Наталья Сейбель
Родительское собрание в средней группе «Артикуляционная гимнастика, её роль в коррекции речи детей с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Растёт ваш ребёнок – увеличивается его потребность в общении, его ежедневная нагрузка. Речь – один из наиболее весомых критериев оценивания развития ребёнка, залог будущей успешности в школе. Очень важно, как воспринимают речь вашего ребёнка взрослые и дети, с которыми он общается. Является ли она чёткой, выразительной, разборчивой, понятной и приятной на слух для собеседников? Не чувствует ли себя ребёнок во время разговора дискомфортно? Не становятся ли речевые нарушения препятствием для нормального общения ребёнка в коллективе, не вызывают ли затруднения в учёбе расстройства психического здоровья? Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести в дальнейшем к плохой успеваемости в школе. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки (свистящие, шипящие, соноры, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому, всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Артикуляционная гимнастика, её роль в коррекции речи детей с ТНР“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного произношения.
Артикуляционная гимнастика не должна оставаться достоянием только учителей узкой специализации – логопедов. В логопедической работе артикуляционная гимнастика является развивающее-коррекционной, важной составляющей целого комплекса мероприятий, направленных на преодоление речевых нарушений и воспитание правильного произношения звуков. В этом случае важным является правильный отбор артикуляционных упражнений, последовательность и точность их выполнения и соблюдения всех советов и требований логопеда.
Так же артикуляционная гимнастика по своему назначению может быть развивающей, когда мы имеем целью только улучшение дикции. В этом случае артикуляционные упражнения могут произвольно, в любой последовательности применяться родителями, воспитателями, учителем как игровой момент или своеобразная ежедневная физминутка во время занятий. Артикуляционная гимнастика должна быть в арсенале каждого преподавателя и родителя, как ежедневный утренний или вечерний речевой моцион.
Артикуляционные упражнения необходимы для развития органов речи.
Во-первых, для нормализации скорости и отработки точности, ритмичности движений речевых органов и переключения с одной артикуляционной позы на другую. Для этого все упражнения выполняются под счёт взрослого. Выполнение отдельных упражнений следует сопровождать движениями кистей рук, которые подражают движениям речевых органов (например языка)
Во-вторых, для укрепления, улучшения подвижности определённых групп мышц артикуляционного аппарата.
В основном это упражнения на напряжение и расслабление мышц.
Например,
- для укрепления мышц корня языка и нижней челюсти выполняются упражнения «Подъемный кран», «Ящичек», «Бегемот»;
-для мышц губ «Хоботок», «Заборчик», «Лягушки»;
- для мышц языка «Блинчики», «Непослушный язычок», «Трубочка»…
В-третьих, для формирования определённых поз языка.
Например, для формирования позы «Чашечка», ребёнка учат расслаблять язык («Непослушный язычок», удерживать язык широким и расслабленным («Блинчики», заворачивать вверх боковые края языка («Вкусное варенье», удерживать язык в данной позе («Чашечка»)
В-четвёртых, для увеличения объёма движений.
Например, растягивание подъязычной складки («Усталая лошадка», «Грибок», «Гармошка»)
Для каждого звука свои артикуляционные упражнения. Занимаясь, с детьми 3-4 летнего возраста мы следили, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
Для того, чтобы понять как тяжело и трудно нашим замечательным, но таким разным детям, которым нужна помощь в развитии артикуляционного аппарата, в понимании и речевом развитии, поиграем в игру «Пойми меня»
Родители делятся на пары,каждому даётся «аскорбинка» или кусочек конфетки и попросите их положить её на верхнюю часть языка, потом повернуться к своему соседу и сказать : «Привет меня зовут…. И моё любимое блюдо….»
Проведя эту игру спросите родителей, было ли обидно пытаться общаться с людьми, которые не понимали. Потом обсудите с родителями причины нарушения. Как они могут поощрять детей с нарушениями речи к общению? Например: говори медленнее, по слогам. Можно попросить ребёнка показать, о чём он говорит, повторить ещё раз, возможно даже нарисовать или написать о том, что хочет рассказать.
Необходимо помнить о том, что ребёнку надо подумать, а нам набраться терпения и подождать полных10 секунд перед тем, как задать например следующий вопрос или дать подсказку. Это даст им время на обдумывание и ответ.
Хочу закончить наше общение словами известного педагога ХХв. Н. И. Сентюриной, она считала: «Чистое и правильное произношение является самой главной необходимостью при чтении и речи. Каждое слово должно произноситься понятно во всех своих составных звуках».
Наша совместная задача родителей и педагогов дать детям равные стартовые возможности перед школой, так как теперь детский сад является первой ступенью образования.
Литература:
1. Овчинникова Т. С. "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. -Спб. :КАРО,2009.
2. Резник Г. Э. "Тетрадь для логопедических занятий. -Харьков:Веста,2012.