Тамара Викторовна Евдокимова
Идея педагогической практики «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская идея моей педагогической практики
«Развитие речи детей через театрализованную деятельность»
воспитатель 1 категории МАДОУ д. сад № 9 г. Ишима
Евдокимова Т. В.
Развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, в образовательной деятельности, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. В настоящее время отмечается рост детей с отклонениями в речевом развитии. А ясная и правильная речь–это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил навязчивости? Размышляя над этой проблемой, мы предположили, что помочь в этом вопросе может театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность?
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то в рамках художественно-эстетического развития театрализованной деятельности отводится главное место, так как она включает в себя игры с куклами и инсценировки, кукольные спектакли и сюжетно-ролевые игры, дает возможность в игровой и занимательной форме организовать совместную и самостоятельную деятельность детей.
Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, со взрослыми, не обусловив речевое действие и поведение какой то другой деятельностью (игровой, познавательной, практической). Следовательно, проблема связи речевого развития детей и театрализованная деятельность является для нас актуальной.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений в дошкольном возрасте.
Уже в первой младшей группе начинается знакомство с театральной куклой. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, подготовленные педагогами или старшими воспитанниками. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение и создает радостную атмосферу. Взрослый стремится вызвать положительные эмоции к театрально-игровой деятельности, побуждает детей общаться с куклами, участвующими в спектакле.
Начиная с групп раннего возраста и до выпуска из детского сада, педагоги знакомят детей с различными видами кукольных театров.
В средней группе работа над кукольными спектаклями и театрализованными играми ведется параллельно, объединяя кукольный спектакль и театральную игру в единое целое.
В старшем дошкольном возрасте навыки, приобретенные детьми ранее, позволяют объединить в одной театрализованной игре несколько видов театров : настольный, пальчиковый, театр с «живой рукой», марионеток и др. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Кроме того, содержание театрализованных игр способствует активизации разных сторон речи :
-словаря,
-диалогической и монологической речи,
-совершенствованию звуковой стороны речи,
-выразительности речи.
Таким образом, мы можем предположить, что театрализованная деятельность – эффективное средство речевого развития ребенка, которая поможет сформировать связную речь, обогатит словарный запас, разовьет умение общаться. Предметно-развивающая среда, организованная с учетом возрастных особенностей детей, безусловно оказывает большое влияние на качество образования воспитанников. Постоянно присутствует интеграция театрализованной деятельности.
Цельнашей работы – систематизировать работу по развитию речи у дошкольников через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Изучить научно – методическую литературу по проблеме использования театрализованной деятельности для формирования речевого развития у детей дошкольного возраста.
2. Организовать работу с детьми по речевому развитию через театрализованную деятельность.
3. Организовать развивающую предметно – пространственную среду.
Теоретические основы.
Психологи (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова и др.) отмечают, что ребенок усваивает родной язык прежде всего, подражая речи окружающих. Исследования современных отечественных и зарубежных ученых В. А. Кан-Калика, Н. Д. Никандрова, А. Б. Добрович, Е. О. Смирновой показали, что дети дошкольного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком.
Изучая психолого – педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его поняли.
В научно – методической литературе существует классификация театрализованных игр. Все театрализованные игры можно разделить на две группы.
К первой группе относятся режиссерские игры, ко второй группе – игры-драматизации.
В жизни ребенка режиссерская игра возникает рано. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) – невоодушевленные предметы и не имеют своих желаний, претензий. Ребенок действует неподвижной или малоподвижной игрушкой. На первый план здесь выступает речь, интонация, выразительность, дикция.
Вторая группа – игры-драматизации, которые основаны на собственных действиях исполнения роли (куклы би-ба-бо, шапочки и др.). Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности: интонацию, пантомимику. Игра-драматизация способствует воспитанию и развитию интересной, самостоятельной, творческой личности и обеспечивает проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка, меняет поведение детей : застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять свои желания интересам коллектива, т. е. происходит воспитание взаимопомощи, уважения к товарищу, взаимовыручка.
В дошкольной педагогике рассмотрены и разработаны учеными (Н. Карпинской, Р. Сигутиной, Н. Реутской, Л. Бочкаревой и др.) организации театрализованной деятельности с детьми : тематика, содержание, объем, методика работы.
Реализация концепции.
Концепция реализуется в соответствии с принципами организации воспитательно – образовательного процесса:
1. Принцип успешности – заключается в мотивации успеха, продвижения вперед.
2. Принцип интеграции – занятия по театрализованной деятельности связаны со всеми разделами образовательной программы.
3. Принцип психофизической комфортности – заключается в возможности снятия стрессовых факторов.
4. Креативный принцип – максимальная ориентация на развитие психофизических и психических процессов, творческих способностей.
Вторая задача решается ежедневно, в процессе реализации комплексно – тематического плана. В комплексно – тематическое планирование по основной образовательной программе ДОУ включена театрализованная деятельность в каждую тематическую неделю.
В ходе подготовки театрализованной деятельности с детьми уделяется серьезное внимание подбору литературных произведений. Предпочтение отдается произведениям с понятной для ребенка моральной идеей, с динамичными событиями с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки, потешки – их легко обыграть, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций; герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.
Кроме того, воспитанники имеют возможность закрепить полученные умения, посещая кружок «В гостях у сказки», организованного на базе нашего ДОУ.
По традиции, сложившейся в нашей группе, организуется для детей «Театральная пятница» : досуги, развлечения, праздники, театрализованные игры. В «Театральную пятницу» приходят и родители – принимают участие в спектаклях. Это радует детей, им легче побороть волнение, хочется выступать рядом с мамой или бабушкой. Театрализованные представления, с участием родителей поставлены на праздничных развлечениях.
Вместе с тем реализация концепции напрямую зависит от того, на каком уровне находятся взаимоотношения педагога с родителями воспитанников.
Третья задача решается с учетом требований к развивающей предметно – пространственной среде по ФГОС ДО. В группе оформлен театральный уголок, что позволяет детям в повседневной жизни применять умения и навыки, полученные в процессе театрализованной деятельности. Здесь собраны атрибуты и виды театров :
-настольный театр
-театр резиновой игрушки,
-театр «на лопатках»,
-пальчиковый театр,
-варежковый театр,
-конусный театр,
-театр на фланелеграфе,
-«киндер – театр» и т. д.
Материалы уголка постоянно меняются и обновляются.
Результаты работы.
Результативность работы в контексте концепции проявляется в следующем:
1. Организована развивающая предметно – пространственная среда группы;
2. Организована совместная деятельность взрослых и детей в театрализованной деятельности;
3. Организована самостоятельная деятельность детей в специально созданных условиях (центрытеатрально – музыкальной и художественно – изобразительной деятельности);
4. Активное взаимодействие с родителями.
Театрализованные игры организуются в утренние и вечерние часы, органично включаются в реализацию тематической недели. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность театрализованной деятельности в том, что ребенок обучается незаметно для него самого он артист и учится публично говорить и действовать.
Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию речи, развития у ребенка самовыражения, воображения, фантазии, творчества, инициативы и всестороннему развитию ребенка.
Список используемой литературы:
1.Aнтипова Е. С. Театрализованная деятельность в детском саду, -М. : ТЦ «Сфера», 2010.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И, Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников – М. Издательский центр 2006.
3. Бородич А. М., Методика развития речи детей дошкольного возраста, – М. Просвещение, 2014.
4. Доронова Т. Н. Играем в театр, – М. Просвещение, 2004.
5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики – 4 изд. – М. Изд. МГУ, 2005.