Валерия Ивлева
Аспекты воспитания духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения находит отражение в важных государственных документах нашей страны: в законе «Об образовании в Российской Федерации», в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, 2014, в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в Указе Прези-дента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 го-да» и, конечно, в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ориентирует современных педагогов на воспитание у детей духовно-нравственных и социокультурных ценностей и приобщение дошкольников к принятым в обществе правилам и нормам поведения [4].
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Современному обществу нужны образовательные модели, обеспечиваю-щие духовно-нравственные компоненты в содержании, поэтому обращение к опыту православной педагогики в настоящее время является актуальным.
Педагогический коллектив Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47 «Веселинка» г. Димитровгра-да уже несколько лет знакомит старших дошкольников с основами православ-ной культуры. Сначала дошкольное учреждение было пилотной площадкой по апробации программы Л. Л. Шевченко «Добрый мир» [2], но постепенно педагоги накопили собственный теоретический и практический опыт, включили региональный компонент в содержание работы с детьми и обобщили инновационный опыт в парциальной программе «Доброе слово». В соответствии с программой «Доброе слово» по воспитанию духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к основам право-славной культуры жизнь детского сада строится не только по светскому, но и православному календарю, а воспитательная работа, помимо реализации обра-зовательной программы, включает формирование у детей православных цен-ностей.
Согласно ФГОС ДО парциальная программа обеспечивает развитие лич-ности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности (дви-гательной, игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, вос-приятие художественной литературы и фольклора, элементарной трудовой дея-тельности, конструирование из различных материалов; музыкальной) и охваты-вает все образовательные области (социально-коммуникативное развитие; по-знавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).
Программа «Доброе слово» рассчитана на два года (старшую и подгото-вительную группы) и в каждом возрасте имеет свои разделы. Так, дети шестого года жизни знакомятся с темами «Наш красивый добрый мир», «Это Божий мир кругом», «Кто сотворил мир?» «Добрые качества моей души», «Как устроены отношения в нашей жизни?», «Род, родители, предки», «Благодарение». В подготовительной группе программа включает в себя такие разделы, как «Мир Божий вокруг нас», «Иисус Христос – сын Божий», «Православные праздники», «Доброе сердце и слово: рождественские традиции в России. Дар милосердия», «Преданья старины далекой», «От матери небесной до матери земной», «Мир – прекрасное творенье!», «Учимся красиво мыслить, красиво говорить, делать красивые поступки!».
Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая, содержание программы организовано как тематическая игра-путешествие, которое начинается в старшей группе и завершается в подготови-тельной группе.
Решение задач духовно-нравственного воспитания в программе «Доброе слово» осуществляется через такие формы педагогического взаимодействия с детьми, как проектная, игровая деятельность; этические беседы, обсуждение проблемных ситуаций; чтение библейских притч, легенд, создание собственных (детских) сказок; наблюдение; экспериментирование; экскурсии, целевые про-гулки; коллекционирование; развлечения, викторины, праздники; просмотр слайдов, диафильмов, презентаций, мультфильмов на библейские сюжеты; ри-сование, лепка, аппликация; совместные творческие работы детей и родителей; создание в детском саду мини-музеев, организация выставок фотоматериалов, семейных альбомов.
Особенностью программы «Доброе слово» является широкое использова-ние в работе с детьми образовательных проектов. Данный метод педагоги дет-ского сада рассматривают как важное средство духовно-нравственного воспи-тания дошкольников и считают «изюминкой» своей программы. В течение учебного года реализуется пять основных проектов: «Тропою Святого Гаврии-ла», «Мать – вот целый мир и жизни возрожденье», «Славим Рождество Хри-стово», «Святые защитники земли русской», «Христос Воскресе! Пасха Все-честная! Да просветимся ныне торжеством!».
Одним из принципов реализации программы «Доброе слово» является принцип сотрудничества с семьей, который предполагает создание мотивации, вызывающей у родителей стремление к взаимодействию с дошкольной органи-зацией с целью духовно-нравственного воспитания детей. С помощью анкети-рования педагоги изучили мнение родителей о реализации программы «Доброе слово» в детском саду, а также готовность родителей к сотрудничеству при ознакомлении детей с православной культурой. Результаты анкетирования показали, что большинство родителей заинтересованы в приобщении дошкольни-ков к ценностям православной культуры в условиях дошкольной организации [1, с. 22].
При взаимодействии с семьями воспитанников используются такие инно-вационные формы работы, которые ставят родителей в активную позицию партнеров по решению задач духовно-нравственного воспитания детей. Напри-мер, Духовная гостиная при участии родителей, педагогов, детей и представи-телей духовенства, которая, в свою очередь, является итогом реализации выше-указанных проектов. На встречах в Духовных гостиных рассматриваются актуальные, злободневные темы, обсуждаются острые проблемы, такие, как о добродетели материнства и о вреде абортов («Я хотел бы увидеть свет.»); о таин-стве крещения, о роли крестных родителей в воспитании ребенка и их обязанностях («Родили, крестили, именем нарекли»); о морали, нравственности, патриотизме на примере выдающихся личностей, причисленных к лику Святых земли русской (Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков, а также на примере современных героев, чьими именами названы улицы г. Димитров-града («И взовьется в синеву знамя у славян.»); о подвигах русских воинов: от богатыря Ильи Муромца до солдат Афганской и Чеченской войн («Подвиг ратный, подвиг духовный»); о семье как источнике, дающем ребенку понятия о добре и зле и о необходимости жить мирно не только в своей семье, но и в ладу со всем миром («Источник доброты – семья»); о проблеме привлечения семьи к формированию у детей христианских добродетелей, обучении родителей модели поведения в различных ситуациях общения с детьми («Добродетели и ребенок : воспитываем послушание и целомудрие»).