентность, и применяли свои знания по развитию своих детей непосредственно дома. Все схемы, можно изготовить в домашних условиях, они не требуют специальных умений для использования. Применяя в своей практике нейрогимнастики, и рекомендуя ее педагогам нашего ДОУ, были достигнуты поставленные мною цели, и реализованы задачи. Материал, представленный в методической разработке, может найти применение у коллег педагогов, педагогов -психологов других ДОУ и родителей интересующихся проблемами межполушарных связей и интеллектуальным развитием своего ребенка.
4 Словарь
Задержка психического развития (ЗПР) — понятие советской дефектологии, в которой подчёркивалась социальная природа нарушения темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогическая категория используется только в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Нейропсихологические методы работы с детьми — это методы, которые направлены на улучшение работы высших психических функций через воздействие на тело человека посредством особых, специфических, но простых двигательных упражнений и действий.
Нейрогимнастика – это метод двигательной нейропсихологической коррекции (или
сенсомоторной коррекции, которая направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга. Нейрогимнастика улучшает речь, память, внимание, пространственные представления. Развивает крупную и мелкую моторику рук.
5 Список используемой литературы
1. Семенович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М. : Генезис, 2017. —474 с.
2. Луриа А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб, пособие для студ. высших учебных заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
3. Нейробика. Экзерсисы для тренировки мозга /Лоренс Кац К., Рубин Мэннинг Переводчик: Зиновьев А. Ф. издательство: Попурри, 2014г.
4. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие»
А. Л. Сиротюк, выпущенная издательством «АРКТИ» в 2010 году.
5. Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка 4-6 лет. Книга-тренажер /Шамиль Ахмадуллин- М. : Нева 2022-160 с.
6 Список электронных ресурсов
1. Журнал «Актуальные исследования» #50 (77, декабрь 21 Нейрогимнастика в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста
Автор(-ы) : Телепнева Наталья Александровна, Чехлыстова Татьяна Юрьевна, Галуцкая Мария Юрьевна.
2. Пьянова Л. А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоро- вье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». 2018. – 237 с.