Ольга Мартынова
Артикуляционная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика необходима для выработки полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Выполнять артикуляционную гимнастику необходимо каждый день по 3-5 минут. Количество упражнений увеличивать постепенно. Первые 2 недели выполнять упражнения на первой странице.
Публикация «Артикуляционная гимнастика» размещена в разделах
2. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
3. Артикуляционную гимнастику выполнять перед зеркалом.
“Заборчик”
Сжать зубы, губы максимально растянуть в улыбке обнажая зубы. Выполнять под счет от 1 до 10. Следить, чтобы зубы находились в правильном прикусе. Не расслаблять губы, не закрывать ими зубы.
«Хоботок» Вытянуть губы вперёд трубочкой.
«Блинчик» (или «Лопатка») Держать широкий язык на нижней губе на счёт до 5-10).
«Холодный ветер на горке» Сделать из языка горку, сильно растянуть губки в улыбке и подуть на язык, проверяя тыльной стороной ладони холодный ветерок.
«Трубочка» Учить сворачивать язык в трубочку.
“Качели”
Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Улыбка-трубочка-квадратик»” Растянуть губы в улыбке. Потом вытянуть губы в трубочку. Потом квадратик. При этом зубы все время сомкнуты.
«Грибок» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка — ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы — в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.
«Ветерок» Сделав грибок, подуть через язычок, можно при этом потянуть звук Т-Т-Т.
Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставлен за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. 10 с.
«Дятел» Рот широко раскрыт, расстояние между зубами с палец. Язык сделать «чашечкой», с силой ударять в бугорки, находящиеся за верхними зубами; ребенок при этом произносит звук Д, подражая дятлу: Д-Д-Д. 15-20 сек.
«Пароход гудит»
Зубы обнажены,
язык между зубами, прижимаем достаточно сильно язык зубами. В это время длительно произносим л-л-л.
«Чистим нижние зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
«Считаем нижние зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
«Киска сердится»
(или «Горка») Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
«Упрямый ослик»
Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
«Месим тесто» Пожевать язык зубами, произнося та-та-та, а потом похлопать губами – па-па-па.
“Чашечка”
Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
«Маляр» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить твёрдое нёбо от зубов к горлу («красить» потолок). Нижняя челюсть не должна двигаться.
«Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
«Лошадка» Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, пощелкать кончиком язычка за верхними зубами медленно, потом быстрее, как лошадка. Работает только язык, нижняя челюсть неподвижна. 10-15р.
«Иголочка» Язык высунуть далеко вперед, напрячь его. Сделать узким. Удерживать 10 сек.
«Зайчик» Закусить передними верхними резцами нижнюю губу, двигать верхней губой вверх-вниз.
Двигать только верхней губой. Остальные части лица находятся в покое.
«Моторчик»
(при постановке звука Р) Ребёнок лежит на спине. Во время длительного произнесения звука Д-Д-Д (произносить с сильным придыханием) быстрыми движениями соской, ватной палочкой или прямым указательным пальцем самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону. Слышен звук ДРРРРР. Кончик языка должен задрожать. Следить, чтобы язычок был за верхними зубами и не опускался вниз.
Список используемой литературы:
1. Будённая Т. В. Логопедическая гимнастика : Методическое пособие. – СПб. ; ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г.
2. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. – СПб. ; Корона принт, 2004г.