Алина Шовкунова
Арт-терапия и её связь с развитием речи дошкольников
Арт-терапия в развитии речи. Важность технологии и её методов.
1 слайд. Добрый день всем заинтересованным данной темой.
2 слайд. Арт-терапия – это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Это один из самых «мягких», но глубоких методов, который позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, высвободить его скрытые энергетические резервы и эмоции. Арт-терапия для детей хороша там, где другие методы трудно применять. Главное условие для детской арт-терапии – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность. Занятия воспринимаются, скорее, как игра и интересное общение. Процесс арт-терапии учит ребенка выражать свои переживания по возможности спонтанно и произвольно.
Публикация «Арт-терапия и её связь с развитием речи дошкольников» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
3,4,5 слайд. Сказкотерапия или Терапевтическая сказка. Сказка – форма хранения жизненных знаний. Но не всегда можно найти сказку, подходящую к возникшей проблеме. Сейчас мы постоянно твердим детям: «Мойте руки, мойте руки!» Но куда интереснее использовать что-то необычное. Что мы можем использовать? Конечно все в один голос скажут: "Мойдодыр" И всё, мы больше придумать ничего не можем, не покопавшись в интернете. Но детям он уже так приелся, ведь читают его дома родители, бабушки, дедушки, не важно, по возрасту, не по возрасту – читают. Так что "Мойдодыр" нам не подходит. А если ребёнок не хочет есть кашу? Такой готовой сказки у нас нет. Что делать? Придумать сказку! Как это сделать?
6 слайд. Пример. (Разбор сказки собственного сочинения)
7 слайд. Результаты - мы решили множество задач, познакомили детей с новой сказкой, "вылечили" проблему мытья рук, нарисовали иллюстрацию к данной сказке, попробовали через пару недель её вспомнить и пересказать.
8 слайд. ИЗОтерапия. Наиболее изученная форма и самая известная, поэтому не буду на нём долго заострять внимание. В рисунке ребёнок передает свои чувства, эмоции, а специалист оценивает психологическое состояние ребёнка. Если ребенок агрессивно с нажимом штрихует лист бумаги, это говорит о его тревожности, импульсивности и ему требуется помощь и поддержка.
Необычный, по статистике, лучший способ изотерапии – раскрашивание мандалов, дудлов или зентангл. Это всё об одном, разными словами – раскраска. Но не такая, какую мы привыкли видеть в творческом уголке группы. Такие раскраски состоят из малюсеньких элементов. Детям мы предлагаем только зентангл, сами для себя можем использовать любой вид.
Интересный факт от исследователей данной сферы – людям с расшатанными слабыми нервами труднее закончить хотя бы один рисунок от начала до конца ни разу не бросив эту деятельность. Так что, когда вы пробуете это, обратите внимание на свои мысли, хочется ли вам бросить или вам нравится процесс. Если мысли о прекращении раскрашивания вас посещают, то это сигнал о том, что пора расслабиться, развеяться, отдохнуть и разгрузить мысли. Конечно, лечить рисованием можно не только с помощью таких раскрасок, но и с помощью любой другой техники рисования, особенно нетрадиционной. Кляксографией, выдуванием краски из трубочки с мыльной пеной, штампование и т. д.
По нашей теме я должна показать актуальность этого вида для речевого развития. Здесь ответ очевиден – мелкая моторика + кропотливая деятельность = развитие мышления и речи, таким способом.
9 слайд. Фототерапия – дословно лечение фотографией. Согласитесь, приятно смотреть на композиции и грамотно отснятые фото, так же и детям. Фототерапия не только помогает им психологически, но и развивает эстетику, вкус и многое другое. Одновременно это и доска желаний (mood board, это сейчас очень модное направление среди взрослых, особенно блогеров, но и в детский сад можно внедрить эту технику. Например, мы знаем, что у ребёнка скоро день рождения, можем предложить ему составить карту желаний, заранее, затем познакомить родителей с желанием ребёнка. Со всеми детьми данную технику можно адаптировать к Новому году, желания на новый год.
Связь с речевой деятельностью – беседа по заполненной фото и картинками доске. Здесь мы развиваем и словарный запас, переводя слова из пассивного словаря в активный, и связную речь, и фантазию с мышлением + кропотливая работа
10 слайд. Ландшафтная арт-терапия. Направление включает в себя прогулки на свежем воздухе, сбор природных материалов (шишек, листьев, камней, палок) и изготовление из них своеобразных арт-объектов. Связь с речевой деятельностью – развитие мелкой моторики, через создание поделок, а также развитие связной речи, описанием природы, погоды, времени года, рассказываем стихотворений по теме и другое.
11 слайд. Терапия песком и водой. Здесь без лишних слов. Песок и вода, несомненно, приятны для прикосновений и детям и взрослым. Если с песком всё понятно – рисуем и лепим. Что делаем с водой? Конечно, можно примитивно набирать воду в губку, выжимать, переливать и так далее, но куда интереснее смастерить водную мельницу или «переливашку». Дети наливают на верхнюю платформу воду и двигая основание влево-вправо смотрят, с какой стороны выльется вода снизу. Также сами мы сможем смастерить и стол с песком для рисования. (смотреть презентацию)
12 слайд. Музыкотерапия. Музыка помогает ребенку снять стресс, отрегулировать нарушения речи, а также избавиться от отклонений в поведении. С помощью музыки арт-терапевты способны полностью устранить все симптомы неврологических проблем ребёнка. Взять хотя бы распространённый факт, что во время пения заикание у детей пропадает. В танце специалист может снять излишние тонус и напряжённость мышц.
13 слайд. Терапевтическая лепка. И подробнее я хочу остановиться на терапевтической лепке. Лепка развивает у детей мелкую моторику, а также развивает такие качества как внимательность и усидчивость. Дети могут лепить из традиционного пластилина, полимерной глины, воска, соленого теста. Опытный психотерапевт, наблюдающий за этим процессом, может скорректировать многие детские заболевания и отклонения в поведении ребенка. Арт-терапевт может увидеть и снять излишнюю «моторность», а также направить энергию малыша в нужное русло. Очень полезна для лепки натуральная глина, но можно использовать и другой доступный материал.
Из пластического материала можно лепить не только предметы и объекты, но и метафорические образы своей проблемы, своих эмоций и чувств, свое настроение, свою болезнь, образ себя, своего обидчика и т. д.
Практика: Дети, сейчас вы слепили свою проблему. А теперь мы превратим её во что-то приятное, хорошее и поднимающее нам настроение. (Если у вас есть специальные формы, то мы кладём "проблему" в форму и лёгким нажатием руки "проблема" превращается в цветок или ягодку. Если форм нет, то можно "проблему" вложить в яркий пластилин и спрятать её внутрь. а уже из яркого пластилина вылепить сердечко, солнышко и т. д.
14 слайд. Выводы. Использование различных видов искусства в лечебно-профилактических и коррекционных целях носит название арт-терапия.
Арт-терапевтическое лечение является одной из форм психотерапии.
Существует множество различных методик, помогающих диагностировать эмоциональное состояние ребенка и уровень его психического развития, а также вылечить с помощью волшебной силы искусства некоторые заболевания и дефекты, в том числе речи.