Елена Ковченкова
Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
как средство развития речи детей»
Учитель – логопед
Ковченкова Е. Н.
МБУ Брасовского района
«Центр психолого – педагогической, медицинской
и социальной помощи»
Публикация «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
«Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи детей»
Артикуляционная гимнастика
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых - будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, - глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь, как детей, так и взрослых.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы, и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем тренировать язык, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык. У нас артикуляция -автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Некоторые упражнения не будут получаться с первого раза, поэтому их нужно повторить вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Необходимо в этот период быть терпеливым, ласковым и спокойным, и все получится. Заниматься с ребенком ежедневно по 5-7 минут.
Занятия артикуляционной гимнастикой станут особенно интересными, если их разнообразить стихотворными текстами, загадками, сказками, картинками. Включить своё воображение и фантазию, и тогда занятия превратятся в увлекательную и волшебную игру для ребёнка.
Язык широкий положи
И спокойно удержи.
(упр. «Блинчик»)
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
(упр. «Иголочка - Лопаточка»)
А потом пошел гулять,
По ступенечкам шагать.
(упр. «Язычок шагает»)
Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(упр. «Заборчик»)
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
Чашку в рот мы занесем,
Её бока к зубам прижмем.
(упр. «Чашечка»)
Ну и лошадка!
Шерстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыта.
Овса поела -
И снова за дело.
(упр. «Лошадка»)
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.
(упр. «Киска сердится»)
Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой.
(упр. «Грибок»)
Гвозди, молоток и клещи -
Нужные в работе вещи.
Молоток стучит: «Тук-тук!
Язычку я лучший друг».
(упр. «Молоток»)
На качелях я качаюсь,
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я всех выше поднимаюсь,
А потом – вниз.
(упр. «Качели»)
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой :
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка. («Сказка о Веселом язычке»). На этом этапе ребёнок должен повторять упражнения 2-3 раза.
Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками - символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).
Рекомендации к проведению упражнений:
• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу?
• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
• Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
• Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
• К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
• В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
КОМПЛЕКСЫ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ
ГИМНАСТИКИ
Комплекс артикуляционной гимнастики № 1.
Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц]
1.«Заборчик», («Улыбка»)
Цель: закреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.
Краткое описание: Улыбнуться так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать губы в улыбке в спокойном положении под счет от 1 до 5-10.
2. «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»)
Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.
Краткое описание: Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой.
3.«Подуть через трубочку»
Цель: укреплять круговую мышцу рта, тренировать силу и длительность выдоха.
Краткое описание: губы вытянуть «трубочкой» и подуть через них. Стараться дуть как можно дольше.
4.«Язык перешагивает через зубы»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, направлять воздушную струю на середину языка.
Краткое описание: Улыбнуться, рот приоткрыть, язык высунуть изо рта, и подуть на него.
5.«Качели»
Цель: укреплять мышцы языка, учить чередовать движения языка вверх- вниз, развивать умение управлять языком.
Краткое описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.
6.«Наказать непослушный язык»
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Краткое описание: Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки ПЯ - ПЯ -ПЯ. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.
7.«Лопата» («Блинчик»)
Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
Краткое описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
8.«Кто дальше загонит мяч!»
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Краткое описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
9.«Почистим зубы» («Чьи зубы чище»)
Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Краткое описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая движения языком снизу вверх.
10.«Горка» («Катушка»)
Цель: вырабатывать подъём спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.
Краткое описание: Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.
11.«Желобок»
Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю на середину языка.
Краткое описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, язык широкий, положить его за нижние зубы, воздушную струю направлять на середину языка.
Комплекс артикуляционной гимнастики № 2
Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ]
1.«Наказать непослушный язык»
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Краткое описание: Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки ПЯ — ПЯ — ПЯ. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.
2.«Лопата» («Блинчик»)
Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
Краткое описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
3.«Кто дальше загонит мяч!»
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Краткое описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
4.«Приклей конфетку»
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка вверх.
Краткое описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
5.«Грибок»
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Краткое описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот.
(Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)
6.«Вкусное варенье»
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].
Краткое описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
7.«Чашечка»
Цель: Вырабатывать умение загибать края языка и поднимать язык за верхние зубы.
Краткое описание: Рот приоткрыт, язык широкий, боковые края языка
поднимаются так, чтобы язык принял форму чашечки.
8.«Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Краткое описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
9.«Фокус»
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Краткое описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Комплекс артикуляционной гимнастики № 3
Комплекс артикуляционной гимнастики, подготавливающий артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков [л], [л']
1.«Наказать непослушный язык»
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Краткое описание: Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки ПЯ - ПЯ - ПЯ. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.
2.«Лопата» («Блинчик»)
Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
Краткое описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
3.«Вкусное варенье»
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка
вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].
Краткое описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
4.«Пароход гудит»
Цель: вырабатывать подъём спинки языка вверх.
Краткое описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы].
5. «Индюк»
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.
Краткое описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл.
6.«Качели»
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] с гласными [а], [ы], [о], [у].
Краткое описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.
7.«Грибок»
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Краткое описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)
8.«Лошадка» (Пощёлкать кончиком языка.)
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.
Краткое описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
9.«Чашечка»
Цель: Вырабатывать умение загибать края языка и поднимать язык за верхние зубы.
Краткое описание: Рот приоткрыт, язык широкий, боковые края языка поднимаются так, чтобы язык принял форму чашечки»
Методические указания: следить, чтобы язык не касался неба.
Комплекс артикуляционной гимнастики № 4.
Комплекс артикуляционной гимнастики, подготавливающий артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков [р], [р']
1.«Наказать непослушный язык»
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Краткое описание: Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки ПЯ - ПЯ — ПЯ. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.
2.«Кто дальше загонит мяч?»
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Краткое описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф],
сдуть ватку на противоположный край стола.
3.«Чьи зубы чище!»
Цель: вырабатывать подъём языка вверх и умение владеть им.
Краткое описание: Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
4.«Маляр»
Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
Краткое описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперёд-назад.
5.«Грибок»
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Краткое описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)
6.«Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Краткое описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
7.«Лошадка» (Пощёлкать кончиком языка.)
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.
Краткое описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
8.«Индюк»
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.
Краткое описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл.
9.«Барабанщики» («Пулемет»)
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.
Краткое описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнести звук [д] : д - д - д. Сначала звук [д] произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.
10.«Иголочка» («Жало»)
Цель: вырабатывать умения удерживать острый длинный язык.
Краткое описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, острый длинный язык высовывать изо рта. Удерживать высунутый язык в спокойном положении при открытом рте. Упражнение выполняется под счет от 1 до 5-10.