олеся самодурова
Арт-терапевтические техники в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
В дословном переводе с английского языка арт-терапия — (Art-therapy) : «лечение, основанное на занятиях художественным творчеством» (Копытин А. И.)
Арт-терапия – это слияние творчества и терапевтической (или консультационной) практики, как метод направленный на реализацию скрытой энергии в результате творческого осмысления, тренировки, личностного роста, как воздействие на мотивационную, эмоциональную, адаптивную сферу (Н. Д. Никандров)
Использование арт-терапии в работе с детьми позволяет :
Публикация «Арт-терапевтические техники в работе с дошкольниками» размещена в разделах
- дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам ребенка т. к. аффект опредмечивается в рисунке, истории, сказке, лепной поделке и т. п., обеспечивает катарсис за счет социального признания выразительности формы и значимости созданного продукта;
- облегчить процесс взаимодействия (неосознаваемые конфликты и переживания легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции);
- получить материал для интерпретации и диагностических заключений (содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о ребенке,
- установить контакт между психологом и ребенком (совместное участие в художественной деятельности способствует возникновению чувства эмпатии и взаимного принятия, облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей);
- сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах (занятия арт-терапией создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию, оказывают влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создают предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций);
- развить художественные способности и повысить самооценку (побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития. Оно существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком);
- создает условия для развития произвольности и способности к саморегуляции, потому что изобразительная деятельность, как и любая продуктивная, требует от ребенка планирования и регуляции деятельности на пути к достижению цели. [5]
Арт-терапия включает в себя множество направлений и видов, основные из них:
- изотерапия (рисуночная терапия) – работа с рисунком и цветом : рисование; работа с глиной и пластилином и т. д. ;
- библиотерапия - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений;
- музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки;
- имаготерапия - воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
- сказкотерапия - воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
- кинезитерапия - воздействие через танцевально-двигательную;
- драматерапия - разыгрывание какого-либо сюжета;
- игровая терапия - основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личность;
- куклотерапия - основана на процессах идентификации ребенка с героем мультфильма, сказки, с игрушкой;
- коррекционная ритмика - вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия;
- хореотерапия (лечение танцем) - активная работа с телом через танец и движение под разнообразную музыку, и т. д.
Современные направления арттерапии: этнотерапия, фототерапии, боди-арт, ландшафтотерапия, цветотерапия, работа над коллажами и др. [6]
Рассмотрим более подробно некоторые направления арт-терапии, которые показали свою эффективность в работе с детьми с ОВЗ.
Изотерапия широко используется в психокоррекционной работе с детьми с ОВЗ. Изотерапия даёт положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами – задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднён. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребёнку справиться со своими психологическими проблемами.
Далее рассмотрим некоторые арт-терапевтические упражнения, относящиеся к направлению «изотерапия».
Упражнение «Волшебные краски».
«Волшебная краска» изготавливается самими детьми: ребята в стаканчики насыпают необходимое количество муки, куда постепенно добавляют соль, масло, воду, клей. Очень важно, чтобы все компоненты смешивались руками.
При добавлении нового компонента в основу краски меняются сенсорные ощущения детей. В процессе смешивания компонентов нужно попросить ребят прокомментировать свои ощущения, чувства. Когда основа под краску готова, детям предлагается выбрать любимый цвет краски и добавить ее в основу. Готовая краска выставляется в центр. Детям раздаются листы бумаги и под приятную музыку предлагается пальчиками, используя свою полученную краску, нарисовать что-нибудь. Это может быть и заданная тема.
После обсуждения полученных работ и ощущений от рисования, детям предлагается нарисовать совместный рисунок на ватмане.
Рисунок в круге «Мандала».
Детям предлагается нарисовать что-либо в круге (какой-то узор либо конкретный образ, начиная с центра. Рисовать можно не только на бумаге, но и, например, на песке. Дать название своей работе, рассказать о ней.
По результатам проводится обсуждение: Какие чувства вы испытывали в процессе работы? Что вы хотели, чтобы у вас получилось?
Упражнение «Маски».
Ребятам предлагается сделать маску. Темы работы над масками могут быть разными: «Каким я хочу, чтобы меня видели», «Каким меня видят». Главное, чтобы маска отражала его внутренний мир, характеризовала его.
На листе бумаги рисуется овал по размеру лица ребенка, определяется место для глаз и рта. Затем, используя краски, маска наполняется содержанием. В своей творческой работе дети остаются свободными от каких-либо правил. Ребенок сам должен придумать ее и воплотить на бумаге. Следующий этап — маску необходимо вырезать, одеть себе на лицо. Затем маска «оживает» и ей предоставляется время для выступления.
Упражнение «Я в натуральную величину».
Ребятам предлагается постелить куски обоев на пол и затем лечь на них так, чтобы другой ребенок мог обвести силуэт карандашом. Далее участникам предлагается изобразить себя таким, каким бы каждый хотел быть (свое идеальное Я).
После завершения работы проводится знакомство участников с каждой фигурой. Автор рассказывает о своем изображении: нравится ли получившаяся работа, какой он по характеру, его образ жизни. Можно придумать и рассказать о нем какую-либо историю. Дети могут задавать автору уточняющие вопросы.
Упражнение «Рисуем музыку».
Детям включается музыка, передающая разные настроения. После прослушивания, или во время, каждый должен нарисовать то, что ему навеяла эта музыка (настроение, впечатления, что-то конкретное или абстрактное).
Обсуждение после каждой мелодии: Что ты изобразил? Почему именно это? Какие чувства у тебя вызвала мелодия? Чья еще картина похожа на твое настроение после мелодии?
Высокую эффективность в работе с детьми показала сказкотерапия, в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного произведения – сказки.
Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с психологическими и личностными проблемами (агрессивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями).
В работе возможно использование различных видов сказок: психокоррекционных, психотерапевтических, метидативных.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается “замещение” неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Психотерапевтические сказки — это сказки, которые в полном смысле "лечат Душу", "заботятся о Душе". За образами этих сказок стоят глубинные механизмы бытия, рассуждения о сущностных философских понятиях: Любви, Добре, Гордыне, Смерти, Стиле жизни. К психотерапевтическим сказкам можно относить библейские истории и сказки-притчи.
Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.
Выделяют 3 вида медитативных сказок:
1. Медитативные сказки, направленные на осознание себя в настоящем, "здесь и сейчас". Они ориентированы также и на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной и кинестетической.
2. Медитативные сказки, отражающие образы "идеальных" взаимоотношений: между родителями и детьми, друзьями, человеком и окружающим миром, животными, учеником и учителем, учеником и учебными предметами и пр. Подобные сказки особенно необходимы детям и подросткам из "неблагополучных" семей, в которых существует дефицит эмоционального принятия, поддержки и тепла. Знание о том "как может быть" дает ребенку веру и потенциальную возможность когда-нибудь построить такие отношения.
3. Медитативные сказки, направленные на поддержку личностного потенциала личности. Данный вид сказок адресован Идеальному Я человека с целью его поддержания и усиления, с одной стороны. С другой стороны, эти сказки отражают светлую сторону происходящих событий, формируя отношение принятия ситуации. [3]
Высокую результативность в практической работе педагога-психолога с детьми показала куклотерапия.
В работе возможно использование различных виды кукол: куклы–марионетки, пальчиковые, варежковые, плоскостные, ростовые и многие другие).
В своей работе с детьми чаще всего использую куклы-марионетки.
Классическая работа с куклой-марионеткой состоит из трех этапов:
1. Изготовление куклы
2. «Оживление», вождение и представление куклы.
3. Постановка спектакля (сказки) с участием кукол.
Процесс создания куклы-марионетки поэтапно подробно описан в работе Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой [4], в своей работе опираюсь на подход предложенный автором.
Дети поэтапно создают свою куклу-марионетку, затем, когда кукла готова, наступает момент «оживления» или вождения куклы-марионетки – обучения ее простым движениям, поворотам, выражению эмоций и т. п.
Далее необходимо представить куклу группе (или психологу, если работа происходит в индивидуальном формате, пообщаться с другими куклами (участниками) от имени куклы, рассказать о себе: сказать, как куклу зовут, как она себя здесь чувствует, какая она, чего ей хотелось бы от жизни, от себя, от окружающих, с какими сложностями она сталкивается.
Работа с куклой может закончиться обсуждением полученного опыта (и, если необходимо, внесением изменений в облик куклы, а может включать еще один этап - сочинение истории (сказки) и постановка спектакля.
Участники разыгрывают спектакль с участием кукол (лучше всего без предварительной подготовки, либо с минимальным обсуждением сюжета).
В зависимости от целей работы можно попросить участников «переиграть» спектакль, который им не понравился, внеся необходимые изменения, или, для расширения ролевого репертуара, сыграть роли, которые, по их мнению, им абсолютно не подходят.
Работа с куклой-марионеткой способствует развитию эмоционально-волевой сферы, разрешению проблем общения, развитию коммуникативных навыков, формированию эффективных навыков социального поведения.
Далее рассмотрим еще один эффективный метод работы с детьми - метод песочной терапии.
Песочная терапия - это метод психологической помощи, заключающийся том, что с помощью песка, воды и миниатюрных фигурок в специальной песочнице создаются картины, в которые ребенок бессознательно переносит особенности своего внутреннего мира.
Разыгрывая на песке сказочные сюжеты, ребенок получает бесценный опыт символического разрешения жизненных ситуаций, который в виде некоторых моделей в дальнейшем использует в своем реальном поведении.
Для песочной терапии требуется оборудование: водонепроницаемый деревянный ящик, дно и борта которого выкрашены в голубой или синий цвет, песок (мелкий, приятный на ощупь, набор миниатюрных игрушек, кувшин с водой.
Ребенку (или детям – если это групповая работа) предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу или стеллажу с коллекцией фигурок и выбрать те, к которым тянется рука, те, которые привлекают внимание. Время выбора обычно не ограничивается. Каждый выбирает в своем темпе.
Далее ребенок приглашается к ящику с песком и ему предлагается создать картину (сказку) на песке, используя выбранные им фигурки.
Когда ребенок заканчивает создание сказочной страны, мы просим его рассказать о ней:
- что это за мир, сказочная страна,
- какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о каждой фигурке,
- в каких взаимоотношениях они находятся между собой,
- всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить,
- какие события будут происходить в этой стране, что будут делать герои дальше?
По окончании игры ребенок сам разбирает песочную картину. Таким образом закрепляется приобретенный на символического-бессознательном уровне опыт.
Песочная терапия позволяет снять контроль сознания, освобождает творческий потенциал человека, обеспечивает игру, где нет правильных или неправильных ходов, создаёт связь между сознательным и бессознательным, является понятным способом самовыражения для детей.
В групповой работе использование этого метода позволяет эффективно работать с темами личных границ, увидеть особенности взаимодействия в группе, формировать коммуникативные навыки, снимать эмоциональное напряжение.
Подводя итог, важно отметить, что все перечисленные выше арт-терапевтические методы показали свою результативность в практической работе с детьми дошкольного возраста. Об их эффективности можно судить на основании положительной динамики развития детей, их активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества.
Арт-терапия является универсальным методом психокоррекционного воздействия на личность ребенка. В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арт-терапией носят спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.
Библиографический список
1. Арт-терапия – новые горизонты / Под ред. А. И. Копытина. – М. : Когито-Центр,2006. – 336 с.
2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб. : Речь, 2006.—160 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии / – СПб. : Речь, 2000. – 310 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь "особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание - СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2000. - 96 с.
5. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. – СПб. : Питер, 2010. –. 97.
6. Лаврова Г. Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие / Г. Н. Лаврова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – С. 80-81.
7. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий. - СПб. : Речь, 2003. - 256 с.
Интернет-ресурсы:
Посполита В. С., Купцова А. М. «Программа студии арт-терапии "Цветной мир"» https://psy.su/psyche/projects/807/