Получи документы

Артикуляционная гимнастика детей 2–3 лет на примере потешки «Топаем — хлопаем»

Елецкая Надежда
Артикуляционная гимнастика детей 2–3 лет на примере потешки «Топаем — хлопаем»
▼ Скачать + Заказать документы

Артикуляционная гимнастика детей 2-3 лет на примере потешки «Топаем – хлопаем».

В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше 5 лет, утверждает Е. Ф. Рау, необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратится в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие.

Публикация «Артикуляционная гимнастика детей 2–3 лет на примере потешки „Топаем — хлопаем“» размещена в разделах

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время.

Наиболее эффективными средствами воздействия на выработку правильного звукопроизношения является артикуляционная гимнастика. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой.

Воспитание правильной и чистой детской речи - одна из важных задач в общей системе работы по родному языку. Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по вопросам расстройства речи.

Артикуляция [лат. articulare членораздельно разговаривать] – деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.

Артикуляционный комплекс – совокупность речедвижений, необходимых для данного звука или данной сложной единицы выражения.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики : выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики на индивидуально-подгрупповых занятиях, в совместной деятельности педагога с детьми, на логопедических разминках помогает:

- формировать кинетико-кинестетическую основу движений,

- развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков,

- воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность,

- поддерживать интерес ребёнка к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребность в логопедических занятиях.

Работа с потешкой «Топаем – хлопаем»

Возраст 2-3 года

Первый этап – простой.

Задача: стимулировать ребенка к своевременному и ритмичному произнесению гласного [о].

Потешка Движения педагога Движения ребенка

1. Мы топаем, как мишка: Хлопаем по коленям поочередно 4 раза Повторяет за воспитателем

2 Топ-топ-топ-топ! Хлопаем по коленям 4 раза Повторяет за воспитателем

3. Мы хлопаем, как мишка: Хлопаем в ладоши 4 раза Повторяет за воспитателем

4. Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Хлопаем в ладоши 4 раза Повторяет за воспитателем

5 Лапы вверх мы поднимаем, Хлопаем по коленям поочередно 4 раза Повторяет за воспитателем

6. На другие приседаем. Обнять ребенка, ритмично качаем.

Примечание :

• Произносим хором со всеми детьми.

• Подчеркнутые гласные тянем, артикулируем чуть более выраженно.

• 6 строка с одним ребенком, при повторении качаем другого ребенка.

Второй этап – простой, с усложнением.

Задача: стимулировать ребенка к своевременному и активному произнесению гласных в чередовании.

Потешка Движения педагога Движения ребенка

1. Мы топа-а-ем, как мишка: Хлопаем по коленям поочередно, покачиваясь выделяем а Ребенок повторяет гласный а ритмично, по возможности повторяет за воспитателем

2 То-оп-то-оп-то-оп-то-оп! Хлопаем по коленям в ритм стиха, выделяя звук о, слегка покачиваясь 4 раза Ребенок повторяет гласный о ритмично, по возможности повторяет за воспитателем

3. Мы хлопа-а-ем, как мишка: Хлопаем по коленям поочередно, покачиваясь выделяем а Тоже с гласным а

4. Хло-оп-хло-оп-хло-оп-хло-оп! Хлопаем по коленям в ритм стиха, выделяя звук о, слегка покачиваясь 4 раза Тоже с гласным о

5 Лапы вверх мы поднимаем, Хлопаем по коленям поочередно 4 раза Повторяет за воспитателем

6. На другие приседаем. Обнимаем ребенка, качаем ритмично, выделяя голосом а, поощряем ребенка, если он повторяем вместе с воспитателем

Примечание : повторение слов хлоп-хлоп и топ-топ выделяем мимикой.

Третий этап – средний.

Задача: стимулировать ребенка к произнесению звукоподражательных сочетаний.

Потешка Движения педагога Движения ребенка

1. Мы топаем, как мишка: Хлопаем поочередно ладонями по коленям Ребенок повторяет за воспитателем

2 Оп-оп-оп-оп! Хлопаем 6 раз по коленям Ребенок произносит оп-оп-оп

3. Мы хлопаем, как мишка: Хлопаем поочередно ладонями по коленям Ребенок повторяет за воспитателем

4. Оп-оп-оп-оп! Хлопаем ладонями по коленям 6 раз Ребенок произносит оп-оп-оп

5 Лапы вверх мы поднимаем, Хлопаем по коленям Ребенок повторяет за воспитателем

6. На другие приседаем. Приобнимем одного ребенка или двоих и качаем ритмично

Примечание : в этом варианте стихотворный текст теряет интонацию, т. к. произносится ритмически рубленным способом, похожим на работу метронома. Ничто не должно отвлекать ребенка от простого повторения в одном ритме одинаковых созвучий. Сложное сочетание топ заменяется на простое оп, если дети его осваивают, то возвращаем топ.

Четвертый этап – средний, с усложнением.

Задача: стимулировать ребенка к своевременному и ритмичному повторению окончаний слов в конце строки.

Потешка Движения педагога Движения ребенка

1. Мы топаем-аем, как мишка: Педагог шагает с притопыванием, выделяем аем Ребенок повторяет за воспитателем аем и притопывает

2 Оп-оп-оп-оп! Притопывание ногами Ребенок произносит в конце строки оп-оп-оп и притопывает в такт

3. Мы хлопаем-аем, как мишка: Притопывание с хлопками, выделяем аем Ребенок повторяет за воспитателем аем и притопывает

4. Оп-оп-оп-оп! Притопывание ногами с хлопками Ребенок произносит в конце строки оп-оп-оп и прихлопывает в такт

5 Лапы вверх мы поднимаем-аем, Хлопаем в ладоши и притопываем Ребенок повторяет за воспитателем аем и притопывает

6. На другие приседаем-аем. Тактильное объединение и совместное проговаривание (любой вариант)

Примечание : в связи с возрастными особенностями дети выкрикивают окончания слов, а воспитатель наоборот, должен держать ритм, сохранять интонацию и уменьшать силу голоса в конце строки, чтобы детей было лучше слышно.

Пятый этап.

Задача: стимулировать ребенка к активному повторению отдельных слов.

Потешка Движения педагога Движения ребенка

1. Мы топаем, как мишка: Педагог топает и кивает головой Повторяет за воспитателем, топает

2 Топ-топ-топ-топ! Ребенок говорит топ-топ-топ

3. Мы хлопаем, как мишка: Педагог хлопает, кивает головой на ребенка Повторяет за воспитателем, хлопает

4. Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ребенок говорит хлоп-хлоп-хлоп

5 Лапы вверх мы поднимаем, Дети с педагогом кружатся и обнимаются

6. На другие приседаем.

Примечание :

• При повторении 5 и 6 строки меняем ребенка.

• Педагог произносит, кивает головой, а ребенок произносит слова: топ-топ и хлоп-хлоп.

• В конечном итоги все дети должны стать участником потешки.

• Обнимаем детей – это элемент капсулирования, направлен на эмоциональную и тактильную поддержку, защиту и приобщение к ритму стиха.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями «Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения». Что такое артикуляционная гимнастика Артикуляция (с латинского articulo.

Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей «Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи детей» Учитель – логопед Ковченкова Е. Н. МБУ Брасовского района «Центр.

Артикуляционная гимнастика .

Артикуляционная гимнастика — что это? Что такое артикуляционная гимнастика или гимнастика для язычка? Гимнастика для рук и ног – дело для каждого привычное. Благодаря гимнастике.

Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста (2–3 года) Артикуляционные упражнения, развивающие мышечную силу и подвижность язычка, губ и нижней челюсти. Эти упражнения способствуют правильному.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы.

Артикуляционная гимнастика «Веселый лягушонок» и зрительная гимнастика «Ловим муху» в рамках декады здоровьяАртикуляционная гимнастика «Веселый лягушонок» и зрительная гимнастика «Ловим муху» в рамках декады здоровья С 9 по 19 апреля в нашем детском саду проходила декада здоровья. В рамках декады была проведена артикуляционная и зрительная гимнастика.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика как средства развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста Артикуляционная и дыхательная гимнастика, как средства развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста Игровые.

Картотека «Артикуляционная гимнастика в для детей среднего дошкольного возраста» Сказка про язычок Жил-был язычок (показали — спрятали язычок). Жил язычок в домике (показали зубы, губы в улыбке, вокруг домика стоит крепкий.

Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика в речевом развитии дошкольников» «Артикуляционная гимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика и другие технологии, способствующие речевому развитию детей дошкольного.

Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика детей 2–3 лет на примере потешки «Топаем — хлопаем»
Опубликовано: 5 декабря 2019 в 08:40
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Артикуляционная гимнастика детей 2–3 лет на примере потешки «Топаем — хлопаем»» (включая файлы) размещена пользователем Елецкая Надежда в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД