Елена Степанова
Автоматизация и дифференциация звуков у детей с ОНР с помощью дидактического пособия «Речекруг»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет. На это влияют экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Публикация «Автоматизация и дифференциация звуков у детей с ОНР с помощью дидактического пособия „Речекруг“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2015
Для детей с ОНР характерно преобладание в активном словаре существительных и глаголов. Мало слов, характеризующих качество, признаки, недостаточное количество обобщающих слов. Одним из типов лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте : замена целого частью, названия действия, название признака. Не знают названия оттенков цветов, плохо различают и формы предметов. Характеризуя величину предмета используют, как правило, понятия большой-маленький, которые заменяют слова: длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.
Недостаточная ориентировка в звуковой форме слов лежит в основе неправильного усвоения морфологической системы языка. Много ошибок в употреблении суффиксов, приставок и окончаний, например: «медведиха» - медведица, «метальный» - металлический и т. д. Это затрудняет расширение словарного запаса, подбор однокоренных слов и делает речь детей бедной и стереотипной.
В грамматическом строе речи наблюдаются стойкие ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде и падеже, смешение родовой принадлежности существительных, ошибки в согласовании числительных с существительными. Характерно также неправильное употребление предлогов («Вытащил ручку из спины, вместо из-за спины», или их опускание, особенно в использовании сложных предлогов.
Отмеченные недостатки в употреблении лексики и грамматики с наибольшей отчётливостью проявляются в различных формах монологической речи (пересказ, составлении рассказов различных типов). Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются перечислением действий или ошибаются в логической последовательности, особенно вовремя пересказа и пропускают целые части рассказа. Рассказ-описание мало доступен детям, обычно они ограничиваются перечислением нескольких свойств предмета (лимон – жёлтый, кислый). В составлении рассказа используют простые мало распространённые предложения. Допускаются ошибки в согласовании и управлении.
У детей с ОНР наблюдаются недостатки в звукопроизношении, нарушения слоговой структуры слова и трудности в овладении звуковым анализом и синтезом, в различении акустически и артикуляторно близких звуков, отсюда недостаточная сформированность фонематического восприятия. Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения.
Различают три формы нарушения звуков :
- искаженное произношение звука. Например: р горловой, межзубный С;
- отсутствие звука в речи ребенка;
- замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Например: «колова» (корова).
Знание форм нарушения звуков помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях звукопроизношения больше внимания уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики. При фонематических нарушениях основной акцент делается на развитии речевого слуха и, как одного из его компонентов, фонематического слуха.
Первый уровень. Полное неумение произнести звук. Ребенок не может ни сказать его самостоятельно, ни повторить по образцу
Второй уровень. Ребенок правильно произносит звук изолированно, но искажает или пропускает во всех словах и во фразовой речи, т. е. правильный звук есть, но он не автоматизирован.
Третий уровень. Ребенок может правильно произносить звук изолированно, в словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другим. Наиболее часто дети смешивают звуки с – ш, з – ж, с' – щ, ц – ч, л – р, б – п, д – т, г – к. Предложенную ребенку фразу «Бабушка сушила мокрое белье на веревке» он может произнести так: «Бабуска сусыла моклое белье на велевке».
Таким образом, все выше перечисленные трудности приводят к тому, что данная категория детей становится хронически неуспевающей, а это мешает формированию полноценной личности ребёнка.
Поэтому, исходя из того, что у детей с ОНР нарушены все компоненты речи, и это создаёт препятствия к овладению грамотой и усвоению знаний, логопедами Степановой Е. Г. и Василенко Л. М. было разработано дидактическое пособие «Речекруг».
Цель этого пособия : формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Задачи:
1. Автоматизация поставленных звуков и дифференциация смешиваемых звуков в словах и фразовой речи.
2. Совершенствование фонематического восприятия.
3. Упражнение в правильном употреблении грамматических категорий: образование множественного числа имён существительных, согласование числительных с существительными, согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ с существительными, согласование прилагательных с существительными, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
4. Активизация номинативного, предикативного и адъективного словарного запаса детей.
5. Формирование связной речи (составление предложений различных типов).
6. Развитие психологической базы речи.
7. Воспитание навыков общения в игре, активности, интереса к родному языку.
Описание пособия и аннотация по применению
Пластмассовый корпус круглой формы с набором картонных кругов с картинками на автоматизацию и дифференциацию определённых звуков и различными заданиями. На картонной основе находятся два круга картинок: на внешнем круге расположены картинки на автоматизацию или дифференциацию определённых звуков, а на внутреннем круге картинки-задания. Верхняя часть пособия имеет внешний прозрачный круг, через который видны картинки-предметы для автоматизации и дифференциации звуков речи, а средняя часть имеет маленькое окно, в котором видна только одна картинка-задание. При вращении верхней части с помощью волчка происходит выбор игры.
Ребёнок крутит волчок, который останавливается на одной из игр. Например: в окошке видна игра «Большой-маленький». Ребёнок называет картинку из внешнего круга, выделяя автоматизируемый или дифференцируемый звук, затем «превращает» большой предмет в маленький с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса: сапоги – сапожки. Поиграв в одну игру, ребёнок крутит волчок и выбирает другую игру.
Таким образом, он автоматизирует поставленный звук или дифференцирует смешиваемые им в речи звуки и упражняется в согласовании, образовании слов или учится составлять предложения, тренируется в делении слов на слоги.
Комплекс игр и упражнений.
Лексический материал для игр и упражнений подобран с учётом многих параметров, необходимых для формирования практических умений и навыков пользования исправленной речью:
• Слова с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками; (на каждом круге слова только на один автоматизируемый звук или на два дифференцируемых звука)
• Слова-картинки, доступные детскому восприятию, чтобы дети могли на картинке узнать и назвать знакомый предмет;
• Слова, имеющие различное количество слогов для определения их количества;
• Слова с различной позицией звука в слове (начало, середина, конец)
• Слова мужского, женского, среднего рода в единственном и множественном числе, чтобы дети могли поупражняться в изменении слов и услышать, что в словах разные окончания;
1. Дидактическая игра «Один-много»
(образование существительных множественного числа в именительном и родительном падеже) : ракета – ракеты, много ракет.
2. Дидактическая игра «Большой-маленький»
(образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) : рыба – рыбка
3. Упражнение «Весёлый счёт»
(согласование числительных с существительными, или словосочетаниями, состоящими из существительных и прилагательных)
Один рак – два рака - …- пять раков (старшая группа)
Одна быстрая ракета – две быстрых ракеты - …-пять быстрых ракет (подготовительная группа)
4. Дидактическая игра «Жадина»
(согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ с существительными или словосочетаниями существительное + прилагательное)
Мой самовар, моя рыбка, мой трактор, мой красивый самовар, моя золотая рыбка, мой синий трактор
5. Дидактическая игра «Подбери признак»
(активизация адъективного словаря и упражнение в согласовании прилагательных с существительными)
Оранжевая, сладкая, длинная, твёрдая морковь
6. Упражнение «Подели слова на слоги»
(Деление слов на слоги и определение, в каком слоге слышится автоматизируемый звук)
Ра-ке-та, в слове ракета 3 слога, звук Р слышится в первом слоге РА.
7. Дидактическая игра «Красный шар»
(Составление предложений, используя слова-картинки на звук Р или картинки со звуками Р-Л.
Сквозь красный шар я вижу самовар. Сквозь красный шар я вижу лопату.
8. Дидактическая игра «Жёлтый шар»
(Составление предложений со словами на звуки Ш-Ж или со звуком Л.
Сквозь жёлтый шар я вижу жирафа. Сквозь жёлтый шар я вижу лося.
9. Дидактическая игра «День рождения Ромы»
(Составление предложений с использованием слов на звук Р) На День рождения Роме я подарю ракету.
10. Упражнение «Мне нравится»
(Составление сложносочинённых предложений с союзом «потому что»)
Мне нравится велосипед, потому что на нём интересно кататься.
11. Дидактическая игра «Паровозик»
(определение позиции звука в слове)
Игры и упражнения на различных кругах подбираются с учётом автоматизируемого звука или дифференцируемых звуков, например игра «День рождения Ромы»используется только для автоматизации звука Р, игра «Желтый шар» используется для дифференциации звуков Ж-Ш или для автоматизации звука Л, игра «Красный шар» может использоваться как для автоматизации звука Р, так и для дифференциации звуков Р-Л при соответствующем подборе слов на двух разных кругах. Остальные игры и упражнения можно использовать для всех звуков, но по возможности использовать не на каждом круге.
Таким образом, с помощью данного пособия, используемого на подгрупповых и индивидуальных занятиях, можно решать сразу несколько задач: автоматизировать, дифференцировать звуки и одновременно упражняться в правильном изменении и образовании слов, согласовании слов в словосочетаниях и предложениях. У данного пособия есть перспективы для дальнейшего пополнения дидактической базы, можно добавлять новые игры и подобрать лексический материал по 14 разрядам слоговой структуры для детей с нарушением ССС.