Лучший педагог года

Арт-терапия, пескография для детей дошкольного возраста

Татьяна Борискова
Арт-терапия, пескография для детей дошкольного возраста

Арт терапия, пескография для детей дошкольного возраста

Цель: развитие творческих способностей детей на основе технологии рисования песком.

Задачи:

- создать условия для развития творческого потенциала;

-осуществить коммуникативное взаимодействие детей между собой в творческой деятельности;

-способствовать развитию мелкой моторики и активизации речевых навыков, пространственного мышления и воображения воспитанников;

Публикация «Арт-терапия, пескография для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

-создать благоприятную социальную ситуацию развития каждого ребёнка в соответствии с его особенностями и склонностями.

Методы и приемы песочной терапии:

• Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;

• Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации);

• Словесные методы (беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы, использование фольклорного жанра)

• Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

Формы работы с детьми во время проведения занятий с использованием арт-терапии :

1. Сюжетные игры – «Строим дорожку», «Норки для мышат». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием дидактического материала (камушки, шарики, мелкие игрушки от «киндер-сюрпризов» и т. д.).

2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Найди сюрприз», «Забавные следы».

3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Я рисую мир».

4. Рассказывание «песочной сказки»

5. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок насыпаем на световой планшет и рисуем пальчиком картинку.

6. Конструирование из песка.

Техника рисования – пескография, дает возможность развития:

• индивидуальности;

• повышения самооценки;

• мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;

• воображения, творческого мышления, пространственного мышления;

• речи;

• подготовка руки к письму;

• психических процессов у детей;

Песок - это таинственный, удивительный материал. Вы не будете отрицать, что порой часами и взрослые и дети могут играть в песке, что-то строить и просто пересыпать его с ладони на ладонь. Для детей игра с песком это естественная и доступная форма взаимодействия, преобразования окружающего их мира. Строя из песка свой мир, он освобождается от напряжения.

Песок - один из первых материалов, который ребё нок использует для самостоятельной деятельности: в песочнице, на пляже, в специальной ёмкости. Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, манипуляции с песком дают ощущения свободы, безопасности и самовыражения. Взаимодействие с песком – одно из популярных в мире направлений арт-терапии. Мягкость, тягучесть песка действуют на ребенка успокаивающе, расслабляют, гармонизируя эмоциональное состояние. Кроме того, справедливо считается, что действия с песком позволяют детям избавиться от стрессов, страхов, переживаний, способствуют снятию напряжения, тревожности и фобий.

Кто сказал, что рисовать можно только кисточкой или карандашом? Пальцы слушаются ребёнка лучше, чем карандаш. Рисование песком – один из самых необычных способов творческой деятельности. Песочное рисование – хороший «релакс» и в какой-то степени – медитация. Особенно полезно для детей с повышенной активностью, так как даёт возможность успокоиться, сосредоточиться и расслабиться. Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить. Удивительным образом горсть песка превращается в сказочного героя, диковинного зверя, звездное небо, лес или море.

Рисование песком – это погружение в сказку, в мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, чувствуешь его тепло, его текучесть, его движение. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. Развивается мелкая моторика рук, что стимулирует развитие центра речи в головном мозге и стимулируется формирование внимания и памяти. Ребёнок прислушивается к своим ощущениям и рассказывает о них.

Что же необходимо для песочной терапии:

1. «Мини - песочница» : водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта, которых должны быть голубого, /синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.

2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.

3. Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. Также желательно иметь игрушки и вещи из металла, глины, пластмассы, словом, все, что может быть использовано в песочных играх.

4. Коллекции фигурок:

-образы людей – фигурки различного пола и возраста (семья, представители профессий, национальностей, вымышленные персонажи);

-животные – дикая и домашняя фауна, сказочные и доисторические звери;

-всевозможные птицы и насекомые;

-рыбы, морские млекопитающие и пр. ;

-различные растения – деревья, кустарники, цветы;

-небесные явления (луна, солнце, радуга, звезды);

-дома, предметы интерьера, продукты питания;

-различный транспорт (наземный, воздушный, водный);

-заборы, мосты, памятники и пр. ;

Для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. Непосредственно образовательные деятельности строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того, позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта. Используя арт-терапию в ходе непосредственно образовательной деятельности воспитатели должны стремится, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем.

Песочная терапия – это одна из разновидностей арт-терапии.

Песочная игра для детей — это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство. В связи с этим могут возникать различные трудности в жизни малыша. Песочная игра дает ему возможность не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать.

Метод песочной игры подходит для детей от трех лет и рассчитан чаще всего на длительную терапию. Этот метод подходит для детей тревожных, мнительных, агрессивных, с проблемами общения и поведения, испытывающих страх перед поставленной задачей, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых детей. Так как в процессе работы перед ребенком не ставится жесткой задачи и критериев. Педагог создает условия для проявления созидающей творческой силы в детях, специалист занимает ведомую без оценочную позицию в процессе игры. В зависимости от потребности ребенка педагог находится как бы в стороне или рядом с ребенком, его роль не является ведущей. Играя, ребенок решает свои внутренние эмоциональные проблемы. Песочная терапия переводит восприятие человека на более глубокий уровень. Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Это позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы. В песочной игре ребенок и специалист легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами, что позволяет научиться строить дружеские взаимоотношения.

Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует формированию у детей таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь, умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие.

Работа с детьми:

• Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей.

• Организованная образовательная деятельность с детьми;

• Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;

• Самостоятельная игровая деятельность детей;

• Система коррекционно-развивающих занятий;

Условия работы с детьми:

• Согласие и желание ребенка.

• Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

• У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Виды работы в педагогической песочнице:

– конструирование из песка;

– рисование песком и на песке;

– экспериментирование;

– составление узоров на песке;

– диагностика;

– создание картин на песке

– создание песочных композиций.

Некоторые рекомендации:

- желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.

- не надо помещать лоток в углу комнаты.

- лоток с песком нужно устанавливать на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей.

- все принадлежности стоит размещать в маленьких корзиночках на уровне глаз ребенка.

- песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито.

- до и после работы с песком дети должны мыть руки с мылом. Таковы гигиенические нормы.

- после занятий лоток рекомендуется закрывать крышкой.

Я пришла к выводу, что игры с песком :

- улучшают общее эмоциональное состояние ребёнка;

- развивают воображение, творческий потенциал;

- развивают мышление, речь, память, внимание, мелкую моторику;

- повышают самооценку и уверенность в себе;

- улучшают взаимоотношения со сверстниками;

-формируют коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Арт-терапия для всех» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №49 «Золотой петушок» муниципального образования.

Арт-терапия в познавательно-речевом развитии детей Под арт-терапией следует понимать собой технологию развития и лечения с помощью художественного творчества. А так же – это отличный метод.

Арт-терапия в работе с детьми. Практикум для воспитателей Арт-терапия в работе с детьми. Практикум для воспитателей. Цель: актуализировать знания педагогов об арт-терапии; познакомить педагогов.

Дидактические игры для детей с ОВЗ «Арт-терапия: антистрессовые книги»Дидактические игры для детей с ОВЗ «Арт-терапия: антистрессовые книги» Арт-терапия-антистрессовые книги для детей с ОВЗЗдравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня у меня первая публикация на МААМе. Частенько.

Мастер-класс «Интуитивное рисование» Проект «Арт-терапия для детей и взрослых» Мастер – класс «Интуитивное рисование» Проект «Арт-терапия для детей и взрослых» Цель проекта: сохранение и укрепление нервно-психического.

Мастер-класс «Совместная художественная деятельность детей и родителей». Арт-терапия «Сказочные дорожки» Совместная деятельность детей и родителей Арт-терапия «Сказочные дорожки» Цель: Создание условий для релаксации участников деятельности,.

Методическая разработка «Арт-терапия с детьми дошкольного возраста» Актуальность темы: Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является.

Педагогический проект «Арт-терапия в оздоровлении детей среднего дошкольного возраста» Обоснование проблемы. Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно.

Презентация «Песочная терапия для детей дошкольного возраста» Актуальность: Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является сохранение.

Здоровьесберегающий проект «Арт-терапия как метод оздоровления детей дошкольного возраста» Здоровьесберегающий проект «Арт – терапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста» Автор: О. В. Невзорова Педагог-психолог.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Арт-терапия, пескография для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 марта 2019 в 09:05
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапия, пескография для детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Борискова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД