МААМ-картинки

Анализ программы «От рождения до школы» содержание исследовательской деятельности

Гюльнар Нагиева
Анализ программы «От рождения до школы» содержание исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Программа «От рождения до школы» построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие,формирование духовных и общечеловеческих ценностей и способностей.

Восновной программе дошкольного образования «От рождения до школы» вся содержательная часть изложена по тематическим блокам.

Публикация «Анализ программы „От рождения до школы“ содержание исследовательской деятельности» размещена в разделах

Тематический блок «Ознакомление с миром природы» вошел в состав образовательной области «Познавательное развитие», котораяпредполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и материале, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира и пр.

Результаты освоения Программы представлены в ФГОС в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры рассматриваются как социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Целевые ориентиры Программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к Программе. Целевые ориентиры образования даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования). В данном разделе также идёт речь о системе оценки результатов освоения Программы. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Данная Программа предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребё нка в ходе:

-коммуникации со сверстниками и взрослыми

-игровой деятельности

-познавательной деятельности

-проектной деятельности

-художественной деятельности

-физического развития

Содержательный раздел образовательной программы

В данном разделе отражена образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, которые представлены в пяти образовательных областях, с учетом вариативных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию содержания образования.

Представлены вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

В образовательном разделе отражены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

В разделе отражены направления парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми.

Что касается исследовательской деятельности, она отражена в образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».

Поставлена цель: Развитие познавательных интересов и способностей детей (сенсорных, интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих).

Задачи познавательного развития:

Развитие детских интересов, любознательности.

Формирование познавательных действий, становление сознания.

Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Для планомерной реализации поставленных задач, авторами программы предлагается использовать метод экспериментирования.

Начиная со 2 младшей группы и на протяжении всего дошкольного детства, авторы предлагают использовать разнообразные формы работы, среди которых:

Рассматривание, наблюдение, игра – экспериментирование, исследовательская деятельность, экскурсии, ситуативный разговор, беседа, проблемные ситуации и пр.

Содержание экологического воспитания раскрывается не в самой программе, а в методическом пособии «Ознакомление с природой», О. А. Соломенникова (библиотека программы «От рождения до школы).

Данное пособие представляет интересующую нас деятельность в разделе : «Экспериментирование», предлагает следующее:

Средняя группа

«….Расскажите детям, что все природное окружение можно разделить на две части – живую и неживую природу. Пусть ребята сами приведут примеры живой и неживой природы.

В процессе проведения элементарных опытов подведите детей к пониманию того, что для роста растений необходимы свет, воздух и тепло; покажите, как комнатные растения могут поворачиваться к свету.

Можно провести наблюдение за растением, на которое падает больше света, чем ему нужно (в этом случае растение приобретает светлую окраску). Подведите детей к пониманию того, что недостаток света также плохо влияет на рост растений.

Покажите детям значение воды в жизни человека; уточните их знания о свойствах воды (без запаха, без цвета; принимает форму сосуда, в котором находится; вода может превращаться в лед и пар; при таянии снег превращается в воду). Формируйте понятие о том, что вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Расскажите, что люди проводят специальную работу по очищению водоемов и рек. Вспомните пословицы и поговорки о воде: «Вода и мельницу ломает», «Вода путь найдет», «Много снега – много хлеба, много воды – много травы». Учите детей беречь воду – закрывать кран, после того как умылись…

Продолжайте расширять знания детей о свойствах песка и глины; дайте им возможность самостоятельно убедиться в качествах и свойствах этих материалов…».

Старшая группа

«…Эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Познание окружающей действительности лучше всего происходит в процессе наблюдений, экскурсий, специально организованных опытов и экспериментов, а также в игровой деятельности. Педагог должен создать для этого необходимые условия; в процессе исследований постоянно поощрять и тактично направлять деятельность детей. Важно, чтобы они самостоятельно делали для себя какие-либо открытия.

В уголке природы осенью вместе с детьми высадите растения на участок детского сада, пересадите комнатные растения. Занесите в помещение цветущие растения и высадите их в ящики в уголке природы. В это время можно провести опыты и показать детям, что растения дышат, растут, цветут и т. д.

В течение всей зимы периодически измеряйте палочкой снежный покров под деревьями; напоминайте детям о том, что в зимнее время растениям необходимо укрываться под слоем снега. Предложите раскопать снег и увидеть под снегом зеленую травку. Подведите детей к пониманию того, что зимой, в большие холода, очень важно подгребать снег к корням деревьев и кустарников, чтобы они не замерзли. Расскажите, что зимой деревья и кустарники не погибают, а просто на это время прекращают свой рост.

Весной организуйте наблюдения за набуханием и распусканием почек, развертыванием листьев, появлением бутонов, цветением деревьев и кустарников. У травянистых растений в весенний период можно наблюдать следующие фазы: всходы, образование листьев, образование боковых побегов, стеблевание, образование органов цветения и цветение.

