Алина Яковенко
Анализ работы педагогов по реализации ФГОС во второй младшей группе за учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ работы педагогов по реализации ФГОС во второй младшей группе за учебный год 2021–2022.
Общая характеристика группы.
В 2020-2021 учебном году мы работали с детьми второй младшей группы. Группу на начало года посещали 20 детей в возрасте от 3 до 4 лет, из них 12 мальчиков и 8 девочек.
Публикация «Анализ работы педагогов по реализации ФГОС во второй младшей группе за учебный год» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная.
Воспитание и обучение детей проводилось по программе дошкольного образования «Детство», а также исходя из основных годовых задач рабочей программы и в соответствии с годовым планом работы МБДОУ детский сад №1 на 2021 - 2022 учебный год. Средняя посещаемость детей за весь учебный год : 16 детей.
Заболеваемость: выше среднего. Также дети не посещали детский сад по семейным обстоятельствам.
Цели и задачи на данный период.
Перед воспитателями группы были поставлены следующие цели и задачи.
Цели: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнка дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
* забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
* создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
* максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
* творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
* вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
* уважительное отношение к результатам детского творчества;
* единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
* соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Работа направлена на создание благоприятных условий, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.
В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно - гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ.
Анализ образовательной среды.
В нашей группе предметно-развивающая среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-речевая деятельность, экспериментирование.
Центр творчества, где в свободном доступе для детей имеются необходимые материалы (карандаши, краски, кисти, пластилин, доски для лепки, стеки, ножницы, цветной песок, фломастеры, цветные мелки, иллюстративный материал и т. д., что способствует развитию творческого потенциала детей, интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуют, создают поделки из пластилина, и т. д. Детские творческие работы выставляются в папку в фойе.
В центре речевого развития представлен книжный уголок, где расположены книги в соответствии с возрастными особенностями детей. Центр речевого развития был пополнен играми и пособиями, направленные на развитие всех компонентов речевой системы.
Центр конструирования наполнен строительным материалом, в которых хранится в специально отведенных для него коробках и доступен для детей. Строительный материал размещен в игровой зоне, так как свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки, в которые дети любят играть. Содержимое конструктивного центра позволяет организовать конструктивную деятельность с группой детей, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре.
Центр природы расположен непосредственно у окна. Здесь мы создаем условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними. В центре природы имеется: бизиборд, в котором ребята отмечают время года и погодные условия, инвентарь за уходом комнатных растений.
Центр экспериментирования пополнен материалами, активизирующими познавательно – исследовательскую деятельность (различные емкости для воды и сыпучих, ракушки для рассматривания, насекомые для изучения и т. д.).
В театральном центре размещается ширма для театра, маски сказочных персонажей для игр-драматизаций и несколько видов театров: кукольный, плоскостной, пальчиковый, настольный, театр на палочках.
Уголок ряжения привлекает внимание детей, а разнообразие костюмов превращает их в разных героев. Все это создает радостное настроение и желание примерить на себя интересный образ.
Разнообразные виды мозаик, лото, различные по форме, цвету и материалу игрушки, развивающие игры, направленные на развитие речи и сенсорные способности – это центр развивающих игр.
Центр математического развития представлен развивающими играми, математическими лабиринтами, игровыми пособиями. Такими как: Ноев ковчег, грибы, мозаики и т. д.
Несмотря на то, что развивающая предметно – пространственная среда нашей группы почти соответствует требованиям ФГОС ДО, в перспективе мы бы хотели видеть ее еще более совершенной: планируем дополнить центры: познавательного, речевого развития; оснастить центр природы, центр театрально-речевого развития.
Анализ результатов педагогической диагностики за 2021-2022 учебный год.
Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность форм и методов работы позволяет педагогическая диагностика достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ. В начале года диагностику проходили 20 детей, в конце учебного года была проведена диагностика с 19 детьми, в связи определенными обстоятельствами.
При диагностировании индивидуального развития детей второй младшей группы № 3 было выявлено :
• в начале учебного года : несоответствие развития – 35 %, проблемы в развитии – 65%, норма развития - 0%.
• в конце учебного года несоответствие развития – 0%, проблемы в развитии – 15,7%, норма развития – 84,2%.
Но промежуточные данные, позволяют судить о том, что диагностика качества освоения детьми основной образовательной программы за 2021 -2022 учебный год показала, что материал по всем образовательным областям усвоен на высоком и выше среднего уровнях.
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показали стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.
Анализ взаимодействия с родителями воспитанников.
Социальный паспорт семьи
Всего семей 18. Из них полных – 15, неполных – 3. Многодетных – 6 семей.
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. В связи с уровнем повышенной готовности (пандемией) и невозможностью общаться очно с родителями, мы продолжили работать в дистанционном режиме взаимодействия с родителями воспитанников (WhatsApp). Нами была создана и разработана газета «Непоседы», в которой мы прописывали все наши консультации, памятки, а также праздники и веселые дни с участием воспитанников. Тематика каждого выпуска газеты была построена следующим образом: основной праздник в данном месяце (золотая осень, день матери, новый год и т. д., также были представлены праздники, которые намечаются в этом месяце. Тематика консультаций была построена на основе наших рекомендаций, а также после личных бесед с родителями. Работая с родителями, мы помогаем им быть для ребенка не только родителями, но и друзьями; проявлять искреннюю заинтересованность в действии ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.
В этом году наши воспитанники не принимали участия в муниципальных конкурсах, но активно участвовали во все различных акциях и челленджах таких, как: «Моя Россия, мой флаг», «Друзья земли. Урок астрологии», «Украсим елочку», «Свеча памяти», «Экоподарок защитнику», «Праздник в труде», «Говорю красиво».
В течение года в группе с детьми были проведены следующие мероприятия:
- День здоровья «Мы - юные туристы»;
- День безопасности;
- Праздник Осени «В гости к Хозяюшке»;
- Видео-поздравление, посвящённое дню матери;
- Новогодний утренник «Здравствуй, Новый год!»;
- Утренник, посвященный Международному женскому дню
- День Здоровья;
- День защиты детей;
- День России.
В дистанционном режиме с родителями проводились следующие консультации:
1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
2. Развитие творчества у детей дома.
3. Игра детей 3-4 лет.
4. Экоподарок защитнику.
5. Укрепление организма.
6. Игры на прогулке.
7. Конструирование-это весело!
8. Безопасная дорога!
9. Игра - как средство воспитания дошкольников!
10. Как провести выходной день с ребенком.
Согласно плану работы, было проведено 3 родительских собрания на тему: «Возрастные особенности детей 3-4 лет», «Речевое развитие детей дошкольного возраста», «Вот и стали мы старше на год. Подготовка к летнему оздоровительному периоду».
С помощью инициативной группы родителей была улучшена предметно-развивающая среда группы. Оформили учебную зону в группе, пополнили игровые уголки, приобрели учебные пособия и дидактический материал. Таким образом, проведена большая, плодотворная работа с родителями.
По итогам года можно сказать, что абсолютное большинство родителей информированы о целях и задачах работы в группе, удовлетворены уходом, воспитанием и обучением (оздоровлением, развитием способностей и т. д., которые получают дети в детском саду, чувствуют доброжелательное отношение сотрудников к ним и их детям, активно участвуют в жизни группы.
Анализ результатов профессионального развития педагога.
Воспитатель Кононенко А. А. приняла участие:
- муниципальном этапе краевого конкурса «Воспитатель года Кубани»
- выступала с мастер-классом на педагогической площадке на тему : «Развивающие ресурсы игрового пособия «Прозрачный квадрат» В. В. Воскобовича»;
- выступала на педагогическом совете с сообщением из опыта работы на тему : «Создание условий для налаживания эмоционально-практического общения со взрослыми и сверстниками через организацию речевой деятельности»;
- Была награждена грамотой главы Щербиновского района.
Конкурсы ДОУ:
- Смотре-конкурсе «Готовность к новому учебному году»;
- Смотре-конкурсе «Развивающая предметно-пространственная среда, направленная на развитие речевой компетенции дошкольников»;
- Конкурс «Создание развивающей среды для полноценного развития в период летней оздоровительной кампании».
В течение года педагоги активно участвовали в педагогических советах. Воспитатели второй младшей группы постоянно повышают свой профессиональный уровень, участвуют в конкурсах, обобщают свой опыт на различных профессиональных площадках.
Общие выводы и задачи на следующий учебный год.
В минувшем году были выявлены следующие проблемы: не все родители прислушиваются к советам воспитателей и продолжают нарушать режим дня, поздно приводят детей в детский сад, воспитанники пропускают утреннюю зарядку, а иногда и завтрак.
Но, не смотря на все - достигнуты успехи: дети свободно выражают свои потребности и желания посредством речи, овладели основными навыками двигательной культуры, дети активно вовлекаются в самостоятельную экспериментальную деятельность, имеют возможность свободного доступа в уголки развития. Могут самостоятельно найти себе увлечение, развернуть сюжет понравившейся игры.
Результаты деятельности группы № 3 за 2020-2021 учебный год были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно.
С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены следующие задачи на 2022-2023 учебный год :
-продолжение целенаправленной работы с детьми по всем образовательным областям; более тщательно уделять внимание индивидуальной деятельности, а также речевому развитию.
-совершенствование работы по взаимодействию с родителями, при непосредственном вовлечении их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Также взаимодействие с семьей по вопросам образования ребенка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи;
-продолжение совершенствования предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС ДО;
-повышение уровня педагогического мастерства, путем самообразования, обмена опыта работы, посещение мероприятий (семинаров, мастер-классов, участие в конкурсах педагогического мастерства).