Татьяна Борискова
Арт-терапия, пескография для детей дошкольного возраста
Арт терапия, пескография для детей дошкольного возраста
Цель: развитие творческих способностей детей на основе технологии рисования песком.
Задачи:
- создать условия для развития творческого потенциала;
-осуществить коммуникативное взаимодействие детей между собой в творческой деятельности;
-способствовать развитию мелкой моторики и активизации речевых навыков, пространственного мышления и воображения воспитанников;
Публикация «Арт-терапия, пескография для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
-создать благоприятную социальную ситуацию развития каждого ребёнка в соответствии с его особенностями и склонностями.
Методы и приемы песочной терапии:
• Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;
• Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации);
• Словесные методы (беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы, использование фольклорного жанра)
• Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
Формы работы с детьми во время проведения занятий с использованием арт-терапии :
1. Сюжетные игры – «Строим дорожку», «Норки для мышат». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием дидактического материала (камушки, шарики, мелкие игрушки от «киндер-сюрпризов» и т. д.).
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Найди сюрприз», «Забавные следы».
3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Я рисую мир».
4. Рассказывание «песочной сказки»
5. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок насыпаем на световой планшет и рисуем пальчиком картинку.
6. Конструирование из песка.
Техника рисования – пескография, дает возможность развития:
• индивидуальности;
• повышения самооценки;
• мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;
• воображения, творческого мышления, пространственного мышления;
• речи;
• подготовка руки к письму;
• психических процессов у детей;
Песок - это таинственный, удивительный материал. Вы не будете отрицать, что порой часами и взрослые и дети могут играть в песке, что-то строить и просто пересыпать его с ладони на ладонь. Для детей игра с песком это естественная и доступная форма взаимодействия, преобразования окружающего их мира. Строя из песка свой мир, он освобождается от напряжения.
Песок - один из первых материалов, который ребё нок использует для самостоятельной деятельности: в песочнице, на пляже, в специальной ёмкости. Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, манипуляции с песком дают ощущения свободы, безопасности и самовыражения. Взаимодействие с песком – одно из популярных в мире направлений арт-терапии. Мягкость, тягучесть песка действуют на ребенка успокаивающе, расслабляют, гармонизируя эмоциональное состояние. Кроме того, справедливо считается, что действия с песком позволяют детям избавиться от стрессов, страхов, переживаний, способствуют снятию напряжения, тревожности и фобий.
Кто сказал, что рисовать можно только кисточкой или карандашом? Пальцы слушаются ребёнка лучше, чем карандаш. Рисование песком – один из самых необычных способов творческой деятельности. Песочное рисование – хороший «релакс» и в какой-то степени – медитация. Особенно полезно для детей с повышенной активностью, так как даёт возможность успокоиться, сосредоточиться и расслабиться. Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить. Удивительным образом горсть песка превращается в сказочного героя, диковинного зверя, звездное небо, лес или море.
Рисование песком – это погружение в сказку, в мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, чувствуешь его тепло, его текучесть, его движение. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. Развивается мелкая моторика рук, что стимулирует развитие центра речи в головном мозге и стимулируется формирование внимания и памяти. Ребёнок прислушивается к своим ощущениям и рассказывает о них.
Что же необходимо для песочной терапии:
1. «Мини - песочница» : водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта, которых должны быть голубого, /синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.
2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.
3. Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. Также желательно иметь игрушки и вещи из металла, глины, пластмассы, словом, все, что может быть использовано в песочных играх.
4. Коллекции фигурок:
-образы людей – фигурки различного пола и возраста (семья, представители профессий, национальностей, вымышленные персонажи);
-животные – дикая и домашняя фауна, сказочные и доисторические звери;
-всевозможные птицы и насекомые;
-рыбы, морские млекопитающие и пр. ;
-различные растения – деревья, кустарники, цветы;
-небесные явления (луна, солнце, радуга, звезды);
-дома, предметы интерьера, продукты питания;
-различный транспорт (наземный, воздушный, водный);
-заборы, мосты, памятники и пр. ;
Для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. Непосредственно образовательные деятельности строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того, позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта. Используя арт-терапию в ходе непосредственно образовательной деятельности воспитатели должны стремится, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем.
Песочная терапия – это одна из разновидностей арт-терапии.
Песочная игра для детей — это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство. В связи с этим могут возникать различные трудности в жизни малыша. Песочная игра дает ему возможность не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать.
Метод песочной игры подходит для детей от трех лет и рассчитан чаще всего на длительную терапию. Этот метод подходит для детей тревожных, мнительных, агрессивных, с проблемами общения и поведения, испытывающих страх перед поставленной задачей, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых детей. Так как в процессе работы перед ребенком не ставится жесткой задачи и критериев. Педагог создает условия для проявления созидающей творческой силы в детях, специалист занимает ведомую без оценочную позицию в процессе игры. В зависимости от потребности ребенка педагог находится как бы в стороне или рядом с ребенком, его роль не является ведущей. Играя, ребенок решает свои внутренние эмоциональные проблемы. Песочная терапия переводит восприятие человека на более глубокий уровень. Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Это позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы. В песочной игре ребенок и специалист легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами, что позволяет научиться строить дружеские взаимоотношения.
Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует формированию у детей таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь, умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие.
Работа с детьми:
• Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей.
• Организованная образовательная деятельность с детьми;
• Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;
• Самостоятельная игровая деятельность детей;
• Система коррекционно-развивающих занятий;
Условия работы с детьми:
• Согласие и желание ребенка.
• Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
• У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Виды работы в педагогической песочнице:
– конструирование из песка;
– рисование песком и на песке;
– экспериментирование;
– составление узоров на песке;
– диагностика;
– создание картин на песке
– создание песочных композиций.
Некоторые рекомендации:
- желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
- не надо помещать лоток в углу комнаты.
- лоток с песком нужно устанавливать на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей.
- все принадлежности стоит размещать в маленьких корзиночках на уровне глаз ребенка.
- песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито.
- до и после работы с песком дети должны мыть руки с мылом. Таковы гигиенические нормы.
- после занятий лоток рекомендуется закрывать крышкой.
Я пришла к выводу, что игры с песком :
- улучшают общее эмоциональное состояние ребёнка;
- развивают воображение, творческий потенциал;
- развивают мышление, речь, память, внимание, мелкую моторику;
- повышают самооценку и уверенность в себе;
- улучшают взаимоотношения со сверстниками;
-формируют коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками.