Елена Ленденева
Использование технологии проблемного обучения с дошкольниками в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Технология проблемного обучения является одной из современных педагогических технологий, которые обогащают субъективный опыт детей, обеспечивают их самостоятельность, развивают способности и творческий потенциал. Данная технология достаточно изучена, и ее актуальность бесспорна. Использование в образовательной деятельности технологии проблемного обучения помогает всесторонне развивать дошкольника, формировать мотивацию достижения успеха, умение задавать вопросы, находить самостоятельно ответы, развивать коммуникативные навыки у детей. При этом основным видом деятельности остается игра. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Публикация «Использование технологии проблемного обучения с дошкольниками в образовательном процессе» размещена в разделах
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Мы не можете рассказать и объяснить ребенку всего, что касается многочисленных и разнообразных объектов и явлений окружающей действительности. Но заложить доброе начало отношений к миру, потребность в познании (мир огромен, прекрасен и интересен) мы обязаны. Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.
Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства.
Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого - поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы:
– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;
– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения, эвристические вопросы;
– определяем проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
– ставим проблемные задачи.
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение отдаю групповым формам работы.
Таким образом, использование данной технологии актуально в настоящее время. Проблемное обучение является одним из способов решения задачи обозначенной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, «создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка…».
В помощь воспитателям.
Правила создания проблемных ситуаций
1. Проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для детей сложность, не имеет существенных положительных последствий для их развития, в перспективе снижает их самостоятельность и приводит к демотивации детей.
2. Хотя проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность - для развития творческих способностей детей, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоением новых знаний, умений, навыков. С одной стороны, это служит непосредственно образовательным целям, а с другой стороны и благоприятствует мотивации детей, которые осознают, что их усилия в итоге получили определенное выражение, более осязаемое, нежели повышение творческого потенциала.
3. Проблемная ситуация должна вызывать интерес детей своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения. Одним из самых доступных и действенных методов достижения этого эффекта служит максимальное акцентирование противоречий: как действительных, так и кажущихся или даже специально организованных педагогом с целью большей эффектности проблемной ситуации.
Проблемные ситуации по темам.
Тема «Грибы»
Незнайка зовет детей в лес за грибами, но не знает какие грибы съедобные, а какие нет.
Тема «Транспорт»
Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чем к ним добраться.
Тема «Дома», «Свойства материалов»
Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.
Тема «Фрукты»
Путешествуя по пустыне дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?
Тема «Измерение длины»
Красной Шапочке нужно как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая.
Тема «Выше – ниже»
Ивану Царевичу нужно найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.
Тема «Лекарственные растения»
Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать?
Тема «Почва»
Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.
Тема «Свойства материалов»
В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы не промочить ноги.
Тема «Язык мимики и жестов»
Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.
Тема «Погодные условия»
Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.
Тема «Свойства металлов»
Буратино хочет открыть дверцу, в каморке папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.
Тема «Стороны света»
Машенька заблудилась в лесу, но не знает как сообщить о себе и выйти из леса.
Тема «Объем»
Знайке необходимо определить уровень жидкостей в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.
Тема «Погодные условия»
Одна подруга живет далеко на юге и никогда не видела снега. Другая - живет на крайнем севере, там снег никогда не тает. Что сделать, чтобы одна смогла увидеть снег, а другая траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят?
Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино, как же ему через речку перебраться.
Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?
Тема «Часы»
Золушке нужно уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.
Тема «Свойства воздуха»
Незнайка с друзьями пришли на речку, но незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится и думает, что утонет.
Тема «Увеличительные приборы»
Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоиться, что мама не сможет его прочесть из-за маленького шрифта
Тема «Средства связи»
У слоненка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.
Тема «Свойства бумаги»
Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдет ли для этого бумажный кораблик?
Тема «Свойства копировальной бумаги»
Миша хочет пригласить на свой день рождения очень много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок.
Тема «Свойства магнита»
Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?
Тема «Дружба красок»
Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.
Проблемные вопросы к занятиям.
(по образовательным областям).
Формирование элементарных математических представлений.
-Зачем нужна людям математика?
-Все ли геометрические фигуры имеют углы?
-Что надо сделать,чтобы из квадрата получилось два треугольника?
-Зачем нужны геометрические фигуры?
-Что надо сделать,чтобы узнать какая полоска шире?
-Как можно измерить высоту предмета,если не иметь линейки?
-Что нужно сделать,чтобы разделить фигуру на равные части?
-Можно ли придумать новую геометрическую фигуру?
-Что нужно сделать,чтобы решить задачу?
-Зачем нужно уметь считать?
Введение в грамоту.
-Почему одинаково звучащие слова могут быть разными по смыслу?
-Из чего состоит слово,если мы его произносим?
-Из чего состоит слово,если мы его пишем?
-Может ли слово состоять только из гласных звуков?
-Может ли слово состоять только из согласных звуков?
-Что образует слог?
-Что определяет границы предложения на письме?
-Что определяет границы предложения в речи?
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.
-Что будет,если в сказке появится новый герой?
-Как вы думаете Баба -Яга добрая или злая?
-Если бы вы оказались на месте героя рассказа,о чем бы подумали?
-Почему говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек»?
-Для чего используются образные слова?
-Можно ли словами «нарисовать» портрет?
-Как бы вы поступили,оказавшись на месте героя произведения?
Изобразительное искусство.
Рисование.
-Можно ли нарисовать портрет без кисточки?
-Что произойдет,если смешать краски между собой?
-Почему цвета называют теплыми и холодными?
-Как при помощи цвета передать настроение?
-Почему рисунок одного и того же предмета у разных людей выглядит непохоже?
-Может ли портрет рассказать о самом человеке?
-Какую картину называют натюрмортом?
Лепка
-Что получится,если к шарику прикрепить столбик?
-Что будет,если согнуть глиняную палочку?
-Что нужно сделать,чтобы слепить снеговика?
-Что произойдет,если части предмета соединить непрочно?
-Зачем нужно стека?
-Что нужно сделать,чтобы придать образу выразительности?
Аппликация
-Для чего нужно знать правила работы с ножницами?
-Почему говорят : «Семь раз отмерь,один раз отрежь»?
-Что нужно сделать,чтобы за один раз вырезать несколько деталей?
-Можно ли заменить бумагу другим материалом?
-Как узнать,какой материал лучше использовать для работы?
-Что нужно сделать,чтобы вырезать симметричную фигуру?
-Если использовать природный материал,то приемы работы будут такие же как и с бумагой?
Конструирование.
-Как узнать,сколько деталей потребуется для постройки?
-Почему шар может катиться,а кубик нет?
-Почему одни постройки из одних и тех же деталей получаются разными?
-Почему одни постройки получаются прочными,а другие нет?
-Можно ли сконструировать поделку из бумаги?
-Что нужно сделать,чтобы из листа бумаги сложить снеговика?
-Какой схеме соответствует постройка?
Развитие элементарных экологических представлений.
-Почему тает снег на ладони?
-Для чего птицы улетают в теплые края?
-Что произойдет,если исчезнут растения?
-Что произойдет,если пересохнут реки?
-Почему зимующим птицам трудно зимой?
-Что произойдет,если времена года наступят не в свой черед?
-Почему хрустит снег под ногами?
-Почему из тучи идет дождь?
Логика.
-Почему птицы летают,а люди нет?
-Почему днем светло,а ночью темно?
-Можно ли пронести воду в решете?
-Что общего между цифрой четыре и слоном?
-Что нужно сделать,чтобы получить последующее число?
-Зачем кошке мягкие лапки?
Развитие представлений об окружающем мире и о себе.
-Почему при переходе улицы нужно сначала посмотреть налево?
-Что сделать,если надо узнать погоду на улице,не выходя из дома?
-Почему говорят: «Друг познается в беде»?
-Почему холодный снег греет?
-Как можно узнать о времени,если у тебя нет часов?
-Что будет,если изменить материал из которого изготовлен предмет?
-Для чего человек нужны органы чувств?
Развитие музыкальности.
-Что нужно сделать детям,чтобы праздник прошел весело?
-Для чего придумали ноты?
-Зачем людям нужны песни?
-Можно ли весело петь песню,если у нее грустный характер?
-Может ли музыка быть только грустной или только веселой?
-Почему для танца снежинок используем мелодию вальса,а для солдатиков маршевую музыку?
-Можно ли с помощью музыки передать настроение?
Физическая культура.
-Зачем нужны правила в подвижных играх?
-Что будет,если не заниматься физкультурой?
-Что надо сделать,чтобы прыжок получился длинным?
-Какие виды спорта вы знаете?
-Что надо сделать,если не получается упражнение?
-При каких условиях команда сможет победить?
-Почему говорят: «В здоровом теле,здоровый дух»?
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
(по технологии проблемного обучения дошкольников)
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность ребенка
I
Постановка проблемы Создает проблемную ситуацию. Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий. Анализирует проблемную ситуацию. Формулирует или помогает ребенку сформулировать проблему. Определяет целевую установку (что нужно знать, чтобы решить проблему). Осознает создавшееся противоречие. Участвует в формулировке проблемы. «Присваивает» проблему. Осознает цель поиска.
II
Актуализация знаний Побуждает детей к активизации необходимых знаний. Способствует их анализу, синтезу, обобщению и систематизации. Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений. Мотивирует к поиску новых знаний или умений. Активизирует необходимые для решения проблемы знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует). Осознает потребность в новых знаниях. Концентрируется на поиске новых знаний.
III
Выдвижение гипотез - предположений Организует поиск решения. Задает общее направление поиска. Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование. Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе реализации поиска. Соотносит шаги поиска с особенностями проблемы. Участвует в обсуждении плана поисковых действий. Размышляет, рассуждает и выдвигает идеи, гипотезы, обосновывает их. Участвует в обсуждении гипотез других детей. Ведет дискуссию по обсуждению других точек зрения. Проводит самостоятельно поисковую деятельность.
IV
Проверка решения Помогает детям соотнести полученный результат с целями поиска. Проверяет полученный результат поиска, его соответствие целям. Доказывает правильность выбранного пути поиска. Оценивает результат. Формулирует выводы на основе умозаключений.
V
Введение в систему знаний Анализирует конечный результат и процесс деятельности детей. Результаты поиска размещает в уголок открытий. Проводит самоанализ по результатам организации проблемного обучения. Присваивает новые знания и умения. Обогащает субъектный опыт. Участвует в размещении в уголке открытий результатов поиска.