Наталья Середкина
Аппликация, как средство развития мелкой моторики у детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности, которая принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения, а так же способствует формированию графических умению и навыков. Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Публикация «Аппликация, как средство развития мелкой моторики у детей с нарушением речи» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В различных исследовательских работах (М. М. Кольцовой, Е. И. Исениной и др.) установлена взаимосвязь речи и мелкой моторики. М. М. Кольцова отмечала, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Процесс развития мелкой моторики в дошкольном возрасте довольно длительный, поэтому необходимо соблюдать определенную систему в организации деятельности ребенка. Психологи утверждают, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определенных видах детской деятельности, таких как рисование, лепка, аппликация.
Аппликация является одним из эффективных средств развития речи у дошкольников с дизартрией
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем
Для таких детей характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. Они часто забывают сложные инструкции, опускают или меняют местами последовательность заданий. Дети с дизартрией отстают в развитие наглядно-образного мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, у них недостаточно сформировано пространственное представление, а также наблюдается нарушение мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включение в движение, недостаточной координации.
Изобразительную деятельность можно рассматривать не только как один из предпочитаемых детьми видов дошкольной деятельности, но и как инструмент коррекции и развития. Деятельность с бумагой, ножницами, пластилином, красками и карандашами обогащает представление детей об окружающих предметах и способствует проявлению умственной, речевой активности и мелкой моторики рук ребенка. Изобразительная деятельность подводит дошкольников с нарушением речи к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир посредством линий, красок, цвета, формы, а также передает его внутренний мир, страхи и радости.
В изобразительной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, т. к. ребенок сам выполняет эти действия. Именно на занятиях по ИЗО-деятельности дети усваивают последовательность и причинно-следственные связи различных действий.
Важно и то обстоятельство, что ребенок в ИЗО-деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрение, слух, что также оказывает положительное влияние на развитие речи.
На занятиях по аппликации дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.
Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах — сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).
Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал, возможно, его широкое применение не только для рисования, но в аппликации. Это и мозаичная аппликация, которую используем для подарка, оформления групповой и раздевальных комнат, аппликация обрыванием, способствующая развитию мелкой моторики. При работе с ножницами, клеем дети учатся правильно пользоваться материалами, инструментами, приобретают немало практических навыков и умений, развивают мелкую моторику пальцев и координацию движения руки.
Притягательная сила этого искусства в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, Аппликативные изображения чаще других передаются в дар родителям, при этом сопровождаются рассказом: что сделано в начале, что последовало затем, и какие действия выполнялись в завершении работы. Ребенку хочется повторить свой успех. Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет, материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного. А систематичное повторение действий автоматизирует ручные навыки, развивает мускулатуру руки.
Таким образом, изобразительная деятельность, а именно аппликация, является одной из основополагающих сторон развития речи дошкольника. На занятиях решаются специальные коррекционные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи, а так же развивается точное движение рук и мелкая моторика пальцев; развивается фантазия, творческое мышление и воображение, пространственное восприятие.
Список литературы:
Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. – М. : Просвещение, 1992г.
Зайцева Л. А., Зайцев И. С., Левяш С. Ф., Ясова И. Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция : Учеб-метод. пособие. – Мн. : БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.
Косминская В. Б Теория и методика изо-деятельности в детском саду – М. : Просвещение, 1977 г.
Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – СПб. : Детство-Пресс, 1999 г.