Любовь Александровна Шиляева
Дидактическая игра по обучению грамоте «Волшебные домики с буквами» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Волшебные домики с буквами»
предназначена для совместной работы взрослых и детей 5-7 лет на этапе развития звуко-буквенного анализа и формирования первоначальных навыков чтения. Материалы игры изготовлены в ходе совместного творчества родителей, детей, педагогов.
Игра может быть дидактическим пособием, использоваться в разных видах деятельности (непосредственная образовательная, игровая, самостоятельная).
Публикация «Дидактическая игра по обучению грамоте „Волшебные домики с буквами“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2017
При составлении методики проведения дидактической игры «Волшебные домики с буквами» за основу взят исходный принцип системы речевого развития Д. Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать аналитико-синтетический метод обучения грамоте.
Вариативно использованы: методические приемы обучения основам грамоты Т. А. Ткаченко, Л. А. Журовой, Н. В. Дуровой, В. П. Новикова, Г. А. Каше.
Основное назначение дидактической игры «Волшебные домики с буквами»:
сделать процесс обучения интересным, понятным и доступным;
создать условия для обогащения зрительных образов, для развития познавательных интересов и способностей;
подготовить ребенка к выполнению практических заданий;
создать условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.
Цели:
1) Формировать навыки звукового анализа и синтеза в соответствии с возрастными и фонетическими особенностями детей;
2) Закрепить ассоциативные связи «Звук» – «Буква», «Гласный звук», «Согласный звук»;
3) Уточнить, обогатить предметный словарь;
4) Совершенствовать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
Дидактический материал (оборудование):
• Два сказочных домика (красного и синего цветов)
• Тактильная азбука
• Символика звуков
• «Звуковички» (красный и синий)
Предметные картинки
• Плакаты, которые знакомят с понятиями «звук» и «буква»
Методика проведения:
• 1 вариант игры
У детей на столах лежат предметные картинки. Педагог прикрепляет к «Волшебному домику» символ (символы) звука (звуков). Каждый ребёнок утрированно произносит названия картинок и выбирает, прикрепляет к игровому полотну нужные.
• 2 вариант игры «Предмет и имя»
Педагог показывает детям «Звуковичков» и даёт им имена в зависимости от изучаемой темы (Вова, Толя, Аня и т. д.).Дети выделяют начальные звуки из слов, дают характеристику этим звукам и определяют их в нужный домик. Каждому «Звуковичку» предлагается подобрать подарки из ряда предметов, стоящих на отдельном столике, так, чтобы первые звуки в названии предмета и имени «Звуковичка» совпадали.
• 3 вариант игры «Нам пришло письмо из Звукограда»
Педагог вынимает из конверта, «присланного» в группу, символы гласных и согласных звуков, объясняя, что получено письмо из Звукограда, где живут Звуковички. Больше всего они любят играть со звуками. Взрослый предлагает дать характеристику каждому звуку и написать ответ, подобрав к каждому символу названия предметов. Дети называют слова, а педагог отправляет письмо.
• 4 вариант игры «Вспомним сказку»
На крышу «Волшебного домика» прикрепляется картинка с изображением знакомой сказки и несколько символов. Ребёнок берёт символ, даёт характеристику заданному звуку и называет слова, относящиеся к содержанию текста, утрированно произнося соответствующий звук.
• 5 вариант игры «Звук и буква»
Детям предлагаются плакаты, которые знакомят с понятиями «звук» и «буква»
1 плакат для уточнения понятия «звук»:
«ухо» - звуки мы слышим
«рот» – звуки произносим
2 плакат для уточнения понятия «буква»:
«глаз» – буквы читаем
«рука» – буквы пишем
• 6 вариант игры «Составь слово»
Предметная картинка в кармашке домика. Педагог просит выделить детей звуки в составе слова и выложить соответствующую схему.
• 7 вариант игры «Волшебная коробочка" При уточнении акустико-артикуляционных звуков ребенку предлагается достать букву и определить заданную букву, используя тактильно-кинестетический анализатор. Данный вариант игры используется для закрепления ассоциативной связи между звуком и буквой.
Игра «Волшебные домики с буквами» востребована детьми и способствует их развитию, открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей, для создания новых вариантов игры, для педагогов расширяет круг создания новых игровых заданий и упражнений в процессе непосредственно образовательной деятельности. Развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся звуков, букв, написания слов и т. д. Дети используют данную игру в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игр «Сказка», «Театр», что способствует развитию творчества, воображения.
Успехов Вам в развитии Ваших детей!
Приложение.