Ирина Польшина
Артикуляционная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
«Дудочка». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
Когда сломаешь удочку
Для ловли пескарей,
Пойди и сделай дудочку
Из удочки скорей -
Веселую, певучую,
Как скворушка в саду,
Чтоб ивушку плакучую
Утешить на пруду.
«Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки.
Я залезла на забор,
Заглянуть в соседний двор
И немного посидела.
Как с него я и слетела!
Чередование упражнений «Дудочка» и «Заборчик».
«Кролик». Нужно приподнять верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы.
Кролик-хвастунишка,
Публикация «Артикуляционная гимнастика» размещена в разделах
Белые штанишки,
Вылез на пенёчек,
Хвалится, дружочек:
«Вот какие ушки
Белые макушки
Вот какое брюшко…
Завидуйте, зверушки!»
«Злая лошадка». Нужно изображать фырканье лошади. С силой выдыхать воздух ртом, не раскрывая его. При этом губы начнут вибрировать.
Покатай меня, лошадка,
От дивана до кроватки,
А потом опять к дивану
Отвези меня, лошадка.
«Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, а затем сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.
Хвостик у него крючком,
С Совой и Осликом знаком,
Винни-Пуху он дружок —
Поросенок Пятачок.
«Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
Страшно маленькой лошадке:
через речку мостик — шаткий.
Цок да цок, ещё шажок —
вот желанный бережок.
«Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении.
Сто грибов в лесу найдем,
Обойдем полянку.
В кузовок мы не возьмем
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы,
Елки и осинки
И хорошие грибы
Соберем в корзинки.
«Гармошка». Держа язык в положении «грибок» нужно несколько раз открыть/закрыть рот.
— Ну-ка, гармонист Антошка,
Доставай свою гармошку.
Чтобы ноги в пляс пошли,
Нас скорей развесели.
«Лопни шарик». Щеки надуваются, затем ребенок должен легонько ударить по ним, чтобы воздух вышел.
Отпущу воздушный шарик
Погулять по облакам!
Пусть по небу полетает
И увидит свысока:
Как по крыше ходит кошка,
Как играет детвора,
Как дерутся из-за крошки
Воробьи всего двора!
«Хомяк». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
Рыжий Хомка-хомячок
Настоящий толстячок!
За щекой зерно хранит,
Пожуёт и снова спит.
«Рыбка». Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются.
Рыбки плавают в пруду
И играют в чехарду.
Тёплым днём резвятся,
Дружно веселятся.
«Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.
Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но часы висят на месте.
«Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).
Вишнёвое варенье
Из заветной баночки
Положим на печенье,
Спасибо скажем мамочке.
«Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
Я маляр, шагаю к вам
С кистью и ведром.
Свежей краской буду сам
Красить новый дом.
«Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены.
Обезьяна два банана
Кушала на ветке —
Я не жадина, один
Подарю соседке!
«Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
Ах, качели! Ах, качели!
Подхватили, полетели,
Оторвали от земли,
Прямо в небо унесли!
«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.
У меня есть барабан –
Классная игрушка!
Лучше, чем фортепиано
У моей подружки.
«Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.
Жила-была конфета
С весёлою начинкой —
Вот от неё бумажка
С весёлою картинкой!