Приложение МААМ

Автоматизация твёрдого сонора [Л] в слове, словосочетании, чистоговорке и стихотворении. Занятие с использованием ИКТ

Татьяна Семенкова
Автоматизация твёрдого сонора [Л] в слове, словосочетании, чистоговорке и стихотворении. Занятие с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Автоматизация звука [Л] в слове, словосочетании,

чистоговорке и стихотворении

». [/b]

Индивидуальное коррекционно-развивающее (логопедическое) занятие

с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Татьяна Васильевна Семенкова,

учитель-логопед высшей категории

Емельяновского детского сада № 3

п. Емельяново Красноярского края

Цель: постановка твёрдого сонорного звука [Л] на лексическом материале «Признаки весны».

Задачи:

1. закрепить основные признаки весеннего сезона,

Публикация «Автоматизация твёрдого сонора [Л] в слове, словосочетании, чистоговорке и стихотворении, Занятие с использованием ИКТ» размещена в разделах

2. поддерживать познавательный интерес через компьютерную игру,

3. активизировать подвижность языка через артикуляционную гимнастику,

4. развивать фонематическое восприятие (определять наличие контрольного звука в слове и место звука в слове,

5. совершенствовать навыки согласования: прилагательное+существительное, числительное+существительное,

6. развивать общую и мелкую моторику,

7. формировать размеренный ритм и мелодику речи,

8. активизировать межполушарное взаимодействие посредством кинезиологического упражнения,

9. формировать навыки звукового и слогового анализа,

10. закрепить навыки чтения.

Оборудование:

конструктор «самолёт» из 10 деталей (по количеству заданий на занятии,

зеркало + страницы из пособия «РА-ДУ-ГА» (комплекс упражнений для [Л]) + логопедический зонд «петелька»,

фонетическая ритмика (карточка «А ЛЛЛЛ» и др.) + штурвал,

карточка «самолёт» (символ звука [Л],

дидактическая (настольно-печатная) игра «Рыбалка»,

учебное пособие «Детский иллюстрированный толковый словарик» с закладками,

слоговица («слоговая дорожка» наклеена по краю рабочего стола из 7 жёлтых квадратиков, 5х5,

голубой фломастер,

грецкие орехи или маленькие мячики (по 2 шт. ,

ноутбук + лицензионный диск «Игры для Тигры» (логопедическая коррекционная программа,

ландыши (7 пластмассовых цветов,

«Логопедический букварь» Н. С. Жуковой.

Ход занятия.

I.Орг. момент. Настоящая весна. Введение в тему занятия.

? Какое сейчас время года? (Наступила весна.)

Верно. Внимательно послушай стихотворение В. Алфёрова «Настоящая весна».

Отшумели все метели,

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

Веселее и теплее

Стали солнечные дни.

В нашем садике в аллеях

Уж проталины видны.

Звонко тинькает синица

Возле нашего окна…

В дверь к нам уже сту-чит-ся

Настоящая весна!

Назови пять признаков настоящей весны. Что бывает только весной? (Ответы ребёнка.)

? Какой первый звук в весенних словах: лужа, ландыш, ласточка? (В этих словах первый звук [Л].)

-O- Какой это звук: гласный или согласный? (Согласный.) Согласный твёрдый или мягкий? (Звук [Л] – согласный твёрдый.)

-O-? Звук [Л] напоминает тебе гул мотора какого транспортного средства? (Это звук самолёта.)

! Итак, тема сегодняшнего занятия: «Закрепление согласного твёрдого звука [Л]». А поможет нам в этом сама Весна.

За каждое правильно выполненное задание ты получаешь деталь для самолёта, который ты сможешь собрать в конце занятия. Начинаем.

II. Основная часть. Автоматизация звука [Л].

Чтобы звук [Л] был правильным, чтобы самолёт не потерпел катастрофу, нужно подготовить наш речевой мотор.

1. Артикуляционная гимнастика.

Используем знакомые страницы из пособия «РА-ДУ-ГА». Вот наше волшебное зеркало превратилось в весеннюю лужицу. Смотримся в «лужицу» и стараемся выполнить упражнения для языка правильно:

«Зубная щёточка за верхними зубами», «Барабан», «Маляр», «Трубочка» (выпустить весенний ветерок на салфетку, «Чашечка», «Качели», «Парус».

(логопед выдаёт первую деталь)

*** Физкультминутка «Самолёт»:

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло – на взлёт,

Левое крыло – на взлёт.

Раз-два, три-четыре –

Полетел наш самолёт.

2. Фонетическая ритмика (карточка «А ЛЛЛЛ» и др.) – язык между зубами на звук [Л] (повторить по 3 раза); (или: + логопедический зонд «петелька»).

Твой язык готов к красивому звуку [Л]!

В руках штурвал самолёта.

Набираем высоту (удерживаем язык-«парус»):

А ЛЛЛЛ (повторить по 3 раза каждый слог,

Ы ЛЛЛЛ, Э ЛЛЛЛ,

О ЛЛЛЛ, У ЛЛЛЛ,

Е ЛЛЛЛ, И ЛЛЛЛ.

(логопед выдаёт вторую деталь)

*** Разминка для внимательных ушей.

Задание: подними карточку-символ «самолёт», когда услышишь в слове звук [Л]. Примерные слова: ВЕСНА, ЛОПАТА, МОЛОКО, ВЕТЕР, ЖУРНАЛ, ЛОГОПЕД.

3. Игра «Рыбалка».

Замечательный клёв весной! Посмотрим, какие картинки-рыбки тебе попались на крючок?

Задание: определить место звука [Л] в слове (6 картинок).

(логопед выдаёт третью деталь)

4. Слоговой анализ многосложных слов.

Открываем наш любимый «Детский словарик».

Задание: определить количество слогов в трудных словах (с помощью слоговой дорожки).

Ве-ло-си-пед (полный ответ: «В слове «ве-ло-си-пед» 4 слога»,

дя-тел, лас-точ-ка, мо-то-цикл, эс-ка-ла-тор.

(логопед выдаёт четвёртую деталь)

5. Цветная эстафета «Что бывает голубым?» (словесный игротренинг с голубым фломастером, не менее 10 словосочетаний)

Правило игры: называть словосочетания со словом «голубой», чётко проговаривать конец каждого слова; внимательно слушать второго участника игры (логопеда, чтобы не повторяться. Передавать фломастер точно в руки.

(В словосочетаниях «прилагательное+существительное среднего рода» необходимо чётко, орфографически утрированно произнести, например: «Небо голубое, вот какое!»)

?Какое словосочетание тебе понравилось больше других?

(логопед выдаёт пятую деталь)

6. Чистоговорка «Про голы».

В ладошках-«блюдцах» по одному грецкому ореху (или маленькому мячику). На каждый слог ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.

Следим за языком-«парусом».

Для чистоговорки задаём ритм:

Раз-два-три, раз-два-три.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ;

Забивали мы гоЛЫ.

ЛУ-ЛУ-ЛУ, ЛУ-ЛУ-ЛУ;

Возле окон на поЛУ.

ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА;

Не заметили стекЛА.

ЛУ-ЛУ-ЛУ, ЛУ-ЛУ-ЛУ;

Мы не били по стекЛУ.

ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА;

Только нет в окне стекЛА.

Нет в окне стекла… Но благодаря этой спортивной, футбольной чистоговорке появился в речи красивый звук [Л].

(логопед выдаёт шестую деталь)

*** Кинезиологическое упражнение «Лягушки»:

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят.

Ловко прыгают по лужам,

Только брызги вверх летят!

(В первых трёх строках на каждое слово меняем левую - правую руки: сжать в кулак – расправить;

на последней строке – выбрасываем пальцы одновременно из обоих кулачков.)

7. Компьютерная игра «Игры для Тигры» (лицензированная логопедическая коррекционная программа):

1) Просодика: дыхание – «Кораблики»,

– «Одуванчики»,

2) Фонематика: слова – «Четвёртый лишний»,

– «Животные»,

анализ – «Поезд»,

синтез – «Слова из 3-х слов».

(логопед выдаёт седьмую деталь)

8. Счёт от 1 до 7: один ландыш, два ландыша… семь ландышей.

(логопед выдаёт восьмую деталь)

9. Логоритмическое упражнение «Запилила пила…».

На дворе – весенний месяц апрель. Пора готовить скворечники – домики для птиц.

Вот и мы с тобой берём сейчас в руки волшебную пилу (педагог с ребёнком встают лицом друг к другу, берутся сначала правыми руками, как при приветствии, имитируя распиловку дров):

ЗапилиЛа пиЛа,

ЗажужжаЛа, как пчеЛа.

ОтпилиЛа кусок,

НаскочиЛа на сучок.

ЛопнуЛа и встаЛа.

Начинай сначаЛа! (повторить с левой рукой)

(логопед выдаёт девятую деталь)

10. Чтение в «Логопедическом букваре» - стр. 25 на букву «Л» (стр. 26 «Л»-«Р»).

Закрепление навыков послогового и слитного чтения.

(логопед выдаёт десятую деталь)

III. Итоги занятия.

Итак, с каким звуком мы сегодня работали?

(полный ответ: «Мы работали со звуком [Л].»)

Как считаешь, ты подружился с этим звуком?

(«Да, я сегодня подружился со звуком [Л].»)

Что тебе понравилось больше всего? (Возможный ответ: «Мне понравились компьютерные игры.»)

Ты сегодня – молодец! Выполнил все 10 лётных заданий. Теперь можешь собрать самолёт из всех заработанных деталей.

Логопед читает стихи «Я смелый пилот», под декламацию которых мальчик собирает модель самолёта:

Сижу за штурвалом. Я смелый пилот.

По курсу летит над землёй самолёт.

Стараюсь прорваться сквозь мглу, облака.

Я внешне спокоен. Дрожит чуть рука.

Слегка лишь волнуюсь, но скрыть я хочу:

С землёю на связи смеюсь и шучу.

Стремлюсь доказать: я успешный пилот,

Ведь это мой первый и главный полёт…

(Но вот, как всегда: мне опять помешали.

На речку купаться ребята позвали.

Друзья расшумелись, галдят за окном.

Ну что ж, доиграю в пилота потом.)

(Ребёнок «улетает» с моделью в группу к друзьям.)

Публикации по теме:

Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. ЗайцеваАвтоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и.

Дидактическая игра «Найди место звука в слове»Дидактическая игра «Найди место звука в слове» Задачи: -Развивать фонематический слух. -Учить определять место звучания звука в слове (в начале, в середине, в конце). -Активизировать.

Дидактическая игра «Найди звук в слове» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Найди звук в слове» для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры-одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Характерные особенности дидактических игр заключаются.

Дидактические упражнения по развитию речи «В слове есть звуки» Дидактические упражнения по развитию речи: "В слове есть звуки". Цель рекомендуемых игр - показать детям, что слова звучат потому, что они.

Дидактические упражнения по развитию речи «Звуки в слове можно выделить» Дидактические упражнения по развитию речи: "Звуки в слове можно выделить". Цель предлагаемых игровых упражнении - научить детей слышать.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Конспект индивидуального занятия. Тема: Звук Ш Этап: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах Задачи: 1. Развивать артикуляционную моторику.

Комиссия! Как много в этом слове…Комиссия! Как много в этом слове… Пожалуй самое горячее время для воспитателей дошкольных учреждений-это приемка к новому учебному году. Колоссальный груз ответственности.

Конспект коррекционной образовательной деятельности с использованием компьютерных игровых технологий «Автоматизация звука[р]» Конспект коррекционной образовательной деятельности с использованием компьютерных игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста.

Развивающее пособие «Определи место звука в слове»Развивающее пособие «Определи место звука в слове» Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста при обучении грамоте. Для того, чтобы обучение проходило успешно,.

Занятие НОД с использованием ИКТ «Зимняя сказка» Цель: актуализировать знания детей о зимних явлениях в природе. Задачи Воспитательные: 1. Воспитывать экологическую культуру дошкольников,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Автоматизация твёрдого сонора [Л] в слове, словосочетании, чистоговорке и стихотворении. Занятие с использованием ИКТ
Опубликовано: 15 мая 2021 в 13:15
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Автоматизация твёрдого сонора [Л] в слове, словосочетании, чистоговорке и стихотворении. Занятие с использованием ИКТ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Семенкова (УИ 2663275) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД