Наталья Викторовна Романова
Конспект занятия по арт-терапии с семьями беженцев и вынужденных переселенцев
▼ Скачать + Заказать документы
«Добравшись до самых
границ тишины,
сердце становится
бабочкой»
«Арт-терапия в работе с семьями беженцев и вынужденных переселенце
в».[/b]
Актуальность
Актуальность методической разработки продиктована изменениями, происходящими в сране, что привело к появлению в образовательных учреждениях детей мигрантов. Дети, резко выпавшие из привычной среды проживания, языковой среды, испытывают трудности в общении со сверстниками и педагогами, трудности в обучении, в социальной и психологической адаптации к новой культуре, новым традициям и обычаям, новым отношениям в коллективе.
Публикация «Конспект занятия по арт-терапии с семьями беженцев и вынужденных переселенцев» размещена в разделах
Данное мероприятие объединяет участников нескольких семей - мигрантов разного возраста, что говорит о его большой вариативности. Это связано с тем, что дети - мигранты крайне редко соответствуют традиционному возрастному делению на классы. Поэтому в работе с детьми – мигрантами 7-15 лет, возможно, необходимо упростить часть упражнений.
Цели: Психологическое сопровождение детей мигрантов в период социокультурной адаптации.
Задачи: 1. включение учащихся мигрантов в социокультурную среду образовательного учреждения,
2. обеспечение инклюзии и адаптации вобразовательномучреждении.
3. создание условий для позитивного общения в образовательном учреждении,
Наиболее эффективной формой реализации подобных программ является тренинговое занятие; формирование ценностных ориентаций успешно проходит в устойчивых детских и подростковых объединениях совместно с родителями, ориентированных на коллективную деятельность.
Проведение занятия предусматривает участие взрослых. Я привлекаю, кроме учителя и психолога, соц. педагога, а также уч-ся и родителей из других классов.
Ход занятия
Расставляем мебель: составляем из парт четыре стола, ставим вокруг стулья, оставляем в середине свободное место. Все рассаживаются вокруг столов так, как хочется.
Разминка:
1. Встать всем в круг (взрослые равномерно распределяются между детьми). Держаться за руки. Нужно громко и четко назвать свое имя, все говорят по очереди.
Засечь время и выяснить, насколько быстро справились. Попробовать еще раз и еще быстрее.
2. Каждому ребенку показывают цветной маркер или карточку из цветной бумаги. Нужно запомнить свой цвет. Всего четыре цвета, например красный — синий — зеленый — желтый. Таким образом, нужно разделиться на четыре группы,
Дети садятся на свои места вокруг столов: с «красными» будет работать учительница, с «синими» — соц. педагог, с «зелеными» — родитель, с «желтыми» — психолог.
Основная часть:
3. Психолог:
Больше всего на свете я люблю бабочек. Мне нравится, когда они порхают вокруг, нежно трепеща своими разноцветными крылышками. Сегодня мы свами будем создаваить свободных, волшебных, ярких бабочек.
Каждая группа получает большой лист бумаги, принадлежности для рисования.
Перед выполнением задания предлагаем всем участникам взяться за руки в своих группах, закрыть глаза и почувствовать друг друга, почувствовать тепло дружеских рук.
Открываем глаза:
П: Теперь вы стали одной командой и можете смело приниматься за работу.
Познакомьтесь между собой в ваших малых группах.
Каждой группе детей предлагается нарисовать туловище, голову, усики и крылышки бабочки (только контуры). Задача взрослых — помогать, предлагать идеи, улаживать конфликты, следить, чтобы каждый внес вклад в рисунок (работа проводится в течение 5–7 минут).
П: поменяйтесь рисунками. Получив лист с контуром, дети раскрашивают бабочку (5–7 минут). Время выполнения задания можно увеличивать.
П: снова поменяйтесь листами и оформите красивый фон вокруг бабочки: цветы, листья и др. (в течение 5–7 минут).
П И снова произведите обмен листами. Напишите листах добрые пожелания — сами или с помощью взрослого (5–7 минут).
П: м последний раз обменяйтесь листами (исходный лист возвращается авторам).
П: посмотрите, что добавилось, что понравилось больше всего? Можете внести последние добавления в чвои рисунки.
П: подготовьте своей командой презентацию своего рисунка. Каждая группа по очереди рассказывает о своей БАБОЧКЕ.
Завершая этап рисования, говорим детям: «Эти волшебные бабочки помогут нам смотреть на все, что здесь происходит, волшебными глазами».
Просим детей и взрослых подарить работы психологу.
4. Выходим в круг. Игра «Бабочки» (по аналогии с игрой «Молекулы»)
П: Все вы знаете, как могут красиво и легко порхать бабочки, иногда они собираются две-три и летают рядом. Представим себя бабочками, будем двигаться в любом направлении, как захочется. По сигналу ведущего собираемся в группы с определенным количеством человек, названным ведущим.
Игра проводится несколько раз. Последний раз командуем: «Все!» Собираем всех в одну большую группу.
Обратная связь
Каждый участник получает бабочку, вырезанную из бумаги. В центр круга кладется лист для обратной связи и клей. Все по очереди делают свой выбор: понравилось занятие или нет, было интересно или скучно. Чтобы не обидеть детей и родителей, предлагаем, чтобы первой стала учительница, затем все по кругу, по порядку. Учитель может помогать детям намазывать клеем бабочек.
Еще раз вспомним, что происходило на занятии.
Благодарим всех за занятие.
Тренинг адаптирован по материалам ШП №14, 2005 г. Ольга МЕШКОВСКАЯ,