МААМ-картинки

Идея педагогической практики «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

Тамара Викторовна Евдокимова
Идея педагогической практики «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы

Авторская идея моей педагогической практики

«Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

воспитатель 1 категории МАДОУ д. сад № 9 г. Ишима

Евдокимова Т. В.

Развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, в образовательной деятельности, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. В настоящее время отмечается рост детей с отклонениями в речевом развитии. А ясная и правильная речь–это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил навязчивости? Размышляя над этой проблемой, мы предположили, что помочь в этом вопросе может театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность?

Темочки:

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то в рамках художественно-эстетического развития театрализованной деятельности отводится главное место, так как она включает в себя игры с куклами и инсценировки, кукольные спектакли и сюжетно-ролевые игры, дает возможность в игровой и занимательной форме организовать совместную и самостоятельную деятельность детей.

Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, со взрослыми, не обусловив речевое действие и поведение какой то другой деятельностью (игровой, познавательной, практической). Следовательно, проблема связи речевого развития детей и театрализованная деятельность является для нас актуальной.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений в дошкольном возрасте.

Уже в первой младшей группе начинается знакомство с театральной куклой. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, подготовленные педагогами или старшими воспитанниками. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение и создает радостную атмосферу. Взрослый стремится вызвать положительные эмоции к театрально-игровой деятельности, побуждает детей общаться с куклами, участвующими в спектакле.

Начиная с групп раннего возраста и до выпуска из детского сада, педагоги знакомят детей с различными видами кукольных театров.

В средней группе работа над кукольными спектаклями и театрализованными играми ведется параллельно, объединяя кукольный спектакль и театральную игру в единое целое.

В старшем дошкольном возрасте навыки, приобретенные детьми ранее, позволяют объединить в одной театрализованной игре несколько видов театров : настольный, пальчиковый, театр с «живой рукой», марионеток и др. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Кроме того, содержание театрализованных игр способствует активизации разных сторон речи :

-словаря,

-диалогической и монологической речи,

-совершенствованию звуковой стороны речи,

-выразительности речи.

Таким образом, мы можем предположить, что театрализованная деятельность – эффективное средство речевого развития ребенка, которая поможет сформировать связную речь, обогатит словарный запас, разовьет умение общаться. Предметно-развивающая среда, организованная с учетом возрастных особенностей детей, безусловно оказывает большое влияние на качество образования воспитанников. Постоянно присутствует интеграция театрализованной деятельности.

Цельнашей работы – систематизировать работу по развитию речи у дошкольников через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Изучить научно – методическую литературу по проблеме использования театрализованной деятельности для формирования речевого развития у детей дошкольного возраста.

2. Организовать работу с детьми по речевому развитию через театрализованную деятельность.

3. Организовать развивающую предметно – пространственную среду.

Теоретические основы.

Психологи (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова и др.) отмечают, что ребенок усваивает родной язык прежде всего, подражая речи окружающих. Исследования современных отечественных и зарубежных ученых В. А. Кан-Калика, Н. Д. Никандрова, А. Б. Добрович, Е. О. Смирновой показали, что дети дошкольного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком.

Изучая психолого – педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его поняли.

В научно – методической литературе существует классификация театрализованных игр. Все театрализованные игры можно разделить на две группы.

К первой группе относятся режиссерские игры, ко второй группе – игры-драматизации.

В жизни ребенка режиссерская игра возникает рано. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) – невоодушевленные предметы и не имеют своих желаний, претензий. Ребенок действует неподвижной или малоподвижной игрушкой. На первый план здесь выступает речь, интонация, выразительность, дикция.

Вторая группа – игры-драматизации, которые основаны на собственных действиях исполнения роли (куклы би-ба-бо, шапочки и др.). Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности: интонацию, пантомимику. Игра-драматизация способствует воспитанию и развитию интересной, самостоятельной, творческой личности и обеспечивает проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка, меняет поведение детей : застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять свои желания интересам коллектива, т. е. происходит воспитание взаимопомощи, уважения к товарищу, взаимовыручка.

В дошкольной педагогике рассмотрены и разработаны учеными (Н. Карпинской, Р. Сигутиной, Н. Реутской, Л. Бочкаревой и др.) организации театрализованной деятельности с детьми : тематика, содержание, объем, методика работы.

Реализация концепции.

Концепция реализуется в соответствии с принципами организации воспитательно – образовательного процесса:

1. Принцип успешности – заключается в мотивации успеха, продвижения вперед.

2. Принцип интеграции – занятия по театрализованной деятельности связаны со всеми разделами образовательной программы.

3. Принцип психофизической комфортности – заключается в возможности снятия стрессовых факторов.

4. Креативный принцип – максимальная ориентация на развитие психофизических и психических процессов, творческих способностей.

Вторая задача решается ежедневно, в процессе реализации комплексно – тематического плана. В комплексно – тематическое планирование по основной образовательной программе ДОУ включена театрализованная деятельность в каждую тематическую неделю.

В ходе подготовки театрализованной деятельности с детьми уделяется серьезное внимание подбору литературных произведений. Предпочтение отдается произведениям с понятной для ребенка моральной идеей, с динамичными событиями с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки, потешки – их легко обыграть, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций; герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

Кроме того, воспитанники имеют возможность закрепить полученные умения, посещая кружок «В гостях у сказки», организованного на базе нашего ДОУ.

По традиции, сложившейся в нашей группе, организуется для детей «Театральная пятница» : досуги, развлечения, праздники, театрализованные игры. В «Театральную пятницу» приходят и родители – принимают участие в спектаклях. Это радует детей, им легче побороть волнение, хочется выступать рядом с мамой или бабушкой. Театрализованные представления, с участием родителей поставлены на праздничных развлечениях.

Вместе с тем реализация концепции напрямую зависит от того, на каком уровне находятся взаимоотношения педагога с родителями воспитанников.

Третья задача решается с учетом требований к развивающей предметно – пространственной среде по ФГОС ДО. В группе оформлен театральный уголок, что позволяет детям в повседневной жизни применять умения и навыки, полученные в процессе театрализованной деятельности. Здесь собраны атрибуты и виды театров :

-настольный театр

-театр резиновой игрушки,

-театр «на лопатках»,

-пальчиковый театр,

-варежковый театр,

-конусный театр,

-театр на фланелеграфе,

-«киндер – театр» и т. д.

Материалы уголка постоянно меняются и обновляются.

Результаты работы.

Результативность работы в контексте концепции проявляется в следующем:

1. Организована развивающая предметно – пространственная среда группы;

2. Организована совместная деятельность взрослых и детей в театрализованной деятельности;

3. Организована самостоятельная деятельность детей в специально созданных условиях (центрытеатрально – музыкальной и художественно – изобразительной деятельности);

4. Активное взаимодействие с родителями.

Театрализованные игры организуются в утренние и вечерние часы, органично включаются в реализацию тематической недели. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность театрализованной деятельности в том, что ребенок обучается незаметно для него самого он артист и учится публично говорить и действовать.

Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию речи, развития у ребенка самовыражения, воображения, фантазии, творчества, инициативы и всестороннему развитию ребенка.

Список используемой литературы:

1.Aнтипова Е. С. Театрализованная деятельность в детском саду, -М. : ТЦ «Сфера», 2010.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И, Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников – М. Издательский центр 2006.

3. Бородич А. М., Методика развития речи детей дошкольного возраста, – М. Просвещение, 2014.

4. Доронова Т. Н. Играем в театр, – М. Просвещение, 2004.

5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики – 4 изд. – М. Изд. МГУ, 2005.

Публикации по теме:

Развитие речи детей 4–5 лет через театрализованную деятельностьРазвитие речи детей 4–5 лет через театрализованную деятельность У меня средняя группа. Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают.

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность Нельзя оспорить, что речь является особой деятельностью, являющейся инструментом для осуществления всех остальных видов деятельности. Она.

Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Консультация для родителей» развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Детский сад как дошкольное.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Опыт работ Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность Выполнила: воспитатель МКДОУ №.

Педагогический совет «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план педагогического совета по теме: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность».

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность Речь-это средство общения,мышления,познания мира,выражения эмоций и чувств. Целью речевого развития детей дошкольного возраста является формирование.

Развитие творческих способностей детей с тяжелыми нарушениями речи через театрализованную деятельность В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей с тяжелыми нарушениями речи. Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это.

Развитие звуковой культуры речи у детей с ОВЗ через театрализованную деятельность Развитие звуковой культуры речи у детей с ОВЗ через театральную деятельность. [/b] В нашем ДОУ над звуковой культурой речи детей мы работаем.

Сценарий педагогического совета «Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность»Сценарий педагогического совета «Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность» Сценарий педсовета на тему: «Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность» Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Идея педагогической практики «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»
Опубликовано: 28 декабря 2018 в 13:12
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Идея педагогической практики «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Викторовна Евдокимова (УИ 1778868) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД