Получи документы

«Жить, чтобы быть человеком». Внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС для 1 класса

Светлана Соболева
«Жить, чтобы быть человеком». Внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС для 1 класса
▼ Скачать + Заказать документы

МБОУ «Гаспринская средняя школа №1»

Программа курса

«Жить, чтобы быть человеком»

(внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)

для 1 класса

Разработала:

учитель начальных классов

Соболева Светлана Николаевна

2017г.

Публикация «„Жить, чтобы быть человеком“, Внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС для 1 класса» размещена в разделах

Данная работа представляет собой программу курса духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Эту программу можно использовать в условиях введения ФГОС нового поколения, как внеурочную деятельность, в качестве воспитательной программы и в качестве программы кружка.

Особенность курса «Жить, чтобы быть человеком» в том, что он содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Предполагается взаимодействие образовательного учреждения с православной церковью и институтом семьи.

Программа содержит пояснительную записку, где обосновывается актуальность данного курса, называются причины обращения к православной педагогике, календарно – тематическое планирование, которое можно легко варьировать.

Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра. Взойдёт он лишь через годы, и тогда будет видно, взошёл ли посев добра или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошёл в жизнь и стал членом общества.

С. Михалков

Пояснительная записка

Актуальность

В настоящее время возникла большая опасность – разрушение личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулированы цель и задачи, описан национальный воспитательный идеал.

Цель и задачи духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение, развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций. Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Предлагаю программу курса «Жить, чтобы быть человеком», которая объединит усилия основных социальных субъектов: школы, семьи, православной церкви.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром : на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Необходимо создать условия для того, чтобы научить ребенка видеть Человека в человеке, и, прежде всего, Человека в самом себе, помочь раскрыть самое прекрасное, что заложено в каждом ребенке, поверить в себя, дорожить своим здоровьем и своей жизнью, беречь традиции своего рода, научить жить, чтобы быть Человеком.

А обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, считаю, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Причины обращения к православной педагогике

• Дать ребенку шанс познакомиться с русской национальной культурой, которой более тысячи лет. Именно ее все эти годы питало православие.

• История православия поможет детям в изучении школьных исторических дисциплин, литературы, МХК и искусства.

• Создать условия для развития толерантности у детей. (православие миролюбиво ко всем культурам.

• Помочь детям не стать жертвами религиозного фанатизма и духовной эксплуатации

Курс «Жить, чтобы быть человеком», противопоставит моральным антиценностям современного общества традиционные ценности российской культуры. Именно традиционные ценности российской культуры могут явиться основой духовно-нравственного оздоровления (воспитания, перевоспитания) современного школьника.

Выстраивается курс с позиций гуманистической педагогики, поддерживая мысль Ш. А. Амонашвили о том, что именно в ней "возрождается суть духовного развития и становления растущего человека, суть трудности пути такого становления, и мыслится, что всё остальное содержание в виде знаний и умений должно быть им усвоено на почве духовности и нравственности".

Особенность курса в том, что он содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Предполагается взаимодействие образовательного учреждения с православной церковью и институтом семьи.

Программа курса предлагается учащимся начальных классов общеобразовательной школы, как внеурочная деятельность в рамках внедрения ФГОС. Она направлена на развитие жизненных навыков детей, связанных со здоровым образом жизни, с нормами человеческого общежития, обретением внутренней гармонии через культуру православия. Программа ставит задачу систематического и последовательного сообщения детям духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные ценности (а также ценностной традицией для истории России является православная культура). Являясь предметом духовно-нравственной и эстетической направленности, она дает возможность познакомить школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина Отечества.

Курс рассчитан на 35 часов в год(1 час в неделю)

Цель курса – сохранение духовно-нравственного здоровья, через приобщение к культуре православия.

Здоровье ребенка определяется биологическими предпосылками, социальными условиями и взаимодействием с окружающим миром. Эмоциональное, психическое здоровье обеспечивает физическое здоровье.

Правильная забота о своем духовном, психическом и телесном здоровье способствует совершенствованию человека, его миропонимания и мироотношении:

к его собственной жизни: человек воспринимает жизнь как подарок Бога, как ценность, дорожит каждым мгновением жизни;

к самому себе: определяя свою позицию на земле, принимая себя таким, каков ты есть на самом деле. Человек стремиться к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию;

к окружающему миру, которое выражается в понимании того, что ты являешься частью огромного мира, взаимодействие с которым необходимо строить на основе любви, доброты, и гармонии;

к своей любви к Богу как творцу мира. К своим ближним и близким людям на основе основополагающего жизненного принципа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»;

к своим негативным помыслам, стереотипам поведения, обидам и страхам как греховному отпущению через внутреннее осознание их и собственное самоочищение души от их негативов, которые они у человека создали, с целью обретения внутренней гармонии души и тела.

Основные задачи

раскрытие и углубление понятий о здоровье (духовном, психическом, телесном) как одной из главных ценностей жизни;

развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали;

развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры.

сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа.

В программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр видеофильмов).

4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Формы работы с детьми.

• Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

• Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

• Проведение совместных праздников.

• Просмотр слайд - фильмов, видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

• Экскурсии, целевые прогулки.

• Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

• Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

• Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.

• Творческие вечера.

Занятия по программе могут быть только лично - ориентированными. Это реализуется в форме диалога, при этом используются эвристические и проблемные методы обучения.

В программе используются: теоретические, практические занятия, беседы, экскурсии, лекции, тестирование, анкетирование, предполагается использование ИКТ.

Широко привлекаются наглядные материалы: книги, картины, иконы, слайды, видео, аудио записи, фотографии.

Планируемые результаты

- Знакомство с традиционными ценностями российской культуры.

- Формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе; стремление к самосовершенствованию.

-Приобщение к здоровому образу жизни. И еще результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Но главный урок, на котором проверяются полученные здесь знания, сама Жизнь.

Содержание

Тема 1. Красота Божьего мира (4 часа)

Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Бог — Творец красивого мира. Как Бог создавал мир? Сотворение человека. Адам - любимое чадо Божье. Общение человека с Богом. Поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. Библия.

Тема 2. Как я отношусь к людям? (4 часа)

Примеры положительного отношения к людям (Вторая заповедь Бога, притча о милосердном самарянине, рассказы из жизни святых, художественные произведения). Мое отношение к близким, родным, учителю, товарищам, одноклассникам. Родословие моей семьи мои обязанности. Что я хотел бы изменить? Как называется хорошее отношение к людям (доброжелательность, дружелюбие, благодарность, заботливость, внимательность, справедливость, отзывчивость, сочувствие, уважение). Зависть, почему она возникает? Что такое эгоизм?

Тема 3. Добро и зло. (4 часа)

Что значит - быть добрым, злым. Кого называют так и почему? Добро и зло в Евангелие, сказках, примерах, рисунках, рассказы из Ветхого завета Добро и красота, добро и здоровье. Творение добра, проявления доброты в жизни. Что и кому я могу сделать доброго?

Тема 4. Как я отношусь к себе? (4 часа)

Правила жизни, данные Богом в Раю. Примеры положительного отношения к себе в жизни, художественных произведениях. Черты, характеризующие отношение к. себе: самопринятие, самоконтроль, уверенность, скромность и т. д. Какого человека называют хвастливым, зазнайкой и почему? Что мне нравится и что не нравится в себе. Я глазами других (мамы, учителя). Каким я хочу быть?

Тема 5. Как я отношусь к делам? (3 часа)

Примеры положительного отношения к делу, учебе из Библии и рассказов о святых, из художественных произведений. Какие качества нужны, чтобы хорошо учиться : организованность, трудолюбие, самостоятельность, любознательность, дисциплинированность, ответственность. Какие качества есть у меня? Какие черты я хотел бы изменить?

Тема 6. Праздники (6 часов)

Покрова. Рождество Христово. Святки. Праздник Крещения. Пасха. Масленица. Прощеное воскресенье.

Праздники в нашем доме: день рождения, день Ангела. День защитника Отечества.

Тема 7. Как я отношусь к природе, вещам, предметам? (4 часа)

Красота окружающего мира. Поиски красивого вокруг себя.

Примеры положительного отношения к вещам, предметам. Какие черты характеризуют мое отношение к вещам, предметам (бережливость, аккуратность). Что я хотел бы развить в себе?

Тема 8. Храм – дом Божий (3 часа) (Приложение) Экскурсия по храму Покрова села Целинного.

Тема9. Агиография(3часа) Жития святого Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. Жития святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского. Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадского.

Литература

А. В. Бородина Основы православной культуры. М., 2003 Г. А. Воронина Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. М., 2006 Л. Л. Шевченко Методическое пособие для учителя. М., 2004 Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. М., 2001

Л. С. Колмогорова, Т. С. Борисова, Н. Н. Григорьевская «Мой мир во мне и вокруг меня», Барнаул, 1997 г.

«Дошкольное воспитание» № 5 2004 год Издательский дом «Воспитание дошкольника»

Публикации по теме:

Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС «Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС» Филоненко Наталья Николаевна, Баталова Елена Геннадьевна.

Конспект НОД по познавательному развитию: Этическая беседа «Что значит быть справедливым человеком» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» пгт Свеча Кировской области НОД в подготовительной группе по.

Олимпиада для учащихся 2 класса «Люби живой мир» Олимпиада для учащихся 2 классов «Люби живой мир» ФИ___ 1. Каким цветом на глобусе обозначают.

Педсовет на тему «Внеурочная деятельность по ФГОС ООО» Учитель технологии и ИЗО Калинина А. В. Педсовет на тему «Внеурочная деятельность ФГОС ООО»Учитель технологии и ИЗО Калинина А. В. Цель внеурочной.

Внеурочная деятельность по обществознанию. Правовая игра для 5–11 классов «Каждый гражданин должен знать Конституцию!» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Одинцовская средняя общеобразовательная школа №12 (143000, Московская область, г. Одинцово,.

Внеурочная деятельность по литературному чтению «Путешествие в страну сказок» для детей 6–7 лет «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК» Цель: развивать читательский интерес, расширять знания о богатстве устного народного творчества, воспитывать.

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса «День рождения класса» Цель: содействовать успешному протеканию процесса адаптации учащихся в 5 классе; Задачи: - создать благоприятную атмосферу в классе;.

Внеклассное мероприятие по экологии для 5 класса «Будь Человеком, человек!» Цель: осознание каждым ребёнком необходимости сохранения природы, пробуждение добрых чувств по отношению к ней. Задачи: - воспитывать любовь,.

Внеурочная деятельность как часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ноо Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка.

Работы учащихся 3 класса «Здравствуй, праздник Новый год!» в рамках внеурочной деятельности «Волшебный карандаш»Работы учащихся 3 класса «Здравствуй, праздник Новый год!» в рамках внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» Закончились долгожданные зимние каникулы, начались учебные дни 3 четверти. Ребята пришли в школу на занятия отдохнувшими. И каждый принёс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Жить, чтобы быть человеком». Внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС для 1 класса
Опубликовано: 3 февраля 2019 в 14:01
+113Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Жить, чтобы быть человеком». Внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС для 1 класса» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Соболева (УИ 546387) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД