Удовыченко Наталья
Артикуляционная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения для языка:
логопедическая зарядка.
Логопедическая зарядка на звук[м]
Для челюсти:
- сомкнуть зубы, открыть, закрыть;
Для губ:
-губы сомкнуть «посидим в тишине»;
-«улыбочка-трубочка».
Для языка:
-удержание языка у нижних зубов под счёт от 1 до 5;
-покусать зубками.
Логопедическая зарядка на звук[б].
Артикуляционная гимнастика :
Для челюсти: имитация жевания;
Публикация «Артикуляционная гимнастика» размещена в разделах
Для губ:
-почмокать губами;
-«поплевать» на язычок;
-поиграть на гармошке.
Для языка:
Мы прижмё м язык губами: пя-пя-пя.
А потом прижмё м зубами: тя-тя-тя.
Логопедическая зарядка на звук[ф].
Артикуляционная гимнастика :
Для губ:
- кто лучше сделает дудочку;
- сделать губы как бублик (покажи верхние зубки, подними верхнюю губу);
- покусать верхними зубками нижнюю губу.
Для языка:
-язык широкий (держать под счёт от 1 до 5,
-язык узкий,
- чередование широкого и узкого языка.
Логопедическая зарядка на звук[в].
Артикуляционная гимнастика :
Для губ:
- губы в «трубочку» : расслабить
- углы рта в стороны и расслабить;
- почмокать губам
-покусать зубами нижнюю губу.
Для языка:
-язык широкий выложить на нижнюю губу и удерживать под счёт от 1 до 5;
-«почистить зубки»;
- «маляр».
Логопедическая зарядка на звук[н].
Артикуляционная гимнастика :
Для губ:
-«улыбочка»,
-«трубочка» - 2-3 раза;
Для языка:
-«почистить зубки»;
-«часики»;
-«лошадки».
Логопедическая зарядка на звук[т].
Артикуляционная гимнастика :
Для языка:
-«вкусное варенье»;
Мы прижмё м язык губами:
пя-пя-пя.
А потом прижмё м зубами: тя-тя-тя.
Логопедическая зарядка на звук[д].
Артикуляционная гимнастика :
Для губ:
-«улыбочка»,
-«трубочка»,
-«рупор» - 2-3 раза;
Для языка:
-«почистить зубки»;
-«уколоть верхние зубки»;
-«грибок».
Постановка звука [Т]
По подражанию:
Многократное изолированное произношение звука с опорой на символы "Как стучат колеса поезда? - т-т-т" (Фомичева)
Механическим способом:
а) Попросить ребенка произносить ПА-ПА-ПА-Па-ПА,положив кончик языка между губами. Далее в момент произнесения па-па-па-па, губы отодвигают (либоребенок улыбается, обнажая верхние и нижние зубы перед зеркалом, либо взрослый помогает отодвинуть губы большим и указательным пальцем. В момент раздвигания губ мы услышим та-та-та-та.
б)переднюю часть спинки языка прижать к верхней губе, шпателем осторожно отодвинуть язык к верхней десне и предложить ребёнку в этом положении резко дунуть на полоску бумаги.
Постановка звука [д] :
По подражанию:
Логопед показывает и объясняет ребенку артикуляционный уклад. Затем спрашивает: «Как дятел долбит ствол?» Ребё нок отвечает: «д-д-д-д-д»
Обратить внимание ребенка на то, что артикуляция звуков [т] и [д] отличается вибрацией голосовых складок (для этого руку ребенка положить на гортань логопеда).
Механическим способом:
Попросить ребенка произносить ба-ба-ба-ба, положив кончик языка между губами. Далее губы отодвигают. В момент прикусывания - слышится да-да-да.
Постановка звука [н] :
по подражанию:
Приложить один палец ребенка к носу логопеда, другой к его собственному. При этом нужно показать ребенку положение языка.
на базе звука М:Ребенок протяжно произносит звук М при широко просунутом между сомкнутыми губами языке. При этом появляется оттенок звука Н. По мере того, как ребенок привыкает к такому межгубному произнесению звука Н в слогах, словах, губы устраняются пальцами. Получается межзубное Н. Постепенно язык переводится за верхние резцы в нормальное положение.
Постановка звука [П]
По подражанию.
1. Логопед показывает ребенку и объясняет артикуляционный уклад. Потом спрашивает: «Как пыхтит каша?» Ребенок отвечает: «П-п-п.»
2. логопед просит ребёнка произнести слог па, поддувая комочек ваты или полоску цветной бумаги.
Механическим способом.
Произносить звук [ф], указательным пальцем, расположенным горизонтально под нижней губой, похлопывать губы.
Постановка звука [Б]
1. Логопед обращает внимание ребенка на то, что артикуляция звуков [п] и [б] отличается вибрацией голосовых складок (для этого руку ребенка положить на гортань логопеда) и легким раздуванием щек произнести [б] (приложить руку ребенка к щеке).
2. Ребёнок произносит ба-ба-ба, при этом нужно слегка раздувать щёки.
3. На базе звука [п] путём добавления голоса. Ребёнок ощущает вибрацию гортани при произнесении звука [б].
Механическим способом.
С голосом спокойно и длительно дуть на пассивные губы, при этом должны надуваться губы и щеки. должен получиться звук, приближенно напоминающий [в] — двугубный [в]. Затем двигать указательным пальцем, расположенным горизонтально под нижней губой, вверх — вниз, производя попеременное смыкание и размыкание губ. Потом ребёнок сам подкладывает пальчик. Постепенно пальчик убирается.
Постановка звука [М] :
По подражанию. Логопед прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Ребенок ощущает вибрацию на щеке логопеда и воспроизводит ее путём тактильного контроля через свою ладошку.
Советы логопеда:
«Методы постановки звуков раннего онтогенеза.»
Подготовила:
учитель-логопед МБДОУ №11 Удовыченко Н. В.
2015г.
Постановка звука [к]
По подражанию:
а) Для получения правильных к и г, широко открыв рот, уперев кончик языка в нижние зубы, выгибают язык горкой, сильно прижимая спинку к разным точкам твёрдого нёба (ближе к резцам или дальше от них, и вслед за логопедом произносят со взрывом твёрдые и мягкие – к, а затем г.
Если почему-либо спинка языка не поднимается до касания с нёбом, то ребёнку предлагают дышать носом при широко открытом рте. В таком случае язык поднимается вверх. Иногда удаётся получить к, подпирая язык к нёбу большим пальцем снаружи через дно ротовой полости.
б) ребенку предлагается выгнуть язык «горкой», прижать к небу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту => [к]. Если по подражанию не удается, то механически.
механическим способом :
при помощи пальца или шпателя, исходя из звука [т]. Ребенку предлагают произносить слог та. В момент произнесения логопед нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог тя. Затем логопед продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог кя. Наконец, третий этап — еще более глубокий нажим на язык — дает твердый звук — ка.
Для постановки заднеязычных звуков рекомендуют: - "покашлять" и под
зрительным контролем акцентировать внимание ребенка на новом звуке (кх)
Постановка звука [г]
по подражанию:
Ребенку предлагается положить ручку на горлышко и,«включив» голос, произносить звук /К
С механической помощью:
Ребенку предлагается произносить «да –да –да», язык при этом логопед отодвигает шпателем назад до тех пор, пока не послышаться звукосочетания: «да – да - га».
Постановка звука [х]
По подражанию.
а). Звук /Х/ легко вызывается по подражанию с использованием игрового приема: «Открой широко рот и подыши на свои руки, «погрей их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку», а уж потом «пустить ветерок».
б). Можно предложить ребенку смешную картинку или игрушку, чтобы вызвать у него смех, посмеяться вместе с ним, после чего обратить его внимание на смех: мы смеемся «ха-ха-ха». Закрепляем звук /Х/ в сочетании с другими гласными (О, Э, Ы).
С механической помощью.
Если по подражанию вызвать звук не удается, его можно ставить с механической помощью, то есть с помощью зонда двигать язык вглубь языка. Просим ребенка произносить слог «са», при правильном положении языка получится «са-са- ха-ха».
Язык перед зубами, выдох тёплый, затем язык убирается в зазубное положение.
Кончик языка за нижними зубами, не сдвигая его к глотке. Длинный, спокойный, мягкий воздух.
От правильного /К/.
Ребенку предлагается часто и протяжно произносить звук /К/. В это время получается сочетание «кх». Необходимо обратить внимание ребенка на то, что вслед за звуком слышится звук /Х/, после чего отрываем /К/ от/Х/. Получается /Х/.
Постановка звука [й]
по подражанию
- путём отражённого и сопряжённого проговаривания звука [й];
-от мягкого глухого звука х`с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем;
-от гласного звука [и] в сочетании с гласными А, О, У, Э с постепенным ускорением: иа-иа-иа – иа-иа-иа – йа-йа-йа
Ио-ио-ио – ио-ио-ио – йо-йо-йо
Иу-иу-иу – иу-иу-иу – йу-йу-йу
Иэ-иэ-иэ – иэ-иэ-иэ – йэ-йэ-йэ
Механическим способом.
От звука [з] с помощью шпателя или зонда:
Ребёнок произносит слог за-за-за, в это время логопед зондом или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка: за-за-за-зя-зя-зя-йа-йа-йа
Советы логопеда:
«Методы постановки звуков раннего онтогенеза.»
Подготовила:
учитель-логопед МБДОУ №11 Удовыченко Н. В.
2015г.
Рекомендации родителям:
«Как заучивать наизусть стихотворения с детьми?»
Подготовила:
учитель-логопед МБДОУ №11
Удовыченко Н. В.
Сначала следует прочитать стихотворение.
Выяснить все непонятные слова и выражения.
Снова прочитать стихотворение, но уже выразительно.
Предложить через 2 минуты ребёнку повторить его вслух по памяти, при этом помочь ему, не раздражаясь.
Предложить ребёнку ещё раз представить себе описываемые события и прочитать стихотворение ещё раз.
Через несколько часов вновь предложить ребёнку прочитать стихотворение.
Перед сном ещё раз предложить прочитать стихотворение.
Утром следующего дня сначала самим прочитать стихотворение выразительно, потом попросить это сделать ребёнка.
Желаем успехов!
Рекомендации родителям
(помощь при выполнении домашних заданий с детьми)
учитель-логопед МБДОУ №11
Удовыченко Н. В.
Выполнение домашних заданий является огромной помощью логопеду. Дети, занимающиеся дома с родителями дополнительно по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только закрепляемые звуки, но и сложные речевые конструкции.
Выполнение логопедических
домашних заданий.
1. Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно в течении 5 минут.
2. Занятия проводить желательно в утренние часы.
3. Занятия с ребёнком должны быть регулярными.
4. Принуждать ребёнка заниматься нельзя.
5. Усвоив одно упражнение можно приниматься за следующее.
6. Не выполняйте задание за своего ребёнка, если он затрудняется, после можно вернуться к нему снова.
7. Меняйтесь с ребёнком ролями, дети любят находиться в роли «учителя».
8. Не забывайте хвалить ребёнка за незначительные результаты.
9. Занятия следует выполнять поэтапно и последовательно, не более трёх упражнений.
10. Длительность занятия 15-20 минут.
11. Если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий, обратитесь за консультацией к логопеду.
Важно помнить:
Только доброе отношение, любовь и похвала – повысит интерес ребёнка к занятиям.
Помните: Совместная работа логопеда и родителей определит общий успех в коррекционном обучении вашего ребёнка.
Советы родителям:
«Будем правильно дышать, чтобы речь тренировать.»
учитель-логопед МБДОУ №11
Удовыченко Н. В.
Недостатки детского дыхания преодолевают:
• развитием более глубокого вдоха;
• выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
В младшем дошкольном возрасте это достигается в игре, а в среднем и старшем – через гимнастику. Продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3-5 минутами (во избежание головокружения).
Дыхательные упражнения:
сдувать снежинки, пушинки, бумажки со стола, с ладони;
дуть на лёгкие шарики, карандаши и катать их по столу;
загонять шарик в ворота;
приводить дутьём в движение плавающих в тазике уток, кораблики, бумажные фигурки;
дуть на вертушки, ватные шарики, подвешенные на нитке;
сдувать тычинки созревших одуванчиков;
надувать воздушные шарики;
пускать мыльные пузыри;
поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.
Для развития длительного, плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов. Успех закрепляется постоянным надзором за дыханием и соответствующим внушением.
Учите ребёнка делать глубокий вдох, а затем плавный, длительный выдох – это необходимо для формирования речевых навыков.
Обязательно купите ребёнку дудочку, свистульку, мыльные пузыри, вертушку…
Для развития речевого дыхания и голоса можно изготовить бумажные игрушки: бабочку, птичку, матрёшку, мячик и подвесить их на нитке.
Важно: игрушка на которую дует ребёнок, должна находиться на уровне его губ и на расстоянии 10 - 15 см.