Папки-передвижки

Арт-терапия для детей: увлекательные техники, снятие напряжения и способность выражать свои эмоции

Мария Нурбобоева
Арт-терапия для детей: увлекательные техники, снятие напряжения и способность выражать свои эмоции
▼ Скачать + Заказать документы

Арт- терапия для детей : увлекательные техники, снятие напряжения и способность

выражать свои эмоции.

Состояние психического здоровья детей является важной задачей не только

родителей, но и для педагога. Здоровый ребенок – это, прежде всего, творческий,

жизнерадостный,открытый и познающий себя, и окружающий мир человек.

Работая в детском саду, можно наблюдать, что многие дошкольники не могут

самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками, которые они

испытывают в детском саду и дома. Именно это приводит многих детей к различным

Публикация «Арт-терапия для детей: увлекательные техники, снятие напряжения и способность выражать свои эмоции» размещена в разделах

отклонениям в поведении. Отмечены часто встречающиеся негативные явления

среди воспитанников (агрессивность, жестокость, конфликтность). Не все дети умеют

контролировать свои эмоции и действия.

В последние годы, в дошкольные

образовательные учреждения активно внедряются инновационные формы и методы

оздоровления детей.

Одним из альтернативных подходов в коррекционной работе с дошкольниками

может стать метод арт-терапии. Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia —

лечение) — представляет собой методику лечения и развития при помощи

художественного творчества. Помимо всего прочего, арт-терапия — прекрасный

способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Детская арт-терапия — это современное направление арт-терапии, которое

предполагает использование любых средств искусства для выстраивания

терапевтических отношений с детьми или для оказания психологической помощи и

развития детей. Также арт-терапия — это простой и эффективный способ

психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Иными словами, это —

лечение творчеством, для достижения положительных изменений в

интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка. Любой ребёнок

способен выразить свои чувства и своё состояние в рисовании, музыке, движении. В

процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты,

происходит понимание себя и своего внутреннего мира. И это важно, в первую

очередь, для детей с особыми образовательными возможностями. Ведь всё то, что

интересно и близко детям есть в средствах искусства. В этом одно из преимуществ

арт-терапии для детей. Всегда можно подобрать ту форму, которая наиболее близка и

интересна малышу. Важна и роль самого педагога, он должен прислушиваться к

ребенку и давать ему право выбора. Более того, арт-терапия подходит для работы с

детьми, начиная с самого раннего возраста.

В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки,

критику, наказания! Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику

оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с

более успешными, на его взгляд, детьми.

Использование методов арт-терапии позволяет решить сразу несколько задач:

1. Укрепление психического здоровья ребенка, через стабилизацию эмоциональной

сферы.

2. Развитие произвольности, умения управлять своими эмоциями, чувствами.

3. Развитие внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.

Арт-терапия представляет собой широкое понятие и включает в себя:

— музыкальную терапию;

— танцевальную терапию;

— художественную терапию (рисунок и живопись);

— сказкотерапию;

— игровую терапию;

— песочную терапию.

Противопоказаний для проведения данной методики нет, однако большую пользу

занятия принесут детям с искаженной самооценкой, с трудностями

эмоционального развития (импульсивным, агрессивным, с высоким уровнем

тревожности, детям, у которых наблюдаются конфликтные ситуации в семье,

неадекватность реагирования на внешние раздражители.

На таких занятиях важны: установление контакта с ребенком, непринужденная

атмосфера, эмпатия (умение сопереживать чувствам другого человека,

эмоциональный контакт, интонация, а также невербальные средства общения

(живая мимика, жесты, открытые позы). У ребенка должна быть уверенность в

поддержке взрослого, что даст ему возможность сосредоточиться на своих

переживаниях.

Более детально остановимся на одном из методов арт-терапии — изотерапии,

который зарекомендовал себя, как наиболее эффективный метод, использующийся

в нашем дошкольном образовательном учреждений, и уже зарекомендовавший

себя, как доступный метод, которым могут без особых затруднений пользоваться

все участники образовательного процесса, включая родителей (законных

представителей, так как и в домашних условиях можно использовать элементы

этого направления.

Изотерапия — вид арт-терапии, это рисование цветным песком, рисование в

технике «Эбру», пластилиновое рисование и др. При построении деятельности мы

используем разные приемы :.

- «Нарисуй свой страх».

Детям предлагается нарисовать свой страх и дать ему имя. Затем они по очереди

рассказывают о своих рисунках, после чего им предлагается несколько вариантов

избавления от страха: уничтожить рисунок, превратить страшное в смешное или

украсить его.

- Рисование «Самого себя». Позволяет ребёнку раскрыться перед группой,

повысить самооценку и снять напряжение.

- Рисование «Моё настроение». Позволяет педагогу контролировать

эмоциональный фон в группе, а у детей развивает способность не бояться

выражать свои эмоции и чувства.

С детьми дошкольного возраста наиболее эффективно использовать следующие

техники арт- терапевтического метода:

Марания

В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Наиболее

насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или

акварельные изображения. Краски инициируют спонтанность, помогают более

открыто проявлять разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания.

Их можно облечь в привлекательную для детей форму : они могут замазывать

краской вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными линиями создавать

города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными мелками

собственный силуэт, нарисованный на полу.

Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. Хотя есть дети,

которые не могут обойтись без оценок, внешних или внутренних, а потому

выдвигают для себя и других собственные критерии. Например, привлекательность

цветовой гаммы или аккуратность.

Штриховка, каракули

Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью

карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается

хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола,

стены, мольберта и пр. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными,

неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей

может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Чиркать

можно, используя технику «фроттаж», когда заштриховывается поверхность листа,

под которую подложен плоский предмет или заготовленный силуэт. Штриховки и

каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша

или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в

исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве

зачина арт-занятия. Штриховки и марания происходят в определенном ритме,

который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка.

Монотипия

На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой

бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится

краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и

придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он

может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут

стереться границы между разными красками. Название «монотипия» произошло

от греческого слова «monos»«один», так как отпечаток в этой технике

получается только один. Если хочется что-то изменить или улучшить, нужно

изготовить новый «оригинал», то есть нарисовать все заново.

На одном и том же листе можно делать несколько оттисков. Если после

получения отпечатка ребенок продолжит рисовать на той же основе и повторно

приложит лист с оттиском, рисунок изменится, вдохновляя автора на новое

творчество. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет

приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного

результата. При желании возможно «прописать» готовый отпечаток – дорисовать

или приклеить сверху нужные элементы для завершения образа.

Рисование пальцами

Почти во всех перечисленных выше способах создания изображений имелись

комментарии о спонтанном переходе детей на рисование пальцами и ладонями.

Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные

ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но

мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество,

переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок.

Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно

ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной

координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными

или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама

по себе не предполагает создание тонких мазков, линий. Рисование пальцами и

ладонями не подвержено влиянию стандартных шаблонов. Поэтому такой способ

создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка.

Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой

деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой

форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые

обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным

нарушать правила. У одного и того же ребенка каждый процесс и продукт

рисования пальцами не похожи на предыдущие. Всякий раз происходит по-новому:

выбирается другой цвет, соотношение линий, темп, ритм и т. д. Потому результат

манипуляций с краской может быть непредсказуем: неизвестно, какое изображение

получится в итоге. Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с

нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и

нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным

откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко

положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования,

пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают

образ Я. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и

коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Рисование пластилином

Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника,

требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо

данную технику использовать с гиперактивными детьми.

Рисование под музыку

Основа музыки – звук. Звук, как акустический сигнал, воздействует на клетки

живого организма, изменяя их активность. На музыку реагирует сердечно-

сосудистая система, дыхательная система, музыка оказывает влияние на

гормональный обмен и др. Предложите детям прослушать музыку, представляя ее

цвет и движения звуков. Затем при повторном звучании предложите изобразить то,

что они представляли изобразительными материалами, не создающими

сопротивления на бумаге и не требующими мышечного напряжения при работе.

Лучше использовать акварель или восковые мелки.

Цель занятий: не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь средствами

искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции,

которые зачастую он не может вербализовать, и дать выход творческой энергии.

Одна из задач арт-терапии – помочь ребенку узнать и научиться выражать

собственные чувства, а продукты творчества, возникающие в ходе этого процесса,

имеют лишь прикладное значение: служат материалом для анализа породивших их

переживаний.

Техника «Эбру».

Данная техника отлично зарекомендовала себя в рамках

психотерапевтичекой работы. Эбру-релаксация представляет собой интуитивное

рисование. Это хороший способ расслабиться, остановить поток мыслей, дать

возможность левому полушарию отдохнуть, активировать работу правого, тем

самым освобождая доступ к собственному внутреннему миру, его ресурсным

состояниям. Эбру-релаксация не ставит перед собой задачи терапевтического

анализа или разрешения проблем. Её цель - отдохнуть, снять эмоциональное

напряжение, перезагрузиться, зачерпнуть свежие силы. «Рисование душой» или

интуитивное рисование позволяет за короткий срок нырнуть в поток

бессознательного, мягко обойдя свои психологические барьеры. Так как

погружение «в себя» происходит естественным образом, оно является абсолютно

безопасным. Подобная релакс-терапия доступна детям с любым уровнем

психологического развития, с разной степенью «загруженности» и отлично

подходит детям с 4-х лет.

Эбру необходимо использовать на коррекционно-

развивающих занятиях с детьми испытывающими трудности в адаптации,

находящимися в сложной жизненной ситуации, с детьми из неблагополучных

семей.

Арт- терапия направлена на развитие, в первую очередь, воображения, социальных

и вербальных навыков, мелкой моторики, внимания, кроме того, развиваются

навыки правильного положения руки и захвата карандаша при рисовании, а ведь

именно лежат в основе умения писать. Таким образом, использование изотерапии в

работе с детьми с особыми образовательными потребностями не только

обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в

случае агрессивного проявления) социально приемлемые, доступные формы,

облегчает процесс коммуникации для замкнутых и стеснительных детей; оно также

дает

возможность

невербального

контакта,

способствует

преодолению

коммуникативных барьеров и психологических защит. В процессе работы

создаются благоприятные условия для развития произвольности и способности к

саморегуляции. Использование метода изотерапии существенно повышает личную

ценность

ребенка,

содействует

формированию

позитивной

самооценки

и

повышению уверенности в себе.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Увлекательные загадки для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Цель: расширение детского кругозора. Задачи: -развивать внимание, мышление, воображение, словарный запас детей, обогащать речь; -учить.

Картотека игр, которые способствуют снятию эмоционального напряжения детей Цель: снижение психоэмоционального напряжения, установление эмоционального контакта между детьми. Психоэмоциональное напряжение лишает.

Консультация для родителей «Игры для снятия психоэмоционального напряжения у детей» Цель: обучение родителей методам и приемам снятия психо-эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного образа. Задачи: 1. Развивать.

Консультация для родителей «Как развить у ребенка способность запоминать»Консультация для родителей «Как развить у ребенка способность запоминать» В сентябре за парты сядут первоклассники,учеба это первое испытание для дошкольников,а чтобы учеба не была для них в тягость,родителям.

Консультация для родителей «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность» Малыш, который едва начал ходить, говорить — самая яркая и радостная страница в жизни любого человека. Он тот, ради кого светит солнце,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия для детей: увлекательные техники, снятие напряжения и способность выражать свои эмоции
Опубликовано: 16 октября 2024 в 08:55
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапия для детей: увлекательные техники, снятие напряжения и способность выражать свои эмоции» (включая файлы) размещена пользователем Мария Нурбобоева (УИ 1664876) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД