Галина Ланцова
Анализ работы МО учителей естественно-математического цикла
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ работы методического объединения
учителей естественно-математического цикла
за 1 полугодие 2018-2019 учебного года.
В Методическое объединение учителей естественно-математического цикла входят 4 учителя : 2 учителя математики (Лапина И. А. ; Ланцова Г. Н., учитель физики (Врембяк А. Ч.) и информатики (Казаченко В. А.).
В своей работе коллектив методического объединения решал следующие цели и задачи:
Публикация «Анализ работы МО учителей естественно-математического цикла» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель: совершенствование использования инновационных технологий и личностных компетенций на уроках математики, физики и информатики, повышение педагогического мастерства и уровня образования.
Задачи:
• Изучение форм инновационных технологий и возможности их применения в условиях образовательного учреждения.
• Разработка методических рекомендаций для качественного и продуктивного применения инновационных технологий на уроках математики, физики и информатики.
• Повышение профессионального мастерства и личностных компетенций, как фактор повышения качества образования.
Повышение качества обучения математике и физике и повышение профессионального мастерства учителей - основные направления методической работы нашего объединения. Под этим подразумевается отказ от единообразных форм и методов обучения, постоянное совершенствование учебного процесса, внедрение новейших педагогических технологий – как предметно, так и личностно-ориентированных, учет индивидуальных особенностей учащихся, максимальное развитие их способностей в данной предметной области. Однако многолетний опыт учителей показывает, что только разумное сочетание новых методов обучения и традиционных, является одним из основных условий эффективного обучения этим предметам. Поэтому в рамках решения этой проблемы в течение 1 полугодия проводилась работа по разным направлениям.
Основные усилия учителей были направлены на вооружение учащихся системой знаний по предмету, на подготовку к контролю знаний, на изучение индивидуальных способностей детей и их всестороннее развитие. Значительную помощь в овладении новыми педагогическими технологиями учителя получают на заседаниях методического объединения. Для них характерна практическая направленность: учителя обмениваются опытом работы, посещают открытые, рабочие уроки своих коллег. На заседаниях методического объединения педагоги изучают нормативные документы, теории и методики предмета, обсуждают результаты педагогической деятельности.
В течение 1 полугодия было проведено 4 плановых заседания методического объединения. На первом методическом объединении (август) был проведён анализ работы методического объединения за 2017-2018 учебный год (результаты работы признаны удовлетворительными, составлен план работы на 2018 – 2019 учебный год. Были выявлены особенности преподавания математики в 2017-2018 учебном году, рабочих программ и календарно-тематических планирований. Также были рассмотрены вопросы о результатах итоговой аттестации выпускников школы по математике.
В сентябре было организовано повторение материала во всех классах и проведен входящий контроль (диагностические контрольные работы, который выявил недостаточные вычислительные навыки у учащихся, по многим темам нет прочности знаний.
На втором заседании МО (сентябрь) был проведён анализ вводного контроля по предметам естественно-математического цикла. Проведено обсуждение работы по организации индивидуальной работы с одаренными учащимися в рамках подготовки к школьному и муниципальному этапам Всероссийских олимпиад по математике, физике, информатике. В октябре проведен школьный тур предметных олимпиад.
Третье заседание (октябрь) было посвящено итогам 1 четверти, работе со слабоуспевающими учащимися (проведение индивидуально-групповых занятий с целью предупреждения неуспеваемости и ликвидации отставания по определенным темам, разработана примерная программа работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающих учеников. Был проведен семинар по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, физики, информатики как условие для развития личности учащегося» ,в котором приняли все члены методического объединения, также проанализировали итоги школьного этапа Всероссийских олимпиад по математике и физике.
Рассмотрели итоги пробных ОГЭ и ЕГЭ по математике в 9, 11 классах. Учащиеся 11 класса удовлетворительно справились с работой базового уровня, двоек нет, что вселяет уверенность, что все выпускники 11 класса сдадут экзамен по математике. Учащиеся 9 класса справились с работой намного хуже, есть неудовлетворительные результаты: Петрович Настя, Фролова Виктория. Это говорит о низком уровне усвоения пройденных тем, вычислительных навыков, прочности знаний. В течение всего года необходимо на каждом уроке выделять время для повторения и отработки навыков решения уравнений, неравенств и т. д., т. е. постоянно уделять внимание преодолению вышеназванных недостатков и одновременно готовить учащихся к прохождению ГИА.
На четвертом заседании (декабрь) посетили внеклассное мероприятие по математике в 6 классе (учитель Лапина И. А.) и открытый урок по алгебре в 9 классе (Ланцова Г. Н., заслушали самоанализ, обсудили выступление «Творческие задания по предметам ЕМЦ на уроках и во внеурочное время» (Лапина И. А.) и приняли участие в работе круглого стола по проблеме «Поиск способов повышения мотивации к изучению предметов ЕМЦ». В работе круглого стола особое внимание уделили качеству успеваемости и работе со слабоуспевающими учащимися, которые делятся на 2 категории:
1. Со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться.
2. С внутренне личностной позицией – нежеланием учиться.
Исходя из этого необходимо применять различные методы работы с такими учащимися.
Учителя в своей работе проводили индивидуальную работу с отстающими учениками, как на уроке, так и во внеурочное время:
• Отработка вычислительных навыков
• Отработка повторных вариантов контрольных работ
• Работа по дополнительным сборникам, тестам
• Помощь в выполнении домашних заданий
• Проведение консультаций в любое время
• Индивидуальная работа по подготовке итоговой аттестации
• Привлечение учащихся к творческим работам.
Были подведены итоги участия в муниципальном этапе Всероссийских олимпиад по математике, физике.
В течение времени между заседаниями были проведены проверки рабочих тетрадей по математике в 5 – 11 классах и тетрадей для контрольных работ по математике. Проверка показала, что рабочие тетради имеются в наличии почти у всех учащихся (кроме забывших, тетради регулярно проверяются учителями, но не все учащиеся выполняют домашние задания, о чем свидетельствуют записи учителей, кроме того, некоторые ученики неаккуратно подписывают тетради и хранят их, что отрицательно сказывается на их внешнем виде, записи делаются без соблюдения единых требований по оформлению классных и домашних работ : Аллабергенов Л. (9кл., Мурсалов Исмаил (10 кл., Туранов Жумали (5кл., Мурсалов М (5 кл.) и еще ряд учащихся.
Тетради для контрольных работ в 5 – 11 классах есть у всех, хранятся у учителей в специально отведенном месте, имеют аккуратный вид. Все контрольные работы проверяются вовремя.
Все члены ШМО работали над темами по самообразованию:
Ланцова Г. Н. «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики как условие для развития личности учащегося»;
Лапина И. А. «Взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации самостоятельной работы»;
Казаченко В. А. «Современные образовательные технологии на уроках информатики» Врембяк А. Ч. «Изучение и внедрение ИКТ технологий в образовательный процесс с элементами развивающего обучения».
На заседаниях МО все учителя выступили по этим темам и поделились собственным опытом.
Результативным фактором работы учителя является качество обучения и степень обученности учащихся, все учителя МО работают над тем, чтобы у учащихся была повышенная мотивация к изучению предметов естественно – математической направленности, так как в современном обществе всё большее значение приобретают технические профессии. Положительная мотивация учителей объясняется осознанием ими позитивного влияния на результаты собственной деятельности и результаты уровня успешности обучения. Результаты деятельности педагогов за год по математике представлены ниже.
№
п/п Ф. И. О. учителя Наименование предмета Класс Качество,
% Успеваемость, %
1.
Лапина Ирина Александровна
математика
5 37 89
6 33 100
алгебра 7 23 100
8 29 100
геометрия
7 17 100
8 21 100
2
Ланцова Галина Николаевна алгебра
9 23 100
10 10 60
11 40 100
геометрия
9 23 100
10 10 70
11 60 100
3 Врембяк А. Ч. физика 7 50 100
8 43 100
9 46 100
10 40 100
11 100 100
химия 8 43 100
9 38 100
10 20 100
11 100 100
биология 5 37 95
6 83 100
7 42 100
8 43 100
9 38 100
10 30 100
11 100 100
4 Казаченко Валентина Алексеевна Информатика 7 100 33
8 100 21
9 100 23
10 100 30
11 100 60
Педагогами МО были посещены все районные заседания методических объединений, выступали с докладами на педсоветах в школе.
Одной из форм работы с одаренными учащимися является подготовка их к участию в олимпиадах.
Многие учащиеся нашей школы приняли участие в олимпиадах школьного.
Очень большим минусом является то, что в муниципальном этапе не участвовали учащиеся 9 – 11 классов, т. к. нестандартные задания, представленные даже на школьном этапе олимпиады, для наших учащихся стали не решаемы. К сожалению, проблема с математическими «звёздочками» в старших классах стала повсеместной.
Учащиеся нашей школы не приняли участие в муниципальном этапе олимпиады по предметам естественно-математического цикла.
Учащиеся нашей школы уже много лет ежегодно принимают участие в математических конкурсах «Олимпус» и «Кенгуру». В этом учебном году из 5 – 9 классов приняли участие в «Олимпусе» 12 человек. К сожалению результатов еще нет.
К сожалению активность учащихся в конкурсах в последние годы недостаточная, одной из причин низкого интереса детей является то, что результаты конкурса приходят в конце мая, и награждение детей проходит не в должной обстановке.
Общие выводы:
Показателями успешной работы членов МО можно считать:
• Положительная учебная и творческая мотивация учащихся.
• Системный подход к анализу и планированию своей деятельности. Применение в своей педагогической деятельности инновационных технологий.
Затруднения, выявленные в результате данного анализа :
• Недостаточное тиражирование педагогического опыта.
• не на должном уровне организована индивидуальная работа с учащимися по подготовке к предметным олимпиадам. Это вызвано как спецификой предметов (математика, физика, информатика– одни из самых сложных предметов школьного курса, так и снижением уровня интеллектуального развития учащихся)
Результаты:
• используются различные виды работ на уроках как средство ликвидации пробелов учащихся;
• формируются методические умения педагогов по применению инновационных технологий;
• формируются методические умения по организации индивидуальной работы с учащимися.
Затруднения в педагогической работе, выявленные в процессе настоящего анализа, могут быть решены благодаря тому, что все педагоги стараются творчески решать вопросы воспитания, развития, обучения учащихся.
Председатель ШМО : ___ Ланцова Г. Н.