Маргарита Арапова
Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития музыкального творчества дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы музыкального воспитания выдвигались уже в 20-х годах советскими учеными Б. В. Асафьевым, Б. Л. Яворским и нашли дальнейшее развитие в работах Н. А. Ветлугиной, Н. А. Метлова, Д. Б. Кабалевского, и других российских педагогов.
В своём капитальном труде «Психология музыкальных способностей» Б. М. Теплов на основе глубокого анализа русской, советской и зарубежной литературы рассматривал вопросы музыкального развития и дал свое определение основных музыкальных способностей. За основу определения музыкальных способностей, необходимых для занятий, мы взяли теорию Б. М. Теплова, в которой рассматривается музыкальный слух, музыкальный ритм, музыкальная память, эмоциональная отзывчивость на музыку. Особое внимание уделено развитию музыкально-ритмического чувства. Музыкально-ритмическое чувство представляется, как способность эмоционально воспринимать временные соотношения музыки. Вместе с тем музыкально-ритмическое чувство – это способность не только воспринимать ритм музыки, но и активно переживать музыку, воспроизводить эмоциональную выразительность музыкального ритма.
Темочки:
- Анализ работы педагога-психолога
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Литературная деятельность
- Музыкальное развитие
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В частности, в работе Б. М. Теплова мы находим психолого-педагогическое подтверждение положения о мышечном движении как об универсальном объективном временном анализаторе. «Если под ритмикой понимать занятия по развитию умения передавать движениями ритм музыки, - писал Б. М. Теплов, - то из всего сказанного выше, в частности о моторной природе чувства ритма, с несомненностью следует признание полной законности такого способа развития музыкально-ритмического чувства».
Способности получают свое развитие на базе природных задатков ребёнка, которые непосредственно связанны с такими особенностями нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. По определению способности - это «развитые природные задатки, а в наиболее ярко выраженные способности можно назвать талантом».
К определённым особенностям личности исследователи, прежде всего, относят:
- природные задатки,
- индивидуальные и характерологические особенности,
- возрастные характеристики, влияние социальной среды;
- мотивационный аспект, включающий: познавательные потребности, мотив преобразовательной активности, стремление к достижению успеха, высокий уровень мотивации к определённой деятельности.
Из обеспечивающих творческий процесс способностей выделяют общие или универсальные, то есть не зависящие от специфики конкретной деятельности. Это: коммуникативные, исследовательские, инвестиционные способности и способности к саморазвитию.
При этом под коммуникативными способностями понимается свойство личности, сущность которого заключается в готовности и умении субъекта осуществлять взаимодействие с окружающим миром, ведущее к развитию и к творчеству.
Под исследовательскими способностями понимается естественное развитие коммуникативных способностей: если в общении преобладает чувственное познание (ощущения, восприятия, представления, то в исследовательской, познавательной деятельности осуществляется переход от ощущений и восприятий к мышлению. Исследование это дальнейшее более глубокое взаимодействие – познание окружающего мира в процессе мышления (анализа, синтеза и обобщения). Таким образом, исследовательские способности – есть свойство личности, сущность которого заключается в проявлении субъектом инициативы к более глубокому, выходящему за пределы чувственного познания взаимодействию с окружающим миром, с целью выработки новых знаний (эмпирических или теоретических).
Инвестиционные способности в составе креативности определяются как свойство личности, сущность которого заключается в умении субъекта объективировать, презентовать собственную новую идею-образ.
Способностями, требующими «инкубационного периода» в процессе формирования, характеризующимися отсроченностью проявлений определяют как способности к саморазвитию – свойство личности, сущность которого заключается в устремлённости субъекта за грани наличных уже существующих возможностей, базирующейся на уверенности субъекта в собственных силах, в собственном творческом потенциале.
В исполнительских видах деятельности (пении, музицировании, танцах) развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе.
Результат творческого процесса старших дошкольников – творческий продукт (с одной стороны - результаты творческой деятельности как результат творческого процесса ребёнка, и с другой – творческая личность старших дошкольников, как результат влияния психолого-педагогического сопровождения и творческой среды).
К факторам, влияющим на развитие творческих способностей ребенка относятся: ориентация на различные творческие импровизации, творческий поиск в музыкальной деятельности, творческие решения; поощрение в проявлении детской инициативы; поощрение результатов творческой продуктивной музыкальной деятельности; воспитание у ребенка осознания ценности творческих черт своей личности и благоприятная окружающая творческая среда как предметная, так и социальная.
Лишь с тридцатых годов прошлого столетия прослеживаются пути развития музыкального творчества детей дошкольного возраста в процессе систематического педагогического воздействия, а также взаимосвязи музыкального обучения детей и развития их творческих навыков. Отметим значимость исследований К. В. Головской, которая рассматривала творчество как органическую часть музыкального воспитания старших дошкольников и младших школьников, обосновала правильные взаимоотношения между двумя понятиями: музыкальным творчеством детей и их обучением, подчеркнув взаимосвязь между ними.
Во второй половине XX века дальнейшее успешное развитие отечественной теории формирования и развития продуктивного музыкального творчества дошкольников связано, в основном, с именем Н. А. Ветлугиной, которая рассматривала его как метод музыкального воспитания детей, придавая большое значение взаимосвязи обучения и творчества.
Однако анализ исследований и программ музыкального воспитания детей последнего десятилетия XX века показал, что авторы довольно слабо используют достижения отечественной научной школы развития музыкального творчества дошкольников, тем самым не обеспечивая перспективные и преемственные связи науки и практики в развитии их музыкально-творческого развития. Отсутствовали также методы творческого музыкального развития дошкольников.
Все виды музыкальной деятельности относятся к разряду творческих, поскольку музыка в каждом из них оказывает воздействие на ребенка в каждой из позиций: «слушатель» (воспринимает музыку, «исполнитель» (толкователь музыкального текста, «композитор» (творец импровизации и сочинений). Далее подводится итог анализа данных видов музыкальной деятельности детей как творческих.
Обучение дошкольников на музыкальном занятии способствует развитию целого комплекса различных способностей, как специальных - музыкального слуха и ритма, музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости на музыку, так и общих - внимания, воли, мышления, памяти, воображения, способности ориентироваться во времени и пространстве, улучшению общей координации, улучшению состояния нервной системы, речи, коммуникативности, способствуя физическому и психическому развитию дошкольников.
Музыкальное искусство влияет своим творческим потенциалом на ребенка, если соблюдаются все необходимые психолого-педагогические условия и музыка соответствует интересам и потребностям дошкольников. Положительное восприятие музыки особенно характерно для детей дошкольного возраста в связи с их психофизиологическими особенностями. Активность внутренних двигательных анализаторов при восприятии и воспроизведении музыки отмечают физиологи, придавая им большую роль в формировании музыкально-ритмического чувства, а через него и общей музыкальной восприимчивости (М. И. Сеченов, А. Н. Крестовников и др.).
Система в работе позволяет формировать у детей целостное восприятие музыкального произведения, создаёт условия активного положительного воздействия того или иного произведения на духовное развитие личности.