Анастасия Гредякина
Артикуляционная гимнастика родителям
▼ Скачать + Заказать документы
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно по 5-7 минут, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Каждое упражнение по 3-5 раз.
Публикация «Артикуляционная гимнастика родителям» размещена в разделах
2. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Комплекс артикуляционных упражнений:
Лягушка (Улыбочка)
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Хоботок
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Лягушка (улыбочка) – Хоботок
На счет «раз – два» чередовать упражнения «Лягушка» и «Хоботок».
Лопаточка (Блинчик)
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Накажем непослушный язычок
Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя – пя- пя».
Накажем непослушный язычок зубами
Положить широкий язык между зубами и «постучать» его «та – та – та».
Часики
Рот приоткрыт, делаем круговые движения языком по всей поверхности губ в одну сторону, затем в другую. Нижняя челюсть при этом не двигается.
Маятник
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка делаем движения вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
Киска сердится
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» – выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счёт «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
Чистим нижние зубы
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
Чистим верхние зубы
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
Качели
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1 – 2 поочередно опираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
Чашечка
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
Вкусное варенье
Улыбнуться, открыть рот. языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху-вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).
Маляр
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
Лошадка
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Гармошка
На «грибочке» улыбаясь открываем/закрываем рот.
С первого взгляда может показаться, что гимнастика это скучные упражнения, которые ребенок должен делать каждый день. Но это не так! Десятки известных авторов в области логопедии разработали десятки комплексов по развитию артикуляционной моторики. Мои рекомендации:
1) Н. В. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика». Упражнения выполняются вместе со зверюшками в стихотворной форме, а все рекомендации по выполнению упражнений написаны коротко, грамотно, доступно для родителей.
Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я бы точно так же смог,
Вот, смотри. Сейчас.
2) Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в считалках». В этом пособии шесть считалочек, а значит шесть комплексов для выполнения гимнастики. На каждую строчку выполняется упражнение, выполняем неторопливо, четко.
Раз – окошечко открыли.
Два – мы дудочку купили.
Три – в улыбке наши губки.
На четыре – чистим зубки.
Пять – мы моем потолок.
Шесть – лошадка «скок да скок».
Семь – варенье очень любим.
Восемь – горку делать будем.
Девять – дружно мы болтаем.
Десять – ротик закрываем.
3) Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках». Пособие оформлено в виде пяти сказок о язычке, его домике, занятиях. Детям очень нравится эта игровая форма гимнастики.
Открываем ротик – дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин - Язычок.
Он удобно в доме лёг.
4) Использование сшитой игрушки «Язычок». (Можно также использовать носочек красного цвета). Игрушка наглядно показывает детям положение языка в ротовой полости, дает представление о его частях (кончик, спинка, корень языка).
5) Артикуляционная гимнастика с сопровождением мультимедиа. В наше время ребенок уже с 3-4 лет знаком с компьютером, и информационно коммуникационные технологии вызывают у детей огромный интерес. Поэтому, в своей работе использую презентации Power Point с различными подборками картинок статичных и динамичных.
6) З. А. Репина, А. В. Доросинская «Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста». Это гимнастика для неусидчивых детей, или детей внимание которых сложно привлечь. Опосредованная гимнастика дает нам возможность формирования и развития артикуляционного праксиса для каждого конкретного звука. Выполняя задания в игровой форме, ребенок даже не догадывается, что идет процесс формирования уклада звука, его постановки.
7) «Логокуб» для артикуляционной гимнастики. Это пособие сделано своими руками. Представляет собой и пластмассовый куб 10*10, на каждой стороне куба картинка, символизирующая то или иное упражнение. Ребенок берет куб и начинает выполнять упражнение за упражнением, переворачивая куб в руках. Так как у куба только 6 сторон, то ребенок может выполнить только 6 упражнений. Поэтому это пособие подходит для тех детей, у которых артикуляционные движения сформированы достаточно, и гимнастика нужна как этап занятия, настраивающий ребенка на работу и приводящий язык в нужное положение в зависимости от изучаемого звука.
8) «Сказки о Веселом Язычке». Какие-то из них составлены авторами, какие-то придуманы логопедами-практиками. Любая из артикуляционных сказок включает в себя не менее 10 упражнений, каждое из которых повторяется несколько раз, для закрепления положения языка и формирования объема движения. Для наглядной опоры используются карточки-образы выполняемого упражнения.
9) Артикуляционная гимнастика с использованием предметов домашнего обихода, или выполнением движений руками. Здесь развивая артикуляционную моторику, мы развиваем еще и мелкую. Детям такие упражнения очень нравятся, потому что они знакомятся с ощущениями от мячей, зубных щеток, шишек, шерстяных ниток и т. д.
Например, упражнение "Мышка". Инструкция: Губы в улыбке, рот приоткрыт. Произнести "а. " и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик). Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец при этом согнуты в «дуги-ушки», а средний, безымянный и большой собраны в «мордочку мышки».
10) Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики. В этой гимнастике артикуляционные движения сопровождаются движениями кистей рук и пальцев. Совершенствует координацию движений, развивает артикуляционную и пальчиковую моторику, привлекает интерес детей к упражнениям. (Например упражнение «Шарик». Ладоши ребенка прижаты к друг другу лодочкой. Говорим: «Ш-Ш-Ш» - и ладошки расходятся, показывая, как «надувается» шарик. Вот какой шарик получился! В этом упражнении кисти рук копируют положение языка во время произнесения звука «Ш», а именно «чашечку». И произнести звук для ребенка становится легче.)