Юлия Ватулина
Авторизованная программа «В мире геометрических фигур» с использованием игрового набора Дары Фрёбеля
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Программа «В мире геометрических фигур» - это авторизованная программа, которая разработана с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Публикация «Авторизованная программа „В мире геометрических фигур“ с использованием игрового набора Дары Фрёбеля» размещена в разделах
С именем Фридриха Фрёбеля связано возникновение дошкольной педагогики как науки о воспитании детей. Его мнение: ребенок - носитель божественной сущности; его деятельность и поведение обусловлены инстинктами. Важнейший из них - стремление к деятельности; развитие совершается через самодеятельность, через «развертывание своей сущности. Важная составная часть педагогической системы Ф. Фрёбеля - методика воспитания ребенка в семье и детском саду. Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Фрёбель придумал шесть «даров».
Первый дар - шесть цветных шерстяных мячиков синего, красного, желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого цветов, которые следует подвесить над постелью ребенка двух - трех месяцев, чтобы с их помощью он выучился различать цвета, воспринимать различные направления движений.
Второй дар - деревянный шар, цилиндр и куб - предназначался для детей трех - четырех лет. Играя этими предметами, ребенок, по замыслу Фребеля, будет знакомиться с основными формами тел, с их весом, твердостью, подвижностью.
Третий, четвертый дар - для детей старше четырех лет - деревянный куб, разделенный на 8 одинаковых кубиков. С его помощью ребенок получает представления о понятиях «число», «целое» и «часть», учится считать, строить из кубиков различные предметы.
Пятый дар - это 27 кубиков, причем 21 - цельный; три разделены по диагонали, образуя 6 призм; еще три разделены на четыре призмы. Всего 39 фигур.
Шестой дар - 27 деревянных кирпичиков. Из них 21 - целый, три разделены пополам поперек, а еще три разделены вдоль. Всего 33 бруска.
Благодаря таким игрушкам ребенок, по мнению Фрёбеля, «получает собственно и ключ к уразумению внешнего мира, а также приобретает стимул к проявлению своего собственного внутреннего мира».
Познавательное и сенсорное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Знакомство с набором «Дары Фрёбеля» в различных сенсорных, сюжетных и конструктивных играх создаст необходимую базу для освоения игр с правилами, в которых развиваются необходимые качества мышления.
Необходимой предпосылкой познавательного развития детей является целенаправленная коррекционно-развивающая деятельность по формированию и обогащению чувственного опыта ребё нка через совершенствование работы всех анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, осязательного (умения видеть, слышать, осязать и т. д.). Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, величины, цветового спектра и предусматривает данная программа.
Отличительные особенности программы, ее актуальность.
Особенностью данной программы является то, что к набору «Дары Фрёбеля» прилагаются методические разработки с комплектами карточек игр. Каждая из игр, решая задачи образовательной области «Познавательное развитие», способствует решению задач из других образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Большинство игр, предлагаемых для использования при решении задач образовательной области «Познавательное развитие» - это подвижные или малоподвижные игры. Часть игр носит ознакомительный, просветительский характер и поэтому является сюжетно-ролевыми.
Цель программы : развитие познавательных процессов и сенсорных навыков.
Задачи программы :
Коррекционно-развивающие:
-развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление, наблюдательность;
-способствовать развитию восприятия цвета, формы, величины, размера;
-развивать способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов, делать умозаключения.
Образовательные:
-формировать первичные представления о свойствах и объектах окружающего мира;
-обучать умению действовать по зрительному образцу, словесной инструкции;
-активизировать устную речь, развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
-реализовать самостоятельную творческую деятельность;
-формировать благоприятный психологический климат группы.
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься вместе.
Основные принципы программы :
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей.
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть предлагаемый материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник и пр.).
Условия и реализация программы
Программа ориентирована на детей 4-6 лет. Занятия проводятся в первой половине дня продолжительностью 25-30 минут. Форма организации подгрупповая/индивидуальная.
Организация занятий строится с учетом психологического состояния ребенка, его темперамента, эмоционального фона, базы знаний и психологического вхождения в занятие.
В программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
На восприятие формы;
На целенаправленное развитие восприятия цвета;
На восприятие качеств величины;
На количество предметов;
На развитие речи, мышления;
На развитие первоначальных представлений о природе;
Дары Фрёбеля.
Структура программы
Программа состоит из следующих этапов:
I. Предварительный этап
Включает в себя диагностику уровня развития сенсорных процессов. Набор групп для коррекционных занятий.
II. Основной этап
Данный этап предполагает реализацию коррекционных занятий. Программа коррекционных занятий состоит из следующих разделов:
-развитие крупной и мелкой моторики;
-тактильно-двигательное восприятие;
-кинестетическое и кинетическое развитие;
-восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
-развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
-развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
-восприятие пространства;
-восприятие времени.
III. Заключительный этап
На данном этапе проводится повторная диагностика, сравнение полученных данных, информирование педагогов и родителей о результатах коррекционно-развивающей работы.
Ожидаемые результаты
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию познавательных и сенсорных процессов дети должны научиться:
-ориентироваться на сенсорные эталоны;
-узнавать предметы по заданным признакам;
-сравнивать предметы по внешним признакам;
-классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
-практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
-давать полное описание объектов и явлений;
-определять последовательность событий;
-ориентироваться в пространстве;
-целенаправленно выполнять действия по инструкции;
-самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
-опосредовать свою деятельность речью.
Содержание программы
№ п/п Тема Дата проведения Ответственный
1. «Большая стирка»
сентябрь
Ю. С. Ватулина
2. «Волшебный мешочек»
3. «В мире фигур»
4. «Капризная принцесса»
5. «Королевство кривых зеркал»
октябрь
Ю. С. Ватулина
6. «Туристический автобус»
7. «Почему я не …»
8. «Аптека»
9. «Зеркало»
ноябрь
Ю. С. Ватулина
10. «Подарок для друга»
11. «Гербы и флаги»
12. «Пир на весь мир»
13. «Джунгли»
декабрь
Ю. С. Ватулина
14. «Морские обитатели»
15. «Кормушка для птиц»
16. «Космос»
17. «Аэропорт» январь Ю. С. Ватулина
18. «На лугу»