Людмила Щербакова
Анализ системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в ДОУ физическое воспитание и развитие детей осуществляется с учетом комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Обеспечение основного образования дошкольников в области физической культуры является обязанностью дошкольного учреждения.
Публикация «Анализ системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении,» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Качество образования дошкольников в области физической культуры обеспечивается созданием хороших условий для занятий детей физическими упражнениями, профессиональной компетентностью педагогов, организующих их двигательную деятельность, а также содержанием программы, используемой в дошкольном учреждении.
Эффективное функционирование системы образования дошкольников в области физической культуры в этом детском саду обеспечивается коллективом сотрудников дошкольного учреждения в тесном взаимодействии с семьей.
Вся работа по физической культуре преобразована в систему. Инструктором по физической культуре, методистом, старшей медицинской сестрой, врачом педиатром, заведующей ДОУ, воспитателями.
Задачи инструктора по физической культуре (согласно годовому плану) :
- формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья;
- организовать работу по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;
- приобщить ребенка к здоровому образу жизни;
- совершенствовать свои знания, применяя в работе нетрадиционные методы и формы;
- воспитывать здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.
Разработаны графики занятий в физкультурном зале, на спортивной площадке. Планируются перспективные и календарные планы, как воспитателями групп, так и инструктором по физическому воспитанию детей.
Программа ДОУ предусматривает ежедневное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, физкультминутки на занятиях, подвижные игры и упражнения между занятиями и на прогулке, упражнения после дневного сна, физкультурные занятия, физкультурные досуги, физкультурные праздники).
Следует отметить, что достичь положительных динамических результатов в физическом развитии воспитанников ДОУ не удалось бы без организации соответствующей развивающей среды. Наличие нового физкультурного зала, достаточность и разнообразие физкультурно-спортивного оборудования, эффективность его размещения безусловно повысило и эффективность учебно-воспитательного процесса. Для решения задач связанных с эмоциональным компонентом во время проведения учебных и внеучебных форм работы по физическому воспитанию необходимо применение музыкального сопровождения. Подбор музыкального сопровождения, фонограмм и их использования (в физкультурном зале имеется магнитофон, для озвучивания занятий и утренней гимнастики с элементами ритмики). Музыка вовлекается на физкультурном занятии в ряд решений образовательных, воспитательных, оздоровительных задач и занимает в сочетании с другими средствами ведущее место в физкультурно-педагогическом процессе.
Физкультурная работа в детском саду, ведё тся по следующим направлениям:
- занятия (традиционные, игровые, сюжетно-игровые, тренировочные, комплексные, интегрированные, оздоровительные). Физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие утреннюю гимнастику с элементами ритмики (комплексы гимнастики были разработаны для групп всех возрастов по 2 комплекса на месяц с сентября по май учебного года инструктором по физкультуре). Физкультминутки, подвижные игры и динамические паузы между занятиями, игры и упражнения на прогулке, бодрящая гимнастика после сна, комплексы закаливания (разработаны воспитателями групп по 2 на месяц в течение учебного года).
- Физкультурно-массовые мероприятия, такие как физкультурные досуги, соревнования, праздники физической культуры (все мероприятия проводились под руководством инструктора по физической культуре и поддержкой педагогического коллектива, а так же с участием родителей).
Инструктор обеспечивает условия для нормального развития организма дошкольников обеспечение санитарно-гигиенического ухода, проведение закаливающих мероприятий – широкое пользование воздухом, солнцем, водой; организация самомассажа и гимнастики; организация режима дня; обеспечение двигательной активности ребенка, наличие в детских учреждениях специальных пособий, формирование у них представления о сохранении и укреплении здоровья.
Ведёт просветительскую, консультативную работу, как с педагогами ДОУ («Школу передового опыта работы», с родителями воспитанников ДОУ (выступление на родительских собраниях «Родительский всеобуч», консультации по текущим вопросам).
Организует физкультурно-оздоровительную работу, включая физкультурные занятия, физкультурно-массовые мероприятия (Приложение 3).
Планирует мероприятия по физической культуре на основе данных диагностики физического развития детей.
Анализ диагностических данных показывает, что уровень физического развития детей возрастает при их переходе из одной возрастной группы в следующую. Прослеживается положительная динамика. Это говорит о хорошем уровне преподавания.
Многие выпускники детского сада и вне стен учреждения увлекаются физической культурой, посещают кружки и секции.
Как показывают данные многочисленных исследований (М. А. Рунова, Э. Я. Степаненкова и др.) и практика воспитания, в дошкольный период происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируются нервная, костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. Как отмечает С. О. Филиппова, в этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.
Целенаправленное физическое воспитание оказывает положительное влияние на умственное развитие малышей: обогащаются знания об окружающих предметах и явлениях, совершенствуется ориентировка в пространстве и времени, складываются положительные черты характера. Дети приобретают умения действовать в коллективе сверстников; у них формируются такие качества: выдержка, самостоятельность, активность, инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи и т. п.
Важность физического воспитания подрастающего поколения актуальна в аспекте укрепления здоровья детей, и всестороннем развитии личности.
Физическое воспитание, которому дошкольное учреждение уделяет значительное внимание, направленно на охрану жизни и укрепление здоровья детей. Решение задач физического воспитания способствует созданию оптимальных условий для физического, психологического и гармоничного развития детей.
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детского сада. В связи с этим наше дошкольное учреждение организовало разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализовало комплекс воспитательно - образовательных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастам.
Физическое воспитание детей, совершенствование их двигательных умений и навыков, осуществляется систематически на занятиях и прогулках с учётом возраста, индивидуальных физических показателей каждого ребёнка, что обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей. В течение года регулярно проводятся «Дни здоровья», «Недели здоровья». В эти дни особое внимание уделяется играм детей, увеличению пребывания детей на свежем воздухе, досугам и развлечениям, с положительной, радостной атмосферой в группах.
В режим дня включена: пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики и тактильных ощущений, гимнастика для глаз, физкультминутки на занятиях, динамические паузы, гимнастика после сна, точечный массаж.
Профилактическая работа в детском саду проводится с применением комплекса закаливающих мероприятий: облегченная одежда (при соответствующей температуре, одежда детей соответственно сезону, мытье рук прохладной водой по локоть, проветривание групп, влажная уборка.
Проведены консультации для педагогов и родителей, которые представлены в уголках для родителей.
Медицинское сопровождение образовательного процесса способствует выполнению социального заказа родительской общественности на оздоровление детей дошкольного возраста. Медицинское обслуживание детей осуществляется медсестрой ДОУ.
Оздоровление детей – целенаправленная, систематически запланированная работа всего коллектива, который находится в постоянном творческом поиске, понимая, что здоровый ребенок помимо физических характеристик обладает психологическим здоровьем. Это значит, что здоровый дух сам строит «для себя» здоровое тело. Учебная нагрузка днем дозируется с учетом состояния здоровья ребенка, в занятия включаются физкультминутки, элементы релаксации, упражнения для профилактики нарушения осанки, дыхательные упражнения. Все занятия проводятся по подгруппам в игровой и нетрадиционной форме.
Сложившаяся система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ способствует достичь баланс между интеллектуальной и физической нагрузкой – двигательная активность детей чередуется с игровыми ситуациями познавательного цикла