Екатерина Ягодина
Анализ работы по комплексной программе «Быть человеком» на этапе апробации в возрастной группе от 3 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ работы по комплексной программе «Быть человеком» на этапе апробации в возрастной группе от 3 до 7 лет.
Актуальность темы:
«Настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь, и от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Анализ работы по комплексной программе „Быть человеком“ на этапе апробации в возрастной группе от 3 до 7 лет» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Подготовительная группа
- Темочки
В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечение его свободного развития, гарантий самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Дети разного возраста, как правило, попадают в Центр помощи детям из семей социально неблагополучных. Интеллектуальный уровень развития таких детей очень низок, так как их человеческим обучением, воспитанием и развитием никто не занимался, особенно это заметно по детям дошкольного возраста.
Дошкольное детство рассматривается не только как этап подготовки к школе, но и к самой жизни. Именно в нем закладываются основные качества будущего человека : навыки социального поведения, нравственные нормы, взаимоотношение детей друг с другом, взрослыми в различных видах деятельности.
Педагогами Центра помощи детям была разработана программа «Быть человеком» для разных возрастных групп. С сентября 2019 г. воспитателями началась апробация программы по возрастной группе 3-7 лет.
За время работы по программе с детьми дошкольного возраста в период с сентября по декабрь, по каждому направлению было проведено по 15 занятий. Общее количество составило 120 часов. Занятия проводились с детьми от 3 до 7 лет.
В дошкольном возрасте происходит совершенствование психологических процессов, развитие волевых качеств, наглядно-образное мышление. Увеличивается объём памяти, повышается произвольность и устойчивость внимания, очень развито воображение.
Дети любят фантазировать, придумывают яркие ассоциации и образы. Основным видом познавательной деятельности остается игра, изменяется лишь ее форма, содержание и уровень сложности.
Кроме индивидуально-психологических особенностей, так же учитывается уровень умственного развития.
Структура занятия общепринятая. Проводится в 3 этапа :
1 этап : Организационный момент: сюрпризность, создание проблемной ситуации и стимула к ее поиску.
2 этап : Основная часть: ход занятия с методическими приемами, 4-6 видов деятельности
3 этап : Заключительная часть: подведение итогов, закрепление, продуктивный вид деятельности (рисунки, лепбуки, лепка, аппликация и т. д – оформление выставки)
Создаются условия для разнообразной и интересной деятельности:
- устанавливается взаимосвязь с каждым из детей;
- закрепляются имеющиеся знания, расширяется кругозор каждого ребенка (познавательные «Пятиминутки»);
-создание ситуации – Успеха;
-забота об охране и укреплении здоровья, жизнерадостного настроения;
-использование ИКТ (познавательные мультфильмы, игры, презентации;
Занятия в игровой, занимательной форме с использованием наглядного материала проявляют у детей интерес к экономике, уважение к людям труда, которые умеют трудиться честно и зарабатывать деньги и применяют их жизни.
Основная трудность возникла по направлению «Основы правовой грамотности», хотя занятия доступны по содержанию, используются многочисленные примеры из сказок, но дети младше 5 лет плохо усваивают материал, так как понятие права для них абстрактны.
Вызывают восторг занятия по направлению «Дела домашние», где дети самостоятельно после прохождения темы и инструктажа практически пробуют использовать электрические бытовые предметы.
Остальные занятия по направлениям понятны, доступны и интересны.
Так же был разработан диагностический инструментарий для всех направлений программы. Опросник и диагностики с системой баллов от 1-3, где 1-низкий, 2- средний, 3-высокий.
Название раздела диагностика
начальная промежуточная
«Личностное, социально-коммуникативное развитие» 2.1 2,5
«Семейные ценности» 2,0 2,7
«Дела домашние» 1,8 2,3
«Основы финансовой грамотности» 1,9 2,1
«Основы правовой грамотности, гражданственности» 1,0 1,0
«Труд в жизни» 1,9 2,2
«Гигиена и здоровье» 1,0 1,5
«Личная безопасность» 1,0 1,6
Диагностика показала, что есть направления, которые требуют пересмотра и корректировки.
В период с января по май планируем внести следующие коррективы:
1. В тематическом плане изменить количество часов по направлениям:
Добавить часов по направлению «Дела домашние», сократить по направлению «Основы правовой грамотности»;
2. Учитывать индивидуальные особенности при проведении занятий для детей 3-4 лет;
3. Использовать ситуативные практикумы с театрализацией;
4. Добавить дидактических игр по направлению «Основы правовой грамотности»;
5. Для закрепления и повторения пройденного материала использовать «Пятиминутки» по всем направлениям на занятии.
Считаем, что в ходе проведения занятий, дети усваивают материал и получают бесценный опыт, который поможет им в дальнейшей взрослой жизни. Работать по программе и добиваться успехов реально и интересно.
Воспитатели группы «Веселые ребята»
Конецкая О. А
Жуляева Е. Ф
Федулеева Е. Е