Летом необходимо показать детям созревание плодов и появление семян у растений. Интересные опыты можно провести, знакомя детей со свойствами земли, песка, глины, камней и воды. В зависимости от региональных особенностей используйте природный материал, который окружает детей. Рассмотрите с ними камни, почву, воду и побеседуйте о том, как человек может их использовать для своих нужд. Проведите элементарные опыты, которые помогут детям понять свойства этих природных минералов.

Учите детей фиксировать свои наблюдения: пусть ребята зарисуют то, что они наблюдали. Затем побеседуйте о результатах их наблюдений.»

Подготовительная к школе группа

«…В процессе опытно-исследовательской деятельности необходимо дать детям доступную им естественно-научную информацию; подвести их к умению самостоятельно делать элементарные выводы. Для проведения опытов в детском саду можно создать зеленую лабораторию, где дети будут познавать окружающий мир в процессе опытнической и трудовой деятельности. Эксперименты должны быть доступными детям, не требующими сложного оборудования и совершенно безопасными.

Понаблюдайте с детьми жизненный цикл растений и животных. Следите за системой и последовательностью в работе. Предоставьте ребенку возможность увидеть развитие того или иного явления в природе. Чаще задавайте вопросы, на которые они будут самостоятельно находить ответ, например: «Что будет, если мы забудем полить растение? Как вы думаете, что произойдет со снегом, если его занести в помещение? Что произойдет, если в аквариуме с рыбками не будет воды?». Предоставляйте детям возможность размышлять и делать самостоятельные выводы.

Поставьте в групповой комнате срезанные ветки деревьев (ветки возьмите в тот период, когда идет обрезка растений) и понаблюдайте, какие ветки распустятся быстрее.

Учите детей фиксировать свои наблюдения в рисунках или схематично. Предложите на протяжении нескольких дней зарисовывать растения. Учите детей видеть происходящие вокруг изменения.

Во время проведения опытов ребенок должен делать для себя какие-либо открытия, аргументировать свои действия, даже если он в чем-то ошибается. Предоставляйте детям возможность общаться между собой во время экспериментирования – это обогащает их жизненный опыт. Помогайте детям самостоятельно познавать окружающий мир. Экспериментирование должно проходить в естественной и непринужденной обстановке.

В этом возрасте дети должны уметь анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

Продолжайте расширять знания детей о природных ресурсах. Формируйте у них привычку разумно использовать энергетические ресурсы, водопроводную воду, почву, бумагу и т. д. ; вырабатывайте первоначальные практические навыки рационального природопользования. В процессе игровой деятельности на участке детского сада обратите внимание ребят на то, что не следует использовать для игр растения и насекомых…

В процессе экспериментирования у детей развиваются память, внимание, мышление, воображение и т. д.

Особое внимание следует уделять безопасности детей. Нельзя также в процессе опытов наносить вред растениям и животным.

Иногда дети сами обращают внимание на какой-либо интересный для них объект, в этом случае следует поддерживать их любознательность и желание узнать что-то новое.

Публикации по теме:

Аналитическая справка о результатах промежуточного мониторинга уровней освоения программы «От рождения до школы» Аналитическая справка О результатах промежуточного мониторинга уровней освоения программы «От рождения для школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,.

Анализ программы «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»1 является инновационным общеобразовательным.

Анализ программы «От рождения до школы» на основе федерального государственного образовательного стандарта ДО Основная цель программы – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего.

Анализ программы «От рождения до школы» на основе федерального государственного образовательного стандарта ДО .

Программное содержание. Лепка, рисование, аппликация. Старшая группа. По программе «От рождения до школы» (февраль) РИСОВАНИЕ «ПО МОТИВАМ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ» Программное содержание. Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным,.

Перспективное планирование по изобразительной деятельности во второй младшей группе по программе «От рождения до школы» Перспективное планирование по изобразительной деятельности во 2 младшей группе (3–4). Воспитатель: Попова О. А. Январь Лепка по замыслу.

Программное содержание. Лепка, рисование, аппликация. Старшая группа. По программе «От рождения до школы». Декабрь РИСОВАНИЕ «СНЕЖИНКА» Программное содержание. Учить детей рисовать узор на бумаге в форме розеты; распологать узор в соответствии с данной.

Программное содержание лепка, рисование, аппликация. Старшая группа. По программе от рождения до школы. Март РИСОВАНИЕ «ДЕТИ ДЕЛАЮТ ЗАРЯДКУ» Программное содержание. Учить детей определять и передавать относительную величину частей тела, общее строение.

Программное содержание. Рисование, лепка, аппликация. Старшая группа. По программе «От рождения до школы» РИСОВАНИЕ «ЧТО МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛОСЬ НА НОВОГОДНЕМ ПРАЗДНИКЕ» Программное содержание. Учить детей отражать впечатления от новогоднего.

Школы-интернаты: классификация и содержание работы Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирования у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ программы «От рождения до школы» содержание исследовательской деятельности
Опубликовано: 19 марта 2018 в 18:48
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ программы «От рождения до школы» содержание исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Гюльнар Нагиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД