Анна Сенич
«Артикуляционная гимнастика». Педагогический проект
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект (познавательно-эмпирический).
«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»
Автор проекта: учитель-логопед д/с «Огонёк», Сенич Анна Николаевна.
Тема проекта:
«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников".
Актуальность выбора темы проекта.
Публикация «„Артикуляционная гимнастика“, Педагогический проект» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь педагогов.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, артикуляционная гимнастика и другие). Артикуляционная гимнастика одна из них. Знакомство детей артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом упражнения у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.
Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время.
Объект проекта: процесс формирования артикуляционной моторики у дошкольников.
Предмет проекта: комплекс специальных упражнений артикуляционной гимнастики, направленный на развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.
Цель проекта: сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.
Задачи:
1. Расширение и углубление теоретических знаний по разделу звуковая культура речи.
2. Раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
3. Апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.
4. Изучение, обобщение и внедрение в практику опыта коллег.
5. Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов.
Гипотеза: Если в системе педагогической работы, направленной на формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста, активно использовать артикуляционную гимнастику в игровых и нетрадиционных методах и приемах, то это более эффективно скажется на воспитании правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы.
Ожидаемый результат:
1. Использование нетрадиционных и игровых приемов для развития артикуляционной моторики будет способствовать формированию правильного звукопроизношения дошкольников.
2. Повышение квалификации, профессионального и педагогического мастерства педагогов детского сада.
3. Повышение рейтинга МДОУ.
Этапы реализации :
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Участники проекта: воспитатели детского сада, дошкольники разных возрастных групп, логопед, логопеды детских садов города Надыма.
Сроки реализации проекта: 12 месяцев
Предполагаемый продукт проекта:
• оформление альбомов по артикуляционной гимнастике (комплексов для определенных видов нарушений в звукопроизношении (Л, ЛЬ, Р, РЬ, С, З, Ц, Ш, Ж, Щ);
• организация выставки «Артикуляционная гимнастика»;
• презентация проекта на методическом совете логопедов детских садов города Надыма;
• популяризация на интернет ресурсах методической литературы по теме среди родителей и воспитателей (http://www.maaam.ru, www.оgonek-nadym.ru., «одноклассники. ru» - группа «Огонёк»).
• участие в телевизионной программе «Оранжевое утро» (Практикум по артикуляционной гимнастике) (СМ. : E-mail: trc_nadym@mail.ru, nst@nadym.ru №538 от 13.10. 2014)
Стратегия осуществления проекта
1 этап: подготовительный.
Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
Подготовка дидактических пособий и презентаций.
2 этап: основной.
Проведение артикуляционной гимнастики - включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции, от подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.
I. Работа с воспитателями.
1. Беседа о значимости артикуляционной гимнастики, рекомендации по ее выполнению и проведению.
Цель: сформировать у воспитателей представление о необходимости внедрения артикуляционной гимнастики в педагогический процесс; выработать практические навыки проведения артикуляционной гимнастики у воспитателей с детьми.
2. Использование в работе по подготовке речедвигательного аппарата традиционных и нетрадиционных логопедических методов и средств воздействия: «Веселые истории для артикуляционной гимнастики»; сопряженная гимнастика или театр пальчиков и языка (использование игрушки – бегемотика Жужи); адаптированные сказки («Язычок в зоопарке», «Язычок на прогулке», «Котик»)
Цель: заинтересовать педагогов новыми приемами для осуществления традиционных способов проведения артикуляционной гимнастики; на практике изучить педагогические приемы и провести мастер-класс для воспитателей младших и средних групп
3. Участие в телевизионной передаче «Оранжевое утро» в целях пропаганды логопедических знаний и эффективности проведения артикуляционной гимнастики. (СМ. : E-mail: trc_nadym@mail.ru, nst@nadym.ru №538 от 13.10 2014)
Цель: привлечь внимание общественности к проблемам логопедии и вызвать интерес к проведению артикуляционной гимнастики в целях профилактики речевых нарушений.
4. Внедрение в практику новых технологий – «Артикуляционная гимнастика и компьютер»
Цель: апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по использованию артикуляционной гимнастики в воспитании правильного звукопроизношения. (СМ. : speechteach@yandex.ru)
II. Работа с родителями.
1. Консультации о значимости артикуляционной гимнастики для выработки правильного звукопроизношения;
Цель: профилактика речевых нарушений.
2. Выступление на родительских собраниях «Что такое и для чего нужна артикуляционная гимнастика»;
Цель: пропаганда логопедических знаний в целях профилактики речевых нарушений.
3. Создание комплексов упражнений с учетом нарушенного звукопроизношения (индивидуально, вклеивается в тетрадь для домашних заданий) ;
Цель: осуществление личностно-ориентированного подхода для коррекции речевых патологий.
4. Практикумы по освоению навыков проведения артикуляционной гимнастики со своими детьми;
Цель: закрепление умений в использовании практических приемов и средств для проведения артикуляционной гимнастики
5. Создание презентаций (Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» для детей)
Цель: сформировать у родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики.
6. Мастер-классы родителей по презентациям в вечернее время.
Цель: воспитание звуковой культуры речи, чувства гордости и сопричастности в педагогическом процессе.
7. Пропаганда проведения артикуляционной гимнастики как эффективного средства для правильного формирования звукопроизношения через социальные сети (http://www.maaam.ru, www.оgonek-nadym.ru., «одноклассники. ru» - группа «Огонёк»).
III этап: заключительный.
1. Работа с детьми – слайды по сказкам про весёлого Язычка.
Цель: выработка правильных артикуляционных поз, развитие подвижности органов артикуляции.
2. Задания родителям и детям – сочинение своих сказок про весёлого Язычка с использованием любимых артикуляционных упражнений;
Цель: совершенствование навыков связной речи, укрепление сотрудничества с родителями средствами совместного творчества
3. Организация выставки в музее детского сада. Посещение выставки детьми и родителями.
Цель: закрепление полученных навыков.
Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей дошкольного возраста.
5. Презентация проекта на методическом совете логопедов города.
Цель: обобщение опыта работы по проекту и популяризация деятельности детского сада.
Ключевые понятия.
Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение. Этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем- и детям, и взрослым- научиться говорить правильно, четко и красиво.
Что такое артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика.
- совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произношения звуков.