Полина Колесникова
Школы-интернаты: классификация и содержание работы
▼ Скачать + Заказать документы
Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием
обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирования у них навыков
самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей.
Классификация школ-интернатов в России.
По контингенту:
1. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие,
слабослышащие и т. д)
3. Для детей со способностями (отбираемых в том числе на олимпиадах, см., напр. ,
выше)
Темочки:
4. Для «трудных» подростков (с частыми приводами в полицию за хулиганство,
состоящие на учёте в детской комнате полиции, или задерживаемые за
бродяжничество, с другими поводами).
По образовательной программе:
1. Общеобразовательные
2. Специальные, с углублённым изучением некоторых дисциплин.
3. Коррекционные, с обучением, ориентированным на ограниченные способности.
Общеобразовательные школы-интернаты.
1. Начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
2. С углубленным изучением предметов (напр., физико-математические
школы-интернаты и т. п.)
3. гимназии-интернаты
4. лицеи-интернаты
5. Санаторно-лесные школы, санаторные школы-интернаты
6. кадетские корпуса
7. спортивные интернаты
Коррекционные школы-интернаты.
Обозначаются номером типа по следующему списку:
1. Для глухих и слабослышащих детей
2. Для слабослышащих детей
3. Для слепых и слабовидящих детей
4. Для слабовидящих детей
5. Для детей с нарушениями речи
6. Для детей с ДЦП
7. Для детей с ЗПР
8. Для детей с умственной отсталостью
Наконец 2004 года в России насчитывалось 692 школы-интерната общего типа, в том
числе школ-интернатов для детей-сирот — 150, для детей с ограниченными
возможностями здоровья — 1410. Общее число воспитанников в общеобразовательных школах-интернатах — 342,6 тыс. чел (из них около 74 тыс. — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Преподавательский состав и их цели работы.
1. Воспитатель.
Цель: создание благоприятного эмоционального климата в коллективе,
психологического условий для развития потенциала личности воспитанников,
коррекции и компенсации нарушений в индивидуальном развитии; приобретения
опыта социальных отношений
2. Педагог-психолог.
Цели:
- Создание комплекса условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса;
- Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
- Формирование социальной адаптации детей и подростков.
3. Преподаватель.
Цели:
- Учет общих закономерностей и специфических особенностей развития детей с умственной отсталостью;
- Использование приемов и средств учебной, игровой и трудовой деятельности;
- Дифференцированный подход, перераспределение учебного материала, изменение сроков его прохождения;
- Дозировка учебных нагрузок;
- Применение специальных форм и методов обучения;
- Для детей, которые имеют специфические речевые нарушения, организованные занятия по развитию речи;
- Укомплектованы и функционируют группы лечебной физкультуры и специальные медицинские группы;
- Работа с детьми высокого уровня тревожности, с детьми, которые испытывают трудности в общении;
- Работа с детьми-сиротами и детьми, которые находятся под опекой, и с детьми «группы риска».
- Коррекция сенсорной сферы детей, стимулирование и развитие их эмоциональной, познавательной и речевой активности;
- лечебно-восстановительной работы;
- Приоритетная ориентация детей на трудовую деятельность;
- Работа по социально-психологической адаптации и самореализации учащихся как приоритетное направление деятельности школы-интерната.
4. Социальный педагог.
Цели:
- Изучение особенностей социальной адаптации воспитанников;
- Выявление воспитанников социальной группы риска;
- Изучение интересов, способностей и склонностей детей;
- Составление индивидуальных карт развития;
- Диагностика индивидуальной социальной ситуации развития детей;
- Диