Грекова
Анализ социокультурного пространства школы
▼ Скачать + Заказать документы
по исследованию социокультурного пространства
МОУ “СОШ № 3 г. Вольска»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Вольска Саратовской области» (далее школа) расположена в микрорайоне «Северный». История школы насчитывает 21 год. Школа предназначена для обучения детей в соответствии с образовательными программами всех уровней образования, а также для реализации дополнительных общеразвивающих программам для детей и взрослых. Район, в котором расположена образовательная организация – это новый микрорайон со слаборазвитой досуговой инфраструктурой, поэтому школа является социокультурным центром микрорайона. Так же можно говорить о разнообразии социального контингента : молодые амбициозные родители, переселенцы, многодетные семьи, дети разных национальностей.
Публикация «Анализ социокультурного пространства школы» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Школа обладает статусом общеобразовательной и включает в себя три уровня образования: начальное общее, основное и среднее общее образование. На сегодняшний день в школе 683 обучающихся.
Для обучающихся школы оборудованы просторные, эстетично оформленные классные кабинеты с современной мобильной школьной мебелью, системой хранения, техническими и электронными средствами обучения, интерактивным оборудованием, лабораториями по физике, химии.
В школе созданы определенные условия в части материально-технической базы, обеспечивающей работу локальных сетей, автоматизированных рабочих мест учителя и ученика идр.
В рамках организации дополнительного образования и внеурочной деятельности в образовательной организации имеется:
-тренажерный зал;
- хореографический зал;
- библиотека с читальным залом.
Основная идея, которой руководствуется педагогический коллектив школы - идея воспитания патриота своей Родины. Педагоги школы уделяют большое внимание воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми.
Управление воспитательным процессом осуществляется на уровне всех участников образовательного процесса. Наряду с администрацией, в решении принципиальных вопросов воспитания, развития школы участвуют советы самоуправления: Управляющий совет школы, педагогический совет и Совет обучающихся.
Активную роль в обогащении и совершенствовании воспитательной деятельности играют занятия внеурочной деятельностью и объединения дополнительного образования. Учащиеся, занимающиеся в кружках и секциях, как правило, проявляют больший интерес к познанию, а педагогов работа в кружках стимулирует к поиску творческих путей в организации учебно-познавательной деятельности
Особенностью образовательного процесса школы является то, что обучение и воспитание осуществляется на единых подходах, в котором образование ребенка не ограничивается стенами школы, оно становится сетевым, мобильным, открытым.
Процесс воспитания в МОУ «СОШ №3 г. Вольска» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников :
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в МОУ «СОШ №3 г. Вольска» являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы является работа классных руководителей и детского общественного объединения, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого воспитательного модуля является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел присутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Кадровое обеспечение
№ кадровый состав количество
1 Общее количество руководящих и педагогических работников 40
руководящий состав 3
учителя 33
другие педагогические работники 4
2 Уровень образования
высшее 34
среднее специальное 6
3 Квалификационная категория
высшая 10
первая 3
соответствие должности 18
не имеют 8
4 Звания
Заслуженный учитель 1
Почетный работник 2
5 Педагогический стаж
менее 2 лет 2
от 2 до 5 лет 5
по 5 до 10 лет 7
от 10 до 20 лет 16
20 лет и более 10
6 Возраст
моложе 25 лет 5
от 25-35 лет 12
35 лет и старше 23
Характеристика микросоциума.
Школа является учреждением, которое призвано осуществлять обучение, воспитание, развитие и саморазвитие обучающихся, моделируя целостный педагогический процесс, главными действующими лицами которого являются не только непосредственные участники образовательного процесса (администрация, педагоги, обучающиеся, родители и др, но и разнообразные представители социокультурной среды. Социальная среда во многом определяет качество жизнедеятельности ОУ и успешность ее развития в определенном образовательном пространстве.
Роль школы как социокультурного центра велика не только для внутришкольного пространства, но и для микрорайона, тем более если учесть, что школа - единственная в нем. Возникает процесс сотворчества, благодаря которому и ребята, и взрослые повышают свой культурный уровень, знакомятся с новыми социальными ролями. Например, с ролью не только потребителя окружающей информации, но и ее создателя, аналитика и распространителя.
Совместное сотрудничество, сотворчество сближает, сплачивает детей и взрослых. Партнерами школы, обеспечивающими ее ресурсный потенциал, статус и широкую вариативность творческой активности, являются городские, региональные и сетевые организации.
Использование новой модели партнерства, использующей ресурсы культуры, образования, общественных и молодежных организации, СМИ, Интернета, социальных и психолого-педагогических центров, депутатов городской Думы благотворно влияют на развитие школы как социокультурного центра, способствует расширению образовательного пространства школы.
Схематически социум можно представить следующим образом:
Статусные характеристики социума родителей, как очевидно из диаграмм, говорят об их не достаточно высоком уровне образования и образованности, что естественным образом накладывает своеобразный отпечаток на характерные особенности ученического коллектива.
Выводы по социуму : школа имеет окружение, которое не всегда стимулирует поступление в школу большого количества одаренных детей, так как творческий потенциал педагогического коллектива не достаточно высок, но творческий потенциал и непрерывное сотрудничество с родителями и другими социальными партнерами дают возможность укреплению ее позиций, как интеллектуального цента социума.
Традиции нашей школы позволяют организовать работу ОО как социокультурного центра.
К такому выводу можно прийти, анализируя социальное окружение школы, территориальное расположение, социальный статус семей обучающихся, систему взаимодействия школы с различными организациями, решающими сходные задачи. Итогом всего вышеизложенного является создание программы воспитания как цели работы школы в рамках социокультурного центра : на основе партнерского взаимодействия и использования педагогических ресурсов ОО, родительской общественности обеспечить наиболее благоприятные условия развития, высокий уровень самоопределения, адаптации обучающихся в современном социуме.
Создание новой программы воспитания позволит создать целостное образовательное пространство, субъектами которого станут не только ученики, но и члены их семей, а также другие жители микрорайона. Эффектами работы новой программы воспитания в школе становится привлечение жителей микрорайона к проведению школьных мероприятий, расширение реализуемых обучающимися проектов до районного уровня- решение проблем и задач,актуальных для жителей микрорайона. Также школа, как социокультурный центр может стать площадкой для проведения культурно-просветительских мероприятий для жителей всего микрорайона. Для школы данное положение имеет большое значение, так как обеспечивает единство реальной жизни и процесса образования, создает целостность, включенность обучающихся в современные общественные процессы.
В том, что школа по сути своей есть особое социокультурное пространство, сомневаться не приходится. Именно в школе закладывается тот культурный базис, который человек потом пронесет через всю жизнь. Главное, чтобы образовательный и воспитательный процессы соответствовали требованиям времени, точнее, по возможности даже опережал его.
Заместитель директора по ВР Е. С. Грекова