Ирина Анатольевна Шаронова
Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков [р]-[р’]
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Р, РЬ– это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке сонорных звуков Р, РЬ.
Самыми частыми обращениями родителей к учителю - логопеду являются дефекты произношения звуков Р, РЬ. В норме эти звуки появляются к пяти годам, к тому возрасту, когда родители уже задумываются о подготовке ребенка к школе. И беспокойство их обосновано, так как все ошибки в звукопроизношении переносятся на ошибки в чтении и письме.
Публикация «Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков [р]-[р’]» размещена в разделах
Артикуляционный уклад звуков Р, РЬ:
Звук Р : положение губ зависит от последующего гласного (здесь и далее дается описание естественной артикуляции, при постановке звука артикуляция более утрированная);
нижняя челюсть, корень и средняя часть спинки языка напряжены;
кончик языка широкий, истончённый, поднят и вибрирует у альвеол, то прилегая к ним, то отходя от них (частота колебаний от трёх и более, в зависимости от звукосочетания в слове);
язык принимает форму «ложечки» : средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята, боковые края приподняты, упираются в верхние коренные зубы;
мягкое нёбо поднято (Р — ротовой звук);
голосовые складки сомкнуты (Р — звонкий звук).
Звук РЬ : артикуляция звука Рь очень схожа с артикуляцией звука Р;
отличается лишь тем, что средняя часть спинки языка приподнята, а кончик языка чуть прогибается и продвинут вперёд.
Нарушения произношения звуков Р, РЬ:
Дефекты произношения звуков Р и Рь называются ротацизмом.
Виды ротацизма.
Горловой ротацизм (картавый). Данный вид нарушения встречается довольно часто. Он может быть велярным (вибрирует мягкое нёбо, звук более низкий) и может быть увулярным (вибрирует увуля (маленький язычок, при этом звук выше).
Губно-губной ротацизм (кучерский). При этом виде нарушения вибрирует не язык, а губы. Встречается редко. Может быть без вибрации.
Одноударный ротацизм. В данном случае вибрация языка отсутствует, образуются отдельные удары (одномоментный звук без раската). Встречается достаточно часто. Если произношение приближено к норме, то коррекции не требуется.
Боковой ротацизм (может быть односторонним и двусторонним). При одностороннем – кончик языка отклоняется в сторону. При двустороннем – вибрируют боковые края языка.
Носовой ротацизм. Звук с гнусавым оттенком.
Глухое произношение звука Р (без участия голоса).
Щёчный ротацизм. При щечном ротацизме вибрируют вместо языка щеки. Это происходит от неправильного направления воздушной струи, чаще всего, при дизартрии.
Частыми причинами ротацизма являются нарушения в строении языка (короткая уздечка языка, длинный, узкий, слишком большой, боковой открытый прикус (нет смыкания коренных зубов, нарушения мышечного тонуса при дизартрии.
Часто звуки Р, РЬ заменяются другими звуками и такое нарушение называется параротацизмом. Замены звуков чаще всего происходят на фоне недоразвития фонематического слуха, это следует учитывать при коррекции такого нарушения звукопроизношения.
Звуки Р и РЬ чаще всего заменяются на Л, ЛЬ, Й, Д, Г, К, Т.
Если вы заметили подобные нарушения звукопроизношения у своего ребенка, которому уже исполнилось 4,5 – 5 лет (до этого возраста нарушения в произношении сонорных Р,РЬ считается нормой, при условии, что остальные компоненты речи развиты хорошо, то следует обратиться за консультацией к учителю-дефектологу или попробовать выполнять комплекс артикуляционных упражнений самостоятельно.
Техника выполнения упражнений:
Случается, что правильное, регулярное и долгосрочное выполнение упражнений (1-2 месяца) помогает преодолеть дефекты произношения без дополнительных манипуляций, то есть непосредственно постановки звуков.
Начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно.
Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
Каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.
Артикуляционную гимнастику следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить звуки Р, Рь правильно.
Рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.
Артикуляционная гимнастика
«Лягушка»
улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
(Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).
Артикуляционное упражнение "Лягушка"
«Змейка»
открыть рот;
узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;
не прикасаться к губам и зубам.
Артикуляционное упражнение "змейка"
«Часики»
улыбнуться, открыть рот;
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
нижняя челюсть неподвижна.
Артикуляционное упражнение "Часики"
«Чашечка»
открыть рот;
широкий расслабленный язык поднять к верхней губе;
прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.
Артикуляционное упражнение "Чашечка"
«Вкусное варенье»
улыбнуться, рот открыть;
медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
Артикуляционное упражнение "Вкусное варенье"
«Маляр»
приоткрыть рот;
широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого неба, производя движение вперед-назад.
Артикуляционное упражнение "маляр"
«Индюк»
рот открыть;
широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносить БЛ-БЛ-БЛ….Нижняя челюсть неподвижна!
Артикуляционное упражнение "Индюк"
«Лошадка»
присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку;
щелкать языком медленно и сильно;
Артикуляционное упражнение "Лошадка"
«Грибок»
улыбнуться;
присосать широкий язык к нёбу, растягивая подъязычную связку;
Артикуляционное упражнение "Грибок"
«Гармошка»
улыбнуться;
сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу);
не отрывая язык, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
Артикуляционное упражнение "Гармошка"
«Дятел»
улыбнуться;
открыть рот;
кончик языка за верхни ми зубами и стучать языком: «Д-Д-Д…».
Артикуляционное упражнение "Дятел"
Выполняя артикуляционную гимнастику регулярно и правильно вы поможете своему малышу быстрее справиться с дефектами произношения сонорных звуков.