Матвеева Алла
Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста (2–3 года)
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционные упражнения, развивающие мышечную силу и подвижность язычка, губ и нижней челюсти. Эти упражнения способствуют правильному звукопроизношению ребенка. Взрослый должен выполнять вместе с ребенком эти упражнения, чтобы малыш видел образец.
• «Большой ротик» : удерживать широко открытый рот на счет до 10-ти. Можно петь при этом: а-а-а!
• Поочередное открывание и закрывание рта. «Иголочка» : широко раскрыть рот и высунуть длинный язычок. Удерживать, не опуская на нижнюю губу.
Темочки:
• «Блинчик» : улыбнуться и высунуть на нижнюю губу широкий, круглый язычок, не напрягая его.
• «Накажи непослушный язычок» : покусать высунутый изо рта язычок: пя-пя-пя.
• «Котик лакает молоко» : улыбнуться и попеременно высовывать и прятать язычок.
• «Почисти зубки» кончиком языка с улыбкой: сначала нижние, потом верхние.
• «Покатай язычок на лошадке» (поцокать).
• «Часики» : поочередное касание углов рта языком с улыбкой.
• «Покачай язычок на качеле» : поочередное касание верхней и нижней губы языком, рот открыт. «Построй заборчик из зубов» с улыбкой. «Спой: и-и-и!».
Игры для развития словарного запаса и грамматической связи слов в предложении.
• «Спрячь игрушку» : положи в коробку, под стол, под стул, на пол, на стол, за спину, в карман; отнеси к двери, дойди с ней до окна и т. п.
- Скажи, куда ты спрятал игрушку?
• «Поможем кукле Кате запомнить посуду» (мебель, одежду, игрушки и т. п.).
- Катя забыла, что это, скажи ей!
• «Чей малыш?», «Чья мама?» : группировка животных и птиц по принципу: взрослое животное – детеныши.
- У коровы маленькие (телята, у козы -. (козлята, у утки -. (утята) и т. д.
• «Покорми зверей» : усвоение падежных форм существительных.
- Чем покормим корову? (травой, кошку – молоком, собаку – косточкой, козу – сеном и т. д.
- Кого чем угостим? Траву – козе, корове, лошади; морковку – зайцу, орехи – белке, грибы – ежу, белке, молоко – кошке и т. д.
• «Назови маленький предмет». Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: гриб-грибок, дом-домик, стол-столик, мяч-мячик и т. д.
- Это большой помидор, а маленький … (помидорчик, большой огурец, а маленький. (огурчик, и т. д.
• «Подскажи словечко» : при совместном проговаривании с ребенком знакомых текстов стихов, потешек, сказок. Н-р:, «Наша Таня громко …плачет, уронила в речку….мячик» и т. д. «Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой … кота, чижика, собаку, … Петьку-забияку».
• «Кто как кричит?» : образование глаголов от звукоподражаний знакомых животных и птиц. Например: «Как кричит собака?» («гав-гав» - лает, «Как кричит кошка?» («мяу-мяу» - мяукает) и т. д.
• Для развития самостоятельной фразовой речи очень полезны игры- театрализации русских сказок с использованием бумажного или пальчикового кукольного театра. Предлагайте детям отвечать на вопросы сказочных персонажей или вступать с ними в диалог.
- Кто в теремочке живет? (лягушка-квакушка, мышка-норушка).
- А ты кто?
- Я – зайка-побегайка! Пустите меня к себе в Теремок!
- Пустим зайку?
- Да, пустим!