Ольга Шацких
Анализ сферы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ сферы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблемы повышения эффективности деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (далее – ПМПК) муниципального образования рассмотрим на основе анализа процесса ППМС-помощи детям с ОВЗ в Южном Подмосковье (города Серпухов, Пущино, Протвино и Серпуховской район). Постановка диагноза ребенку с ОВЗ - это стартовая площадка сопровождения, начало процесса ППМС-помощи в преодолении проблем развития. Здесь важна комплексность, т. е. учет медицинских, психологических, педагогических, социальных аспектов диагностики развития, а также всесторонность, предполагающая работу с ребенком специалистов разных профилей, умеющих профессионально решать поставленные задачи и обладающими соответствующими компетенциями [1].
Публикация «Анализ сферы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Анализируя работу различных ПМПК Южного Подмосковья на протяжении многих лет, можно отметить, что ряд специалистов, привлекаемых в работе ПМПК, зачастую считают постановку правильного диагноза завершением коррекционной работы, а не ее началом. Вспомним труды в области аномального детства Л. С. Выготского, которые до сих пор являются основой для продуктивной разработки проблем дефектологии, конечной целью воспитания ребенка с ОВЗ является его социальная полноценность, достижение необходимого социального уровня [2].
Результаты исследований Е. И. Казаковой доказали, что более 80% специалистов, задействованных в сфере ППМС помощи, более ориентированы на проведение диагностических исследований, чем на проектирование по полученным данным программ коррекции проблемы, разработки рациональной траектории коррекционной деятельности. Методы коррекции, выражающиеся в программах, ориентированных на конкретное воздействие на ребенка и его среду, оказались менее знакомыми специалистам, хотя информированность специалистов, привлекаемым к работе в ПМПК и участвующих в оказании ППМС-помощи детям, о методах диагностики оказалась достаточно высокой.
Упомянем проблему методологической рассогласованности диагностических исследований, проводимых специалистами различного профиля: психологами, педагогами, медицинскими работниками, социальным педагогом. При формировании ПМПК не всегда легко добиться подлинной комплексности, преодолеть неготовность специалистов к конструктивному диалогу. На основе используемых специалистами диагностических моделей далеко не всегда удается добиться подлинной комплексности, преодолеть неготовность или нежелание, из-за личных амбиций, отдельных специалистов к конструктивному диалогу.
Для успешного процесса социальной адаптации детей с ОВЗ важным является выявление его особенностей на ранних этапах онтогенеза, необходимое для дальнейшей адекватной коррекции его развития. Своевременность диагностики (раннее выявление отклонений в развитии или даже подозрение на наличие отклонений) позволяет также выявить потенциал развития ребенка, то есть прогнозировать факторы, позволяющие найти наиболее оптимальные пути коррекционной помощи ребенку с ОВЗ.
Анализ используемого специалистами при работе в ПМПК диагностического инструментария, позволяет сделать вывод о том, что имеется ориентация на констатацию негативного фона проблемы, однако такой подход дает лишь узкую часть информации о возможном направлении коррекционной деятельности.
Исследования вопросов повышения эффективности процесса ППМС-помощи детям с ОВЗ позволяют выделить следующие основные сферы психолого-медико-педагогического сопровождения, приведенные на рисунке 1 (Все рисунки и схемы в данной публикации – авторские).
В деятельности ПМПК, к сожалению, мало используются такие методы как наблюдение, анализ содержания и результатов наблюдения за общением и поведением детей в дошкольных образовательных организациях (далее – ДОО, продуктов учебной деятельности учащихся. В то же время можно отметить тяготение к специально сконструированным методам.
Рисунок 1. Основные сферы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Изучение процесса деятельности ребенка (решение задач, учебные работы, рисунки) и анализ продуктов деятельности детей позволяет судить о воображении ребенка, сформированности у него зрительных представлений, развитии мелкой моторики рук, навыков учебной деятельности, об отношении к действительности, природе, об уровне развития умственных, сенсорных и моторных навыков, а иногда и об отношении к своему дефекту.
Для правильной оценки достижений ребенка необходимо знать особенности развития данного навыка в процессе обучения; типичные затруднения в усвоении образовательных программ дошкольного и школьного образования (далее – ДО и СО) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) для разных групп отстающих в учебе детей методы, позволяющие обнаружить причины затруднений на каждом этапе обучения [3].
Развитие реабилитационных технологий и проблемы социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в последнее десятилетие стали приоритетными во всем мире. В Российской Федерации, после присоединения ее к Конвенции о правах ребенка в 1990 г., был принят ряд важнейших программных документов и законов [4]. Специалисты разных сфер деятельности : социальной защиты, медицины, образования, сферы культуры, как в нашей стране, так и за рубежом, отмечают рост инвалидизации детской среды, поэтому не случайно процесс изучения и обобщения опыта коррекционной работы актуализирует поиск и разработку реабилитационных технологий психолого-педагогической медицинской и социальной помощи (далее - ППМС-помощи) детям с ОВЗ.
Для этой работы важно совершенствование деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (далее – ПМПК, являющихся частью существующей в нашей стране системы сопровождения развития ребенка, реализуемая в настоящее время в деятельности различных служб и специалистов, прежде всего Центров ППМС-помощи семье и ребенку [5].
Минобрнауки России считает недопустимым ликвидацию и реорганизацию центров ППМС-помощи (далее - Центры) и обращает внимание, что рекомендуемый норматив – это один Центр ППМС-помощи на 5 тысяч детского населения, проживающего в муниципальном образовании, но не менее одного в нем (данный норматив во многих муниципальных образованиях России – это до сих пор мечта. Неотъемлемой составляющей коррекционной работы выступает качество диагностики развития детей, именно от ее качества (через деятельность ПМПК) зависит успешность всей системы ППМС-помощи детям с ОВЗ [6].
Поэтому исследование проблемных вопросов ППМС-помощи детям с ОВЗ и деятельности ПМПК весьма актуально в современных условиях.
Список литературы
1. Рекомендации Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. .
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений. - т. 5. - М. : Педагогика, 1983.
3. Катков И. П., Кузнецова В. В. Основные направления развития медико-социальной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов. // НИИ им. Н. А. Семашко. - М., 1992.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (по состоянию на 25 декабря 2018 года).
5. Министерство образования и науки Российской Федерации. Письмо от 10 февраля 2015 г. №ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
6. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».