Ирина Леонидовна Сапрыкина
Педагогический проект «Арт-терапия в оздоровлении детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование проблемы.
Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир. А в детском саду он получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребёнок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. Многие педагоги сталкивались с ситуациями, когда дети ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем и в школе. Увеличилось количество детей, имеющих речевые патологии. Работа над этими проблемами способствовала поиску новых технологий в работе с детьми. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, является арт-терапия.
Публикация «Педагогический проект „Арт-терапия в оздоровлении детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Актуальность.
Арт-терапия в буквальном переводе с английского языка – «лечение искусством». Это уникальный метод естественного, «ненавязчивого» раскрытия личности, который с успехом применяется психотерапевтами, психологами, педагогами. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.
Чтобы понять других людей, необходимо иметь хорошо развитые мышление и эмоционально-волевые процессы. Специально организованные арт-терапевтические занятия создают положительный эмоциональный настрой, способствуют совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер дошкольников, развивают нравственные мотивы поведения.
В проекте представлено несколько арт-терапевтических форм работы с детьми (игротерапия, музыкотерапия, театротерапия, изотерапия, сказкотерапия).
Цель проекта :
• формирование у детей младшего дошкольного возраста основ здоровьесбережения через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающихтехнологий арт-терапии.
Задачи проекта :
1. Помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, эмоции.
2. Развитие творческих и коммуникативных способностей.
3. Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я».
4. Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
5. Сплочение детского коллектива.
6. Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.
7. Установить партнёрские отношения с родителями, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах применения арт-терапии в повседневной жизни ребенка.
Участники проекта :воспитатель, муз. руководитель, дети средней группы, родители, педагоги.
Сроки реализации проекта : октябрь 2018 г. – декабрь2018 г.
Используемые методы:
Исследовательские: проблемные вопросы, наблюдения; метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций участвовать в создании новых образов);метод моделирования ситуаций; метод «погружения в ситуацию»;
Самостоятельное наблюдение во время прогулок и экскурсий.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, видеопрезентаций, предметов декоративно- прикладного творчества.
Словесные: творческие беседы, чтение литературы и разыгрывание сказок, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
Технология моделирования, ручной труд;
Слушание музыки, просмотр ММО.
Ресурсное обеспечение проекта.
Уголок театрализованной деятельности.
Уголок игрушек.
Музыкальный уголок.
Уголок творчества.
Сенсорный уголок.
Книжный уголок.
Выставка детского творчества.
Методический инструментарий.
Материально – технический (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, музыкальный центр).
Наглядный материал:
*иллюстрации с изображением сюжетов театральных постановок из детских сказок;
*пальчиковый театр, маски, костюмы;
*настольно-печатные игры;
*фотографии и изображения празднования народных праздников;
* аудио и видеозаписи народных песен и танцев;
* муз. диски со звуками природы;
* наборы для ручного труда.
Предварительная работа:
-составление плана мероприятий;
-подбор необходимых музыкальных произведений, фонограмм совместно с музыкальным руководителем;
- тематическое оформление групповой комнаты (картинки – мотиваторы, уголок эмоций);
- дополнение уголков в групповой комнате (сенсорный уголок, книжный уголок, театральный уголок, уголок творчества, уголок настольных игр, и др.)новыми материалами;
- чтение литературных произведений; выбор сказок и подготовка выразительного рассказывания;
- подбор демонстрационного (иллюстративного) материала (сборники сказок, репродукции картин,)
- изготовление совместно с родителями, педагогами ДОУ костюмов, шапочек- масок в театрализованный уголок
Мероприятия:
Музыкально- развлекательный досуг «Осенние посиделки».
Выставка детских работ «Подарок для мамы», «Зайчишка- трусишка в зимнем лесу».
Выставка поделок «Игрушки из природного материала».
Экскурсия в краеведческий музей.
Итоговое мероприятие «Зимняя сказка»
Предполагаемые итоги реализации проекта :
Предполагаемые результаты:
для детей :
• у детей сформируются представления о здоровом образе жизни;
• занятия будут разнообразными по форме организации;
• будет осуществляться индивидуальный подход к каждому ребенку;
• в группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат;
• музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды;
• цветовой потенциал будет использован как фактор здоровье – сбережения;
• сформируются способности поддерживать свое здоровье при помощи театрализованной деятельности, изодеятельности, фольклора, музыки.
для родителей:
• родители будут активно принимать участие в жизни группы, оздоровительных и спортивных мероприятиях;
• Познакомятся с видами арт- терапии, будут активно применять их в воспитании и развитии детей.
Этапы работы по реализации проекта
I этап подготовительный (разработка проекта, октябрь)
Выявление проблемы.
Выбор темы.
Составление плана-схемы проекта.
Знакомство родителей, узких специалистов с проектом, вызвать интерес к данной теме у всех участников проекта. (Анкетирование- привлечение родителей к участию в проекте; диагностика детей на начало проекта.)
Работа с методическим кабинетом. Подбор информации, литературы, дополнительного материала. (Изучение условий реализации проекта;
ознакомиться с методами и приемами арт-терапии;
планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня, содержания предметно-развивающей среды;
пересмотреть структуру ООД с целью введения в ход ООД арт-терапевтических упражнений и заданий;
определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и т. д.)
составление картотек, папок передвижек и заданий ;
разработка ООД ;
составить консультации для родителей: «Арт- терапия в помощь родителям», «Чудеса арт- терапии»
выпуск тематических памяток и папок- передвижек о методах арт-терапии.)
Использование интернет – ресурсов.
IIОсновной этап (практический).
Непосредственная реализация проекта : организация деятельности с детьми.
Формы и содержание
Социально-коммуникативное развитие
Чтение, рассказывание, прослушивание, просмотр в видеосалоне разных произведений о народном творчестве, произведений художественной литературы, народных сказок.
Знакомство с присказками, поговорками, пословицами, загадками.
Театральные, творческие, речевые игры с детьми.
Словесные тренинги. Беседы о здоровье;
Создание вместе с детьми ситуаций- моделей, этюдов.
Акция «Добрый поступок»
Художественно-эстетическое развитие
В зимнее время года
Постройки из снега сказочных героев:
«Снеговик», «Снегурочка», «Серая шейка», «Три поросёнка», их обыгрывание.
В осенний период: постройки из песка (разные виды теремков, домики трёх поросят, шатра из ткани.
Драматизация, игра-инсценировка сказок «Теремок», «Колобок», «Рукавичка», «Репка», передавая голосом, движениями тела, пластикой особенности поведения героев.
Музыкально- ритмичные, подвижно- расковывающие игры- танцы.
Музыкально- развлекательный досуг «Осенние посиделки».
Тематические выставки «Поделки из природного материала», «Осень в еловом бору», «Подарок для мамы», «Новогодняя игрушка»,.
Продуктивная деятельность по различным видам арт-терапии.
Рисование: «Рукавичка», «Подарок маме», «Зимняя прогулка»-ладошками.
Аппликация: «Веселый хоровод», «Колобок на окошке», «Зайчишка-трусишка»-из ваты.
Лепка: «Красочное Дымково», «Улитка- малышка», «Девочка и мальчик танцуют».
Конструирование: «Стоит в поле теремок, теремок», «Избушка на курьих ножках»из природного материала.
Познавательное развитие
Создание мини-музея сказочных персонажей в группе.
Подбор сказочных персонажей, атрибутов, из знакомых и выдуманных сказок, их изготовление, характеристика.
Дидактическая игра «волшебный сундучок». Тактильное обследование экспонатов мини-музея.
Целевая прогулка в осенний парк.
Исследовательская деятельность. (Игры и опыты с водой, песком, использование соленого теста, «Чемоданчика с запахами», «Книги ощущений»)
Совместная деятельностьродителей и педагогов
Работа с родителями
Тренинг «Место арт-терапии в практике родителей»;
Родительское собрание «Здоровая семья - здоровый ребенок»;
Анкетирование «Роль народного творчества в воспитании детей».
Домашнее задание «Создание, пополнение мини-музея сказочных персонажей в группе» (разные персонажи сказок, сказочные атрибуты).
Подбор и изготовление элементов костюмов для игр-драматизаций,инсценировки сказок.
Пополнение книжного уголка.
Помощь в подборе иллюстрированных книг, аудиозаписей с песнями сказочных персонажей, создание видеосалона сказок.
Психологическая акция «Дерево добрых пожеланий» (формировать позитивное настроение)
Буклеты: «От чего зависит здоровье детей», «Техника арт-терапии с детьми 5 лет»
Консультации: «Арт-терапия для дошкольников», «Знакомство с техниками изотерапии»;
Оформление наглядно папки- передвижки «Арт- терапия в оздоровлении дошкольников»
Изготовление совместно с детьми поделок в свободное время из разных материалов
Продукт проектной деятельности :
для детей :
• сценарий фольклорного празднике «Осенние посиделки»;
• пальчиковый театр «Моя семья», театр масок «Заюшкина избушка»;
• настольный театр «Теремок»;
• маски зверей к русским народным сказкам;
• уголок арт-терапии в группе (изотерапии, сказотерапии, театротерапии, куклотерапии)
*мини музей сказочного героя.
для родителей:
• пакет рекомендации применение арт-терапии : Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные виды рисования», «Сказкотерапия в жизни дошкольников»«Знакомство с техниками изотерапии», «Арт-терапия для детей : лепка из теста».
• папка передвижка «Музыка лечит»;
• стенгазета «Арт-терапия в оздоровлении детей» для родителей средней группы
• участие в фольклорном празднике «Осенние посиделки» вместе с детьми;
• фотоотчёт о проведенных мероприятиях «Экскурсия в осенний парк», «Осенние посиделки», конкурс поделок из природного материала;
• изготовление дерева «Счастья».
для педагогов :
• презентация инновационного опыта «Проект «Арт-терапия в оздоровлении детей»;
• мастер-классы: «Техника арт-терапии с детьми средней группы», «Нетрадиционные виды рисования».
IIIЗаключительный этап (контрольно- оценочный).
1. Презентация проекта «Арт- терапия в оздоровлении детей» на совете педагогов
2. Подведение итогов реализации проекта.
(Аналитическийй (итоговый) этап.
1. анкета для родителей ;
2. диагностика детей на конец проекта;
3. мониторинг для педагогов и родителей;
4. анализ результатов деятельности по применению арт-терапии, выводы;
5. планирование работы исходя из потребностей родителей, детей, на основаниирезультатов,проделанной работы;
6. Рефлексия проводимых мероприятий, направленных на здоровье детей.)
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов арт- терапии, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого, умственного и эмоционального развития средних дошкольников.
Подводя мониторинг по итогам проекта «Арт- терапия в оздоровлении детей среднего дошкольного возраста» можно с уверенностью сказать, что у детей повысился уровень творческих и коммуникативных способностей, они стали увереннее чувствовать себя на занятиях изобразительной деятельности, повысилась их самооценка. Создание благоприятной психологической атмосферы в процессе реализации проекта способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка. Родители заинтересовались методами арт- терапии. Они с удовольствием принимают участие в мероприятиях проводимых в группе. Многие из них используют нетрадиционные техники изодеятельности для занятий дома с детьми.
Таким образом, арт-терапия в дошкольных образовательных учреждениях – это не просто метод коррекции и развития посредством художественного творчества, а это процесс от которого ребенок получает удовольствие, а так же это один из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми