Татьяна Скрягина
Арт-терапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Живопись с помощью пальцев.
Такой вид живописи очень благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Рисующий может сделать пробные рисунки, и от него не требуют большого мастерства. Кроме того, краски растекаются и переливаются, как эмоции. С помощью красок ребенок может выплеснуть эмоциональное напря-жение вовне, происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это также позволит вам отследить внутреннее состояние ребенка. Живопись помогает адек-ватно выразить эмоциональное состояние ребенка : гнев, обиду, боль, радость. И это прекрасно видно в работах. Также у детей существует сенсорный голод, голод к прикосновениям, так как именно кинестетический опыт является ведущим в этом возрасте. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет более полно включиться ребенку в процесс творчества, подключает внутренние резервы организма.
Публикация «Арт-терапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка» размещена в разделах
В этом возрасте тяга к кинестетическим экспериментам, т. е. желание все по-трогать, часто пресекается родителями. Преодоление этого запрета, удовлетворе-ние потребности запачкаться (и за это не будут ругать) – очень важные моменты. Предварительно, конечно, необходимо надеть на ребенка фартук, дать ему легко смываемые краски и закрыть поверхность стола клеенкой.
Когда ребенок будет рисовать, начните вместе с ним, покажите ему, как это делать. Расспросите, что он нарисовал, пусть расскажет, о чем рисунок.
Живопись с помощью ног.
Если вы уже освоили живопись руками, то предлагаем вам попробовать ри-совать с помощью ног.
Ноги обладают тонкой чувствительностью, но большую часть времени они нахо-дятся в обуви, в которой не могут ничего чувствовать. После окончания рисования ноги моют и вытирают полотенцем, в результате чего происходит массаж ног, ко-торый успокаивает ребенка. Особое ощущение свободы и творчества при рисова-нии ногами трудно передать словами. Перед тем как предложить ребенку рисо-вать, попробуйте сами что-нибудь нарисовать ногами в спокойной обстановке, прислушайтесь к себе. Иногда эмоции, которые могут возникнуть во время этого, необычны, и следует их хорошо прочувствовать, чтобы при общении с ребенком вы могли ими управлять.
При рисовании ногами вместе с детьми следует расстелить большую клеенку. На нее положить листы ватмана или плотной бумаги, можно использовать остатки старых обоев. Рядом поставьте маленький лоток с краской.
Затем попросите ребенка снять обувь, носки и рассказать, что чувствуют но-ги, когда они свободны, что можно изобразить с помощью ног. Покажите ребенку, как пользоваться краской, как и что ступнями и пальцами можно нарисовать. По-просите ребенка оставить как можно больше самых разнообразных отпечатков, посмотрите их характерные отличия.
Пусть ребенок нарисует что-нибудь, и сами также нарисуйте. Как только ри-сунок будет закончен, вымойте ноги, оботрите их и попросите ребенка распознать, что он нарисовал. Обязательно похвалите его и сохраните рисунок.
Работа с глиной.
Работа с глиной оставляет приятные ощущения, позволяет расслабиться. Гибкость и податливость глины дает возможность получать как тактильные, так и кинестетические (прикосновение, ощущение движения) ощущения. Ошибки в рабо-те легко устраняются. Этот вид творчества самый наглядный и позволяет наблю-дать за состоянием ребенка. Работа с глиной позволяет удовлетворить интерес ре-бенка к частям тела. Высохнув, глина превращается в мелкий порошок и легко смывается с рук, удаляется с одежды. Еще глина обладает свойствами, способ-ствующими заживлению ран.
Ребенка полезно снабдить ящиком с инструментами для работы с глиной: картофельной толкушкой, палочкой для размешивания, колотушкой и т. д. Необ-ходимо иметь баночки с водой для смывания глины.
При работе позвольте ребенку почувствовать глину. Для этого совместно можно выполнить следующие задания:
-закройте глаза и почувствуйте кусок глины, подружитесь с ним. Какой он? Глад-кий? Ровный? Плотный? Выпуклый? Холодный? Теплый? Влажный? Сухой? Тя-желый или легкий?;
-отложите его и отщипните кусочек большой и поменьше;
-сожмите, разгладьте глину пальцами, тыльной стороной руки. После того, как разгладили глину, ощупайте место, где разгладили;
-соедините все кусочки вместе, чтобы получился шарик;
-проткните глину;
-пошлепайте по ней, пощупайте место от шлепка;
-оторвите кусочек и сделайте змею, сожмите в кусок.
Занятия с глиной позволяют снять стресс, помогают выражению чувств, избавить-ся от избытка слов, если ребенок болтлив, и приобщить к социальной активности необщительных детей.
Сохраняйте поделки ваших детей, хвалите их. В дальнейшем занятия с гли-ной помогут восстанавливать эмоциональное равновесие.
Игры с песком.
Совместные игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:
-при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
-развитие мелкой моторики и мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;
-с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
Для игры с песком в помещении необходимы:
-водонепроницаемый деревянный ящик 50х70х8 см;
-чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Песок заполняет 1/3 ящика;
-вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок.
Отпечатки рук.
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпе-чатки кистей рук: внутренней и внешней стороны. Необходимо задержать руку, слегка вдавив ее, прислушаться к ощущениям. Взрослый рассказывает ребенку о своих ощущениях : «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю рукой, я ощущаю песчинки. А что чувствуешь ты?»
Когда ребенок расскажет о своих ощущениях, перевернуть руку ладонью вверх: «Я перевернул руку и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка. По-моему, песок стал чуть холоднее. А что чув-ствуешь ты?»
Можно выполнять такие упражнения:
-поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круго-вые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
-выполнить те же упражнения, поставив ладонь на ребро;
-пройтись ладошкой по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
-создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сход-ство узоров с объектами окружающего мира;
-пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после – одновременно (сначала только указательным, потом сред-ним, безымянным, большим и мизинчиком);
-можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребе-нок может наблюдать загадочные следы. Хорошо вместе пофантазировать: чьи они?;
поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.