Золото Татьяна
Арттехнология как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Арттехнология как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Золото Татьяна Александровна
Аннотация. Статья посвящена проблеме использования арт-педагогических технологий как средства творческого самовыражения старших дошкольников. Определены основные функции и принципы артпедагогики в дошкольном образовании, раскрыты формы и этапы работы по использованию арт-педагогических технологий с детьми старшего дошкольного возраста.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: артпедагогика, инновационные технологии, творческое самовыражения, самопринятие, личностно - ориентированное обучение.
Постановка проблемы. Для современной психолого-педагогической науки остается приоритетной проблема поиска эффективных технологий, благодаря которым возможно оптимизировать процессы воспитания личности, формирования ее системы ценностей, готовности к самореализации в обществе. Одной из перспективных в этом смысле технологий является артпедагогика, которая предполагает широкое использование в учебно-воспитательном процессе различных средств искусства.
Под понятием «артпедагогика» Е. В. Таранова понимает отрасль педагогической науки, изучающая специфику интегративного влияния всех видов занятий искусством и пробуждение личности в системе социальных связей и отношений. [7]
Рассматривая артпедагогику как творчество, А. Л. Вознесенская подтверждает положение, что в любой сфере человеческой деятельности необходимы умения принимать творческие решения. Достаточный уровень креативности дает возможность находить эффективные решения и способствует личностной самореализации и росту. Творчество – это выход за пределы знаний, преодоления и освобождения от ограничений. Творческий процесс является процессом создания принципиально нового продукта, а креативность – способность отказаться от стереотипных моделей мышления и действия. [2]
Таким образом, автор называет использование арт - технологий в образовании системной инновацией, которая характеризуется: комплексом теоретических и практических идей, новых технологий; многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими представлениями; относительной самостоятельностью (обособленностью) от других составляющих педагогической деятельности (процессов обучения, управления и др.); возможностью к интеграции и трансформации. [2]
В своих исследованиях А. А. Деркач констатирует, что арт-педагогика выходит за границы традиционного художественного образования и направлена на формирование положительной «Я – концепции» (на основе самопознания и самовосприятия) и системы ценностных ориентаций старшего дошкольника.
А. А. Деркач подчеркивает воспитательный потенциал арт-педагогики как инновационной технологии личностно - ориентированного обучения и воспитания способна обеспечить гармоничное формирование личности ребенка через художественно-творческое самовыражение, самопознание и самореализацию. [3]
Художественно-творческая деятельность – это деликатная возможность наблюдать за ребенком в процессе творчества, приблизиться к пониманию его интересов, ценностей, ощутить ее неповторимость и уникальность. Здесь воспитательный, развивающий, диагностический и коррекционный процессы протекают одновременно благодаря увлекательной спонтанной деятельности, в результате которой налаживаются эмоциональные, доверительные, коммуникативные контакты между взрослым и ребенком, познаются законы эффективного социального взаимодействия. [5]
Следует отметить, что использование артпедагогических технологий в образовательном процессе в ДОУ, позволит педагогу реализовать основную задачу развития креативности как способности к творчеству и потребности к творческому самовыражению. Кроме того, это способствует формированию эффективному усвоению социально приемлемых моделей поведения и общения, навыков эмоциональной саморегуляции и т. д.
Артпедагогика подразумевает в первую очередь работу со здоровой личностью путем организации живого конструктивного союза ребенка/детей и взрослого в культурно - творческом пространстве с целью реализации следующих образовательных задач:
1. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника;
2. Развитие креативности как способности к творчеству и потребности к творческому самовыражению;
3. Психогигиена (забота об эмоциональном и психическом состоянии ребенка – снижение внутренней тревожности и агрессии, овладение навыками эмоциональной саморегуляции средствами художественно - творческой деятельности и т. д);
4. Формирование позитивной «Я-концепции» дошкольника на основе самопознания и самопринятия;
5. Обеспечение социокультурной адаптации дошкольника (овладение поведенческими моделями в соответствии с социально приемлемых морально-этических норм, формирования коммуникативной культуры и развитие эмпатичных умений старшего дошкольника);
6. Гармонизация личностного развития ребенка в контексте триады «природа – я – социум».
