Байбикова Мяйсяря
Анализ работы логопеда за 2018–2019 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ работы учителя- логопеда БайбиковойМ. А. за 2018-2019 учебный год
Целью моей деятельности за 2018-2019 учебный год являлось, совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения, развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
I. Диагностика.
Темочки:
- Анализ работы учителя-логопеда
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Логопедия. Работа логопеда
- Темочки
Логопедическое обследование проводилось в начале, середине и конце учебного года.
Перед собой ставила следующие задачи:
1. Выявить особенности и трудности в речевом развитии.
2. Определить структуру речевого дефекта.
3. Выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.
4. Поставить заключительный речевой диагноз.
Цель: выявить степень сформированности структурных основных компонентов речевой системы (связная речь, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизносительная сторона речи, фонематические процессы, слоговая структура слова, состояние общей и мелкой моторики, изучить психические процессы.
При обследовании использовала методики, которые помогают выявить уровень развития учебных навыков, фонематических функций, психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, умение ориентироваться на листе бумаги, исходное состояние мелкой моторики пальцев рук.
Перечень методик логопедического обследования
В работе использовались схемы логопедического обследования ребёнка с ОНР и ФФНРГ. А. Волковой,
- «Альбомы по развитию речи» Т. В. Володиной.
- «Альбом для логопедов» О. Б. Иншаковой.
- тесты на интеллектуальное развитие ребёнка Ю. Соколова.
- Методическое пособие Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов и т. д.
- «Цветной демонстрационный материал» В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко.
- тесты на интеллектуальное развитие ребёнка Ю. Соколова. и т. д.
В ходе диагностики у детей были выявлены следующие нарушения речи
Всего 26 человек из них:
ТНР- 2 чел. (8 %)
ФФН -24 чел. (92 %)
Результаты обследования показали необходимость проведения коррекционной работы с детьми.
С результатами диагностики были ознакомлены администрация МОУ, педагоги, родители.
На основании полученных результатов были составлены: перспективный и календарный планы коррекционно-развивающей работы с детьми, индивидуальная программа коррекции на каждого ребёнка.
II. Консультирование.
В консультативной деятельности ставились и решались следующие задачи:
- оказание помощи родителям в выборе методов для осуществления логопедической работы;
- разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи, направленной на преодоление логопедических проблем, возникающих у участников образовательного процесса.
В течение учебного года было проведено 33 консультации.
Было проконсультировано: - родителей: 22 чел.
- педагогов: 7 чел.
Консультации проводились в индивидуальном режиме. Родители обращались по различным интересующим их проблемам.
Темы консультаций:
- Артикуляционная гимнастика.
- Развитие мелкой моторики.
- Выполнение домашнего задания.
- Развитие мышления.
- Основные этапы нормального речевого развития ребёнка.
- Проявление заикания у детей.
- Речевые игры дома.
-Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях и т. д.
В ходе консультирования родителям предлагались результаты логопедических обследований их ребёнка, обозначались проблемы речевого развития и семейного воспитания, давались конкретные рекомендации по коррекции выявленных проблем, предоставлялась методическая литература для повышения логопедической компетентности родителей и для грамотной организации коррекционно-развивающей работы с ребёнком.
III. Коррекционно-развивающая и профилактическая работа с детьми.
Коррекционно-развивающая работа была организована с сентября 2018 года по май 2019 года. В связи с проведённой диагностикой, в течение года с детьми проводилась индивидуальная работа и подгрупповая по тематическому планированию.
Задачи коррекционно-развивающей работы :
- развивать фонематическое восприятие и слух;
- развивать органы артикуляционного аппарата;
- развивать дыхание;
- развивать связную речь;
- обогащать словарь;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- вызвать звук;
- автоматизировать звук;
- дифференцировать звук;
- развить психические функции;
- развить мелкую моторику;
- учить детей понимать обращённую к ним речь.
Подгрупповые занятия проводились 2 раза в неделю. Продолжительность подгрупповых занятий 30-40 мин. В течение года прошло 260 занятий. Продолжительность индивидуальных занятий 20-25 минут. Для достижения поставленной цели, каждое подгрупповое занятие имело следующую структуру: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, развивающие упражнения, динамическая пауза, развивающие упражнения, итог занятия.
На индивидуальных занятиях проводились:
- пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
- упражнение по развитию дыхания;
- игры на развитие психических процессов;
- работа над связной речи;
- упражнения по развитию фонематических процессов;
- работа по преодолению аграмматизмов при словообразовании и словоизменении.
В период с 1 по 15 сентября 2018 г. было проведено первичное логопедическое обследование учащихся 1-х классов. Обследование устной речи учащихся первых классов выявило нарушения различной степени выраженности у 50 % детей (18 человек). Это на 16% больше, чем в прошлом учебном году.
На основании результатов углубленного логопедического обследования всех компонентов речи, на логопедический пункт зачислены 33 ученика, имеющих различные речевые нарушения.
• Общее недоразвитие речи – 4 человека
• Дислексия – 1 человек
• Дефект речи–20 человек
• Дизорфография - 8 человек
По результатам логопедического обследования были сформированы 12 подгрупп по 4-5 человек в соответствии с выявленными речевыми нарушениями и с учетом психолого-педагогических особенностей детей и организованы индивидуальные занятия. Занятия проводились 2 раза в неделю с каждой подгруппой. Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т. д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием.
С 26.01.2019. по 31.01.2019. было проведено обследование навыков письменной речи учащихся 1-х классов. Обследование прошли дети, взятые на контроль в сентябре 2019 года в связи с нарушениями устной речи. Всего обследовано 20 человек.
Цель обследования - наблюдение динамики речевого развития, а также выявление проблем обучения первоклассников. У 7 учащихся была выявлена дисграфия.
В запланированные сроки (декабрь-январь) был проведён логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого из ребёнка, занимающихся на логопункте. Все дети оставлены для продолжения коррекционной работы.
Эффективность проведённой коррекционно - развивающей работы была отслежена. Обобщающие результаты проведённых исследований представлены в таблицах.
Обследование речевого развития детей на начало и конец 2018 – 2019 уч. г.
Таблица №1
Обобщающие результаты проведённых исследований.
Уровни развития Звукопроизношение Фонематические процессы Лексика Грамматический строй речи Связная речь Мелкая моторика
н к н к н к н к н к н к
Высокий 2020 32% 75% 68% 60% 60% 80%
Средний 40% 56% 4% 16% 28% 20% 3% 28% 3% 28% 3% 8%
Низкий 60% 12% 96% 9% 72% 12% 88% 12% 88% 12% 88% 12%
Для большей достоверности и наглядности я сравнила данные двух обследований, сопоставила показатели диагностики уровня речи до проведения коррекционной работы и после нее. В таблице видно, что дети находившиеся на высоком уровне развития речи по окончанию обследования показали те же результаты. Дети, находящиеся на низком уровне повысили результаты, и перешли на средний уровень развития речи, а дети со средним уровнем поднялись на высокий уровень. По результатам этих данных я пришла к выводу о том, что уровень развития речи некоторых детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность. Без улучшений детей нет.
Значительно улучшилось звукопроизношение, грамматический строй речи, пространственная ориентировка, артикуляционная моторика, мелкая моторика.
Состояние фонематических процессов школьников в конце учебного года после завершения обследования стало видно, что в начале учебного года детей с низким уровнем развития фонематических процессов было 96 %, в конце года число детей с низким уровнем снизилось до 9 %. Состояние связной речи дошкольников в конце учебного года после завершения обследования стало видно, что в начале учебного года детей с низким уровнем развития связной речи было 88 %, в конце года число детей с низким уровнем составило 12%. За период с 2018 –2019 год из общего числа детей (26 чел., показали высокий уровень речевого развития (6 чел) – 23,07 %. Результаты коррекционно – развивающей работы следующие : (21 чел) – 63,6 % положительная динамика, (9 чел) – 34,61 % продление курса, (3 чел) – 9 % выбыли по различным причинам.
Эффективность коррекционной работы наглядно показана в таблицах.
Мониторинг речевого развития (за 2 года)
Показатели
2017-18 2018-19
Начало
года Конец года Начало
года Конец года
Артикуляционная
моторика 69% 92% 76% 97%
Звукопроизношение
47% 75% 40% 56%
Фонематические процессы
55% 73% 14% 85%
Слоговая структура слова
49% 72% 54% 78%
Словарь и навыки словообразования 50% 65% 46% 67%
Грамматический строй речи
46% 56% 40% 63%
Связная речь
30% 89% 28% 78%
Чтение
36% 90% 30% 92%
Письмо
11% 79% 13% 78%
В результате мониторинговых исследований устной и письменной речи обучающихся с ОВЗ 1-4 классов для детей с ЗПР за 2016 – 2017, 2017 – 2018, 2018– 2019 годы можно сделать следующие выводы:
1. Отмечается стабильная положительная динамика в развитии устной и письменной речи обучающихся.
2. Данные свидетельствуют о высоких показателях коррекции у обучающихся недостатков артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематических процессов, слоговой структуры; средние показатели отмечаются в коррекции словарного запаса, грамматического строя речи и чтения; более низкие показатели - связной речи и письма. Данный факт обусловлен тем, что недостатки речевого развития носят вторичный характер, обусловленные ЗПР. Особенности психологического развития данной категории детей осложняют устранение речевых недостатков в полном объеме и требуют более длительных сроков коррекционно-развивающей работы
IV. Просветительско-профилактическая деятельность
В просветительско-профилактической деятельности ставились и решались следующие задачи:
- обеспечение логопедической готовности к школе;
- формирование у родителей, педагогов образовательного учреждения логопедической компетентности, а так же потребности в логопедических занятиях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач.
-В 2018-2019 уч. году был проведен открыт семинар для логопедов района и для педагогов и для родителей, в рамках которого проведены открытые занятия :
*«Дифференциация звуков С и Ш»
*коррекционное занятие с заикающимися детьми на тему «Птицы»
* «Дифференциация звука Л»
*Логоритмическое занятие «Птицы»
*Занятие по дислексии на тему «Весна»
*Консультация для родителей «Как развивать речь ребенка в игре»
-В сентябре 2018 г. проводилось открытое логопедическое занятие с подгруппой детей из 6 – х чел. на тему: «Дифференциация звуков [С] и [Ц]» в рамках Дня открытых дверей. Цель: распространение опыта по формированию правильного звукопроизношения у детей младшего школьного возраста.
- организация индивидуальных и групповых просветительских консультаций для родителей в сентябре по теме: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии правильного звукопроизношения», в декабре тема: «Виды речевых нарушений и их причины»
- организация индивидуальных и групповых просветительских консультаций для родителей «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях»
- выпуск информации под рубрикой «Советы логопеда» для родителей, учителей (игры и упражнения по развитию речи, графические упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук и т. д.)
V. Повышение квалификации и самообразование.
В 2019г. повышала свою квалификацию дистанционно в ООО «Столичный учебный центр»по образовательной программе «Логопедия : Организация обучения и социальная адаптация обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями»
-В течение всего учебного года слушала курсы на сайте «Мерсибо»
- изучила литературу по Интернету по разделу «Логоритмика»
- обновила демонстрационный и диагностический материал, материал для занятий.
- изучила следующую литературу:
1. «Коррекция нарушений речи у школьников» Часть I Л. С. Сековец.
2. Ткаченко Т. А. «Учим говорить правильно»
3. «Психолого – педагогическая диагностика» И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная
VI. Вывод
Запланированная работа на 2018 -20199 учебный год в целом выполнена.
Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и отрицательные моменты, наметить задачи на следующий год.
Особенно удачными считаю следующие мероприятия:
1. Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения диагностических исследований.
2. Расширение просветительско-профилактической деятельности среди родителей и педагогов через использование новых форм работы.
Отрицательные моменты считаю:
1. Консультации педагогов т. к. не желание педагога идти на контакт.
2. Болезнь детей.
3. Недостаточное обеспечение кабинета учителя-логопеда методической литературой.
4. Низкая потребность родителей в применении логопедических знаний в воспитании и развитии своих детей.
В следующем учебном году я планирую продолжать начатую в прошлом году работу по развитию связной речи и формированию словаря, совершенствовать полученные детьми навыки и умения. Главной целью ставлю перед собой использование и подбор таких материалов для занятий, игр, заданий, которые будут учитывать особенности развития детей с ФФН, содержать в себе все вышеперечисленные требования.
Планирую изучать новые источники, методики и т. д.
Оказывать своевременную помощь детям, имеющим проблемы в речевом развитии.
Расширять границы просветительско-профилактической деятельности среди педагогов и родителей, используя новые современные формы работы.
Организовывать коррекционно-развивающую работу, направленную на подготовку детей к обучению в школе.
VI. Перспектива.
Приобретение логопедических пособий.
Оформление кабинета.
Развитие интереса родителей к логопедической работе.
Продолжить изучение проблем речевого развития у дошкольников.
Активно приобщать родителей к оказанию помощи в изготовлении пособий для занятий.
Расширять рамки консультаций и просветительско- профилактической работы с родителями и педагогами через интерактивные формы деятельности:
- дискуссионные клубы,
- родительскую школу,
- совместные занятия учителя-логопеда с педагогами.
VII.Работа ШПМПк.
В течение года проводилась работа в рамках ШПМПк. В течение года проведено 4 заседания. Велась систематическая работа с педагогами и родителями обучающихся, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи. В результате 12 обучающихся были направлены на ТПМПк, из них 6 первично. В результате 2 учащимся поставлен диагноз ТНР, двоим первично- ЗПР. Двое учащихся оставлены на второй год обучения. 6 обучающимся сохранен первичный диагноз. 3 детей получили рекомендации по посещению психиатра в г. Ульяновске.
Учитель – логопед Байбикова М. А.