Юрий Цыкин
НОД с детьми старшей группы «Народные музыкальные инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшей группы
«Народные музыкальные инструменты»
Тип образовательной деятельности - занятие путешествие.
Технологии: информационно-коммуникативная; личностно – ориентированные; технология использования в обучении игровых методов.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательная, коммуникативная, социализация.
Публикация «НОД с детьми старшей группы „Народные музыкальные инструменты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Вид детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая.
Методические приемы:
• Игровой (путешествие)
• Наглядный (демонстрационный и раздаточный материал, слайды)
• Словесный (рассказать и объяснить).
Цель: Обобщение представлений детей о русских народных музыкальных инструментах, свойствах и способах извлечения музыкальных звуков. Развивать у детей интерес к народной культуре, народной музыке, развитие творческих способностей у детей средствами музыки.
Задачи.
Образовательные задачи:
• формировать знания о музыкальных инструментах;
• познакомить с русскими народными музыкальными инструментами;
• различать музыкальные инструменты по их звучанию;
• обогащать словарный запас новыми словами;
• формировать умения классифицировать инструменты про группам (ударные, струнные, духовые);
• формировать коммуникативные качества дошкольников.
Развивающие задачи;
• развивать интерес к народным музыкальным инструментам;
• развивать слуховое и зрительное восприятие;
• эмоциональную отзывчивость;
• память,
• мышление,
• внимание,
• умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
Воспитательные задачи:
• воспитывать культуру поведения во время непосредственной образовательной деятельности, доброжелательность;
• воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней;
• воспитывать позитивное отношение к искусству;
• воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.
Подготовительная работа:
• Рассматривание альбома «Русские народные инструменты».
• Самостоятельная игра на музыкальных инструментах.
• Разучивание русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде!».
• Посещение «Детской школы искусств» - выставки народных музыкальных инструментов; «Вечера народной музыки» - выступление оркестра народных музыкальных инструментов.
• Разучивание песни «Русские ложки».
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук ; музыкальный центр; презентация «Выставка русских народных инструментов»; аудиозаписи рус. народных мелодий: «Я на горку шла», «Из-под дуба», мелодия из оперы «Садко», «Ой, ты мати, темная дубравушка»; народные музыкальные инструменты: ложки, трещотки, свистульки, гусли, балалайка, дудочки, треугольник, бубенчики; мультимедийное музыкально-дидактическое пособие «Определи музыкальный инструмент».
Ход НОД:
Звучит русская народная мелодия «Я на горку шла», дети входят в зал держа друг друга за руки, образуя круг.
• Приветствие:
Музыкальный руководитель (поет): Здравствуйте, девочки!
Девочки (поют): Здравст-вуй-те!
Музыкальный руководитель (поет): Здравствуйте, мальчики!
Мальчики (поют) : Здравст-вуй-те!
Музыкальный руководитель (поет): Здравствуйте, ребята!
Все (поют): Здравст-вуй-те!
Муз. рук. : Ребята, всем вам рад я!
Музыка вас в гости снова позвала.
Вы любите петь и танцевать?. (Ответ детей.)
А на инструментах разных играть?. (Ответ детей.)
Муз. рук. : Тогда я приглашаю вас на выставку народных музыкальных инструментов, где царит мир волшебных звуков этих инструментов. Вы согласны? (Ответ детей.)
Муз. рук. предлагает пройти и присесть на стульчики.
Муз. рук. : Сегодня с нами волшебный экран. Давайте посмотрим, что он нам приготовил.
На экране 1-й кадр: «Оркестр русских народных инструментов.»
Муз. рук. : Слышите…
• Звучит р. н. мелодия «Из-под дуба» (аудиозапись).
Муз. рук. : Что вы чувствовали, когда слушали эту мелодию? (Ответы детей.)
Муз. рук. : Прялку продам, веретено продам, гармошку куплю, плясать пойду! Так говорили в народе, когда слышали веселую, задорную плясовую.
Муз. рук. : А какие музыкальные инструменты вы слышали? (Ответы детей.)
Муз. рук. : Русский человек мог не только смастерить себе музыкальный инструмент, порой из самых неожиданных предметов, но и сыграть на нем так, что ноги сами в пляс пойдут.
Муз. рук. : Музыкальные инструменты, придуманные народом, называются народными. На Руси взрослые делали детям всевозможные игрушки, в том числе и музыкальные инструменты: свистульки, дудочки, трещотки.
2-й кадр: «Свистульки, дудочки, трещотки.»
Муз. рук. : Какие музыкальные инструменты вы видите на экране?
(Ответы детей.)
