Приложение МААМ

Арт-терапия как способ развития психоэмоциональных функций ребенка

Валентина Бородкина
Арт-терапия как способ развития психоэмоциональных функций ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Арт-терапия (дословно) - лечение какими-либо видами искусства.

Особенность ее в отсутствии заданного образца:

-Коммуникативным характером деятельности и восприятием психологического комфорта, приподнятости и катарсиса от совместно выполненной работы в общении.

-Коллективным способом работы и создания музыкально-художественного изобразительного произведения (продукта)

Выделяют различные ее виды в зависимости от средства воздействия:

- музыка — это музыкотерапия;

-литература, книга — это библиотерапия;

- образ,театр — это имаготерапия;

Публикация «Арт-терапия как способ развития психоэмоциональных функций ребенка» размещена в разделах

-изобразительное искусство — это изотерапия;

-танец и движение — это кинезитерапия.

Давайте теперь более подробно рассмотрим каждый вид арт-терапии.

При использовании музыкотерапии происходит:

-эмоциональное развитие ребенка – он получает заряд положительных эмоций;

-Развитие у ребенка навыков и способностей к общению в совместной деятельности с родителями или друзьями;

- регуляция эмоционального фона, настроения и самочувствия ребенка;

-формирование чувства прекрасного.

Имаготерапия

В имаготерапии основой является театрализация. Ребенок может исполнять роль самостоятельно или при помощи различных игрушек.

Применяя имаготерапию в воспитании своего ребенка вы сможете :

-укреплять и обогащать эмоциональную сферу вашего малыша;

-развивать способность общаться;

-развивать способности максимально адекватно реагировать на возникновение в жизни неблагоприятных ситуаций, способность исполнять роль, соответствующую течению событий;

-развивать в ребенке творческий потенциал;

-развивать волевые качества.

Изотерапия

Изотерапия –это терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием. Рисование – это творческий акт, который позволяет человеку выражать свои мысли и чувства, ощущать самого себя, освобождаться от сильных переживаний и конфликтов, развивать эмоции, а также выражать мечты и надежды.

Проведение рисуночной терапии с детьми может осуществляться психологом или педагогом на занятиях, а также самим родителем.

Кинезиотерапия

Техника кинезиотерапии (кинезитерапии) достаточно проста, в её основу были положены реальные клинические достижения, а также результаты научных исследований мышечной системы человека, её физиологии и биохимии процесса сокращения мышечных волокон и влияние на опорно-двигательный аппарат человека.

Делится на две категории (активная и пассивная кинезиотерапия) :

Активная кинезитерапия (когда ребенок двигается сам) :

-Лечебная физкультура;

-Подвижные игры.

Пассивные методы:

-Массаж;

-Механотерапия (лечение физическими упражнениями с помощью специальных аппаратов);

-Метод вытягивания.

Библиотерапия

В основе библиотерапии лежит использование специального литературного материала, с целью решения различных личностных проблем ребенка.

Материалом для чтения могут быть произведения абсолютно различных литературных жанров: проза (рассказы, повести, романы, сказки и т. д., поэзия (стихи, поэмы).

В последние годы обособилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии — сказкотерапия, в основе ее лежат сказки с заложенным в них различным смыслом.

С помощью сказкотерапии можно оказывать помощь детям с различными психологическими особенностями (агрессивным, пассивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств).

Сказка позволяет детям расширять рамки их обычной жизни, переживать сложные явления и чувства, в доступной форме постигать эмоциональный мир чувств и переживаний.

Углубимся в данную технику и приведем виды сказкотерапии:

Психологическая сказка – сказка, которая затрагивает всестороннее развитие ребенка. Пишется она в виде истории и предназначена для того, чтобы направлять и обогащать личностное развитие малыша. Психологическая сказка дает ребенку представление о моральных принципах в обществе и о своей жизни.

Дидактическая сказка (рекомендована для детей от 3 до 6 лет) – сказка обучающего характера, которая раскрывает ребенку окружающий мир с новой стороны, а также утверждает основу учебных знаний. В дидактической сказке главными героями могут быть одушевленные (очеловеченные) предметы, растения, животные. В такой сказке дети учатся правилам поведения, рассматривают понятия семьи и окружающей среды в забавной и интересной, для них, форме.

Психокоррекционная сказка (рекомендована для детей 11 – 12 лет) – позволяет скорректировать поведение ребенка. Под коррекцией здесь подразумевается изменение поведения на более продуктивное. Ребенку объясняется смысл ситуации и задается вопрос - Как бы он поступил в данном случае?

Смысл в рассказывании психокоррекционной сказки заключается в том, что сначала ребенку следует продемонстрировать ошибочный способ поведения и показать его последствия, а затем предложить ему более эффективный способ разрешения ситуации, объяснив при этом его преимущества.

Психотерапевтическая сказка – затрагивает самые глубокие пласты структуры личности ребенка (отношение к себе, к близким людям и к окружающему миру).

Ее цель – оказание ребенку психологической поддержки, избавление его от психоэмоциональных травм и\или от внутренних конфликтов. Психотерапевтическая сказка предназначена в помощь ребенку в принятии и осознании таких трудных ситуаций, как развод родителей, ссора со сверстниками и т. д.

Психотерапевтическая сказка помогает ребенку не только осознать проблему, но и найти в себе силы справиться с ней.

Медитативная сказка. При ее рассказе требуется особый навык – умение создавать у слушателя эмоциональное состояние, которое напоминает легкий транс. Данный вид сказок представляет собой общение с бессознательным слушателем, с помощью создания ярких образов и картинок, проявляющихся в его воображении.

Медитативная сказка не требует постановки сюжета с четкой формулировкой проблемы и возможных путей ее разрешения, она представляет собой описание обстановки или какого-то процесса для того чтобы расслабиться и успокоиться (достигнуть релаксации).

Такая сказка в большей степени предназначается для работы психологов.

Для подробного разбора приведу пример небольшого психологического занятия, в основе, которого, лежит прослушивание и обсуждение психотерапевтической сказки с детьми.

Цель занятия: Развитие эмпатии ; Рефлексия ребенка относительно своих личностных качеств; Изменение или поддержание в позитивном направлении мышления ребенка,относительно своих и чужих личностных качеств.

Ход занятия:

- Здравствуйте, я рада вас видеть. Какое у вас сегодня настроение? (Высказывания детей). Давайте подарим улыбки друг другу, гостям.

Сейчас я расскажу вам сказку «Роза и Ромашка». Текст сказки из книги О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. Лабиринт души. - М. : Академический проект, 2010.

«В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от нее росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной головке была большая мечта – стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок. Когда шли дожди, розу закрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. «Как же ей хорошо, - думала ромашка. – Оказаться бы мне на ее месте», - не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылья бабочек.

Но вот однажды шел по дорожке малыш. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: «Какой красивый цветок!». Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш объяснил ромашке, что все цветы хороши по-своему».

Обсуждение сказки.

Почему ромашка с восхищением смотрела на розу?

Что значит «все цветы хороши по-своему»?

Можно ли эту фразу сказать про людей?

Каждый человек по-своему хорош. Мы все разные: у нас разная внешность, голос, характер. Нигде, нигде на планете нет такого малыша как ты, нет такой замечательной девочки (как …., нет такого веселого мальчика (как ….). Ты на свете один такой единственный, второго такого ребенка нет.

Давайте сейчас попробуем сказать друг другу комплимент.

- А что такое комплимент? (ответы детей). Да, вы совершенно правы, комплимент – это приятные, любезные слова сказанные кому-нибудь. Когда делают комплимент, стараются сказать о положительных чертах человека. Какие положительные качества есть у человека (игра «Комплимент»)

Итог занятия (закрепление) :

Отлично ребята! Что мы сегодня узнали? (ответы)Верно сегодня мы узнали,что каждый человек по –своему хорош! И каждый имеет много хороших качеств! И конечно каждый заслуживает комплимент! Мы теперь будем любезные и дружелюбные;Будем видеть в людях хорошее и говорить им добрые слова! А наше занятие подошло к концу!

Итак, использование арт-терапевтических методов и приёмов в воспитательном процессе с дошкольниками затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество. Это является исключительно важным для всех детей.

Успехов вам в таком творческом и весьма полезном подходе к работе с детьми, как арт-терапия!

Публикации по теме:

АРТ-терапия как средство развития социальных навыков несовершеннолетних Арт-терапия - междисциплинарное явление. Она возникла на стыке искусства и науки и вобрала в себя достижения медицины, педагогики, культурологии,.

Художественный труд как способ развития творческих способностей старших дошкольников Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном. Дени Дидро Актуальность Развивая.

Интуитивное рисование как способ развития правого полушарияИнтуитивное рисование как способ развития правого полушария Цель мастер-класса: повышение профессиональных компетенций педагогов в использовании культурных практик в аспекте реализации ФГОС ДО. Задачи:.

Нетрадиционная техника рисования веревочкой, как способ сенсорного развития детей с ФФННетрадиционная техника рисования веревочкой, как способ сенсорного развития детей с ФФН Я хочу поделиться своим опытом в реализации регионального компонента в группе компенсирующей направленности (ФФНР) на тему «Нетрадиционная.

Песочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольниковПесочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольников Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Д. Ушинский Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего.

Пластилинография — эффективное средство сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с нарушением функций ОДА У детей, имеющих нарушение функций опорно-двигательного аппарата, недостаточно развит сенсомоторный опыт. Они испытывают затруднения в процессе.

Шашки как способ развития ребенкаШашки как способ развития ребенка В нашей группе «Радость» учиться играть в шашки начали сравнительно недавно в декабре месяце. Сначала обучение шло с детьми, которые знают.

Сказка как средство развития и коррекции психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью «Сказка как средство развития и коррекции психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью». Дети с интеллектуальной недостаточностью.

Проектная деятельность как способ развития познавательной активности детей 5–6 лет 1. Проблема развития познавательного интереса в отечественной и зарубежной науке. Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников.

Здоровьесберегающие технологии. Песочная терапия. Программа коррекционного развития «Играем с песком»Здоровьесберегающие технологии. Песочная терапия. Программа коррекционного развития «Играем с песком» Песочная терапия. "Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!" Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Ребенок сам тянется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия как способ развития психоэмоциональных функций ребенка
Опубликовано: 19 мая 2016 в 09:27
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапия как способ развития психоэмоциональных функций ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Бородкина (УИ 647973) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД