Светлана Малахова
Аудиовизуальное пособие «Русские народные музыкальные инструменты» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение №16
Аудиовизуальное пособие
«Русские народные музыкальные инструменты»
для детей старшего дошкольного возраста
Автор-составитель –
Малахова Светлана Геннадьевна
Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области
Цель: Ознакомление детей с русскими народными инструментами и их звучанием.
Задачи:
Публикация «Аудиовизуальное пособие „Русские народные музыкальные инструменты“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Музыкальные инструменты
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать умение определять тембровую окраску инструмента, узнавать его звучание (гармошка, баян, балалайка, дудка, барабан, бубен, свирель). Различать группы народных инструментов : струнные, духовые, ударные. Развивать музыкальную память.
• Расширять и обобщать музыкально-слуховой опыт детей.
• Прививать интерес к русской народной музыке.
• Формировать у детей национальное самосознание.
Оборудование:
Компьютер, аудиовизуальное пособие.
Музыкальный репертуар : обработки русских народных наигрышей и мелодий.
В презентации рассматриваются струнные, ударные и духовые народные инструменты. Музыкальный руководитель может провести просмотр слайдов на общем музыкальном занятии и на специальном (чаще всего во второй половине дня, который строится так: дети слушают загадку об инструменте,отгадывают. Затем прослушивают звучание этого инструмента - соло и в оркестре. На последующих занятиях дети более подробно знакомятся с народными инструментами, узнают об основных приёмах игры на этих инструментах, знакомятся с тембровым своеобразием и учатся различать звучание этих музыкальных инструментов. В ходе музыкальных и интегрированных занятий, применяя компьютерную технологию, у детей создается определенное настроение. Проводится слушание, сочетаемое с другими видами музыкальной и художественной деятельности. (В приложении). Эти виды также могут варьироваться: слушание и игра на детских музыкальных инструментах, слушание и рисование.
Пользуясь этими приемами, музыкальный руководитель в детском саду учит детей уметь определять характер, настроение пьесы, обогащает словарный запас детей, формирует интерес к общению с музыкой, исполненной на русских народных инструментах,воспитывает эстетический вкус и желание слушать музыку. Знакомство с народными традициями, изучение народных инструментов способствует формированию у маленького человека национального самосознания. Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего народа.
Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребенок осознает, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность
Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них приносят детям радость, создавая предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего народа, а впоследствии и других народов мира. «Незнакомая» музыка начинает восприниматься детьми не как комплекс, состоящий из различных созвучий и ритмов, а как явление культуры. Чувства и желания ребенка, формирующие мотивы его деятельности, направляются на постижение этого явления.
Восприятие звучания народных инструментов дополняется, обогащается, становится доступнее, если рядом с ним появляются произведения изобразительного искусства, иллюстрации инструментов в виде компьютерной графики и литературы в виде народного фольклора (загадки, прилагающиеся в этой работе. И, конечно же, у детей формируется восприятие музыкального образа в сочетании схудожественным словом и компьютерной графикой, что является актуальным в настоящее время для развития современных детей.
Вступительная беседа перед первым прослушиванием музыки, продуманная, интересная, включает рассказ об общем содержании темы:инструменты русского народа. «Слово о музыке» требует от взрослого тонкости, деликатности и чувства меры.
Каждое истинное произведение искусства - это духовное послание, несущее через века свой свет, и надо помочь детям увидеть этот свет, осознать своюсопричасность к культуре своего народа, к жизни и памяти предков. Знакомство с народными традициями, изучение народных инструментов способствует формированию у маленького человека национального самосознания.
Знакомство с традициями и историей развития русской культуры, музицирование на народных инструментах, создание детьми аранжировок и оригинальных произведений для игры на инструментах, поиск новых красок и сочетаний в их звучании во время активного музицирования — все эти виды деятельности определяют творческий, познавательный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей, обусловливают его результативность.