Муз. рук. : Все эти инструменты имеют свое название. Самые простые в изготовлении – свистульки из стеблей одуванчика. Звуки образуются сочные, ласкового звучания. Также свистульки лепили из глины в форме птиц и животных.
3-й кадр: «Свистульки».
• Слушают звучание свистулек.
Муз. рук. : Старинным народным музыкальным инструментом также является дудочка, которая вырезается из веток орешника (вербы, рябины).
4-й кадр: «Дудочка».
Муз. рук. : О дудочке рассказывается в прибаутке:
Ай, ду-ду, ай, ду-ду,
Сидит ворон на дубу.
Он трубит на дубу
В золоченую трубу.
• Разучивание прибаутки.
Муз. рук. : Что нужно сделать, чтобы зазвучала мелодия из свистульки и дудочки? (Ответы детей: подуть.)
Муз. рук. : Правильно, музыкальный инструмент, звук которого происходит от того, что человек в него дует, называется духовым.
• Звучит мелодия из оперы «Садко», «Ой, ты мати, темная дубравушка», исполняемая на гуслях (аудиозапись).
5-й кадр: «Гусли».
Муз. рук. :Это самый древний музыкальный инструмент Древней Руси – гусли. Это струнный инструмент. Давным-давно на Руси человек натянул струны на доску и получил музыкальный инструмент. Название «Гусли» происходит от древнерусского слова «густы» - гудеть, а так как гудела струна, то она получила название «гусли» - гудящие струны.
(Муз. рук. предлагает детям овладеть навыками игры на детских гуслях.)
По окончании игры муз. рук. загадывает загадку:
6-й кадр: Три струны, а звук какой
С переливами, живой
Узнают его в момент –
Самый русский инструмент.
Муз. рук. : О каком музыкальном инструменте идет речь?
(Ответы детей.)
Муз. рук. : Да, этот инструмент называется «балалайка».
7 кадр: «Балалайка».
• Русская народная мелодия «Ах, вы, сени!» в исполнении музыкального руководителя.
Муз. рук. : Как извлекается звук из этого инструмента?
(Ответы детей.)
Муз. рук. : Правильно! Легким ударом по струнам.
(Музыкальный руководитель показывает, как ударять по струнам на балалайке. Дети по желанию повторяют за ним. )
8-й кадр: «Гусли, балалайка».
Муз. рук. : К какой группе инструментов мы относим эти инструменты?
(Ответы детей.)
Муз. рук. : Правильно, струнные!
Муз. рук. : Какие еще струнные музыкальные инструменты вы знаете?
Ответы детей. (скрипка, гитара, арфа.)
Муз. рук. : Мы познакомились с духовыми и струнными народными инструментами. Посмотрим, какие еще инструменты есть на нашей выставке?
9-й кадр: «Деревянные ложки».
Муз. рук. : А это что за инструмент?.
(Ответ детей.)
Муз. рук. : Споем песню про русские ложки расписные.
• Песня «Русские ложки».
Муз. рук. : Как получается звук при игре на ложках?
(Ответ детей.)
Муз. рук. : Правильно, из них извлекают звук ударяя друг о друга.
Муз. рук. : А какие еще ударные музыкальные инструменты вы знаете? (Ответ детей.)
10-й кадр: «Свистульки, дудочки, гусли, балалайка, деревянные ложки, бубен, трещотки, барабан.»
Муз. рук. : Вот сколько народных инструментов мы с вами узнали, и что они делятся на группы – струнные, духовые и ударные.
Муз. рук. : А теперь попробуем отгадать, какой инструмент звучит?
• Музыкально-дидактическая игра «Определи музыкальный инструмент».
Муз. рук. : Как называется коллектив, когда звучит много музыкальных инструментов?
(Ответ детей.)
Муз. рук. : Кто оркестром управляет?
Кто все инструменты знает?
Палочкой волшебной машет,
Не поет он и не пляшет,
Но в работе фантазер!
Отвечаем.
(Ответ детей: дирижер.)
Муз. рук. : Оркестр, как хорошо организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент — управляющий оркестром, которого называют дирижером.
11-й кадр: «Оркестр русских народных инструментов.»
Муз. рук. : А теперь давайте сами поиграем.
(Предоставление свободного выбора инструмента.)
• Инструментальное музицирование «Во саду ли, в огороде!» (русская народная мелодия.)
Муз. рук. : У нас хорошо получилось! Вам понравилось? (Ответы детей.)
Муз. рук. : Интересно быть музыкантом, не правда ли? (Ответы детей.)
Муз. рук. : А теперь нам пора прощаться с нашей выставкой народных инструментов.
12-й кадр: «До свидания!»
Муз. рук. : Инструментам на прощание скажем дружно: До свиданья!
(Звучит русская народная мелодия «Я на горку шла», дети уходят из зала.)