В контексте нашего исследования, анализируя потенциал использования артпедагогики в воспитательно - образовательном процессе, особое внимание стоит отвести многообразию форм его организации:
1. Сказкотерапия развивает творческие возможности, расширяет кругозор, помогает развитию самопознания и самосовершенствования, улучшает взаимодействие с окружающим миром; формирует способность к противостоянию негативного эмоционального влияния социальной среды.
2. Куклотерапия дает возможность определить (психодиагностика) мотивы,
подсознательные желания, черты характера и модели поведения (в процессе взаимодействия); положительно влияет на саморазвитие личности, повышает самооценку, корректирует эмоциональную сферу, побуждает к развитию внутренней мотивации и гибкости в принятии решений.
3. Изотерапия – спонтанный творческий рисунок, который помогает ощутить,
понять себя и свободно выражать свои мысли и чувства, отражает настоящее и
помогает моделировать будущее; положительно влияет на активизацию взаимодействия абстрактно-логического и конкретно-образного мышления, развивает психические процессы (зрение, внимание, память, воображение, двигательную координацию, речь).
4. Фототерапия – процесс творческого самовыражения, способствующий развитию, исцелению и адаптации, улучшает взаимодействие с социумом, приводит к достижению тех или иных положительных психосоциальных эффектов, личностного самораскрытия и самопроявления.
5. Телесно-двигательная терапия (активные двигательные упражнения, вербальные способы высвобождение эмоций, различные техники телесного действия) открывает понимание своего телесного состояния и неосознаваемых тенденций, потребностей и конфликтов (самодиагностика, развивает взаимодействие и групповой контакт, способствует развитию самосознания и самоисследования, улучшает субъективное самочувствие и укрепляет психическое здоровье.
6. Драматерапия дает возможность самоопределиться и воссоздать новые
роли, альтернативные поведенческие стили через драматическое действие-игру.
Попробуем охарактеризовать организацию арт-педагогической работы в условиях детского сада. Любые занятия психологи советуют проводить в группе до 15 человек. Это целесообразно, если занятия будет проводить педагог с группой воспитанников собранных из других групп. Если же занятия с элементами артпедагогики будет проводить воспитатель с целью более глубокого изучения внутреннего мира своих воспитанников и формирования крепкого, дружного детского коллектива в результате совместной художественно-творческой деятельности, то ценность артпедагогической работы будет заключаться именно в такой деятельности.
В условиях стандартной групповой комнаты с целью организации своеобразного пространства внимание стоит сосредоточить на организации двух рабочих зон. Первая зона, по мнению Л. Д. Лебедевой, будет включать личные рабочие места детей (парту и стул) для индивидуального творчества, а вторая – свободную от мебели часть группы, в которой легко можно было бы передвигаться, двигаться или даже танцевать. [4]
Необходимыми материалами для организации и проведения занятия:
1. Карандаши, фломастеры, цветной мел, пастель, сангина, художественный уголь, акварель, гуашь;
2. Кисти разных размеров, палитра, баночки с водой, губка (для закрашивания больших площадей);
3. Бумага разного формата, цвета и оттенка, плотности и текстуры;
4. Картон, фольга, клей, скотч, ножницы, нити, канаты, лоскутки ткани;
5. Салфетки, тряпки и скатерти и т. д.
В работе над коллажами могут понадобиться старые журналы, рекламные буклеты, репродукции или фотографии. На некоторых занятиях можно использовать пластилин (использование глины и специального теста вряд ли будет удобным в школе, песок с миниатюрными фигурками, разнообразные природные материалы для создания объемных композиций.
Учитывая, что целью занятия является достижение определенного творческого эффекта, педагогом, по мнению специалистов, стоит отказаться от многих традиционных приемов работы, обычно используемых на занятиях:
1. Недопустимы команды, приказы, требования и принуждения;
2. Ребенок сам может выбирать для себя те виды и содержание работы, изобразительные материалы и собственный темп, которые ей подходят;
3. Ребенок может отказаться от выполнения некоторых заданий, вербализации своих чувств и переживаний, коллективного обсуждения и т. п. (способы включения детей в работу во многом зависят от педагогического такта и мастерства педагога);
4. Ребенок может лишь наблюдать за работой товарища или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам;
5. Запрещена оценка суждений, критика и наказания. [5]
А. Сорока акцентирует внимание на том, что в структуре каждого занятия с применением арт-педагогических технологий с младшими школьниками должны четко прослеживаться следующие этапы:
1. Настройка на творчество. Задача этого этапа подготовить участников
к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. При этом можно использовать игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы.
2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений. На этом этапе можно использовать рисунок в сочетании с элементами музыкальной и танцевальной терапии. Для арт-терапевтических занятий лучше подбирать мелодичные композиции без текста. Можно совмещать арт - и танцевально-двигательную терапию.
3. Индивидуальная изобразительная деятельность, предоставляет возможности для исследования собственных проблем и переживаний. Принято считать, что все виды подсознательных процессов, в том числе страхи, сновидения, внутренние конфликты, ранние детские воспоминания, отражаются в изобразительной продукции при спонтанном творчестве. Более того, занятия визуальным искусством способствуют раскрытию внутренних сил человека. Таким образом, человек невербальным языком сообщает о своих проблемах и чувствах, учится понимать и анализировать свои эмоции. На этом этапе важен процесс спонтанного творчества, эмоциональное состояние ребенка, его внутренний мир, поиск адекватных средств самовыражения. Кроме этого, этот этап предполагает косвенную диагностику. Так, некоторые дополнительные сведения об авторе можно получить при интерпретации рисунков в соответствии с критериями известных проективных методик.
4. Активизация вербальной и невербальной коммуникации. Задачи этого этапа заключается в создании условий для внутригрупповой коммуникации. Каждому участнику предлагается показать свою работу и рассказать о ней. Степень открытости и откровенности самопрезентации зависит от уровня доверия к группе, к учителю, а также от личностных характеристик ребенка. Иногда дети могут отказываться от обсуждения. Тогда можно предложить им сочинить историю про свой рисунок и придумать для него название.
5. Коллективная работа в малых группах. Дети придумывают сюжет и проигрывают небольшие спектакли. Перевод травмирующих переживаний в комическую форму приводит к катарсису, освобождению от неприятных ощущений и эмоций.
6. Рефлексивный анализ, что предполагает рефлексивный анализ в безопасной обстановке. Необходимо присутствие элементов спонтанной «взаимотерапии» в виде доброжелательных высказываний, положительного программирования, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы позволяет каждому участнику почувствовать приятные ощущения. В завершение занятия необходимо всем детям и поблагодарить похвалить их [6].
Итак, формы и средства артпедагогики выходят за пределы традиционного образования и могут быть направлены на повышение эффективности творческого самовыражения личности дошкольника.
Подытоживая вышеизложенное, стоит обратить внимание, что на современном этапе развития педагогической науки и практики, использование артпедагогических технологий имеют мощный потенциал для творческого самовыражения личности. Использование широкого спектра артпедагогических технологий в ДОУ, основанных на приемах изобразительной, музыкальной, драматично-ролевой и художественно-поэтической экспрессии, должны позволять достичь максимального выражения личностью своей индивидуальности в социально принятых формах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Анисимов, В. П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса // Вестник ОГУ. – 2003. – № 4
2. Вознесенская О. Л. Арт-терапия в работе практического психолога: использование арт-технологий в образовании / О. Л. Вознесенская, - К. : шк. мир, 2007. –120 с.
3. Деркач А. А. Реализация воспитательного потенциала арт-педагогики в условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы / А. А. Деркач / / Нац. пед. ун-т им. М. П. Драгоманова. – К. : Вид-во НПУ им. М. П. Драгоманова, 2009. – Вып. 8 (13). - С. 155-159.
4. Лебедева Л. Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. – 2000. - № 9. – С. 27 – 34.
5. Мелик-Пашаев А. А. Художник в каждом ребенке: цели и методы художественного образования. М. : Просвещение, 2008. 175 с.
6. Сорока а. в. Арт-терапия как фактор обогащения творчества учителя начальной школы / О. В. Сорока / / Вестник Житомирского государственного университета. Педагогические наука. - Вып. 64. - С. 145-151.
7. Таранова Е. В. Артпедагогический практикум по работе с дошкольниками : игры, упражнения, занятия / Е. В. Таранова. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. - 95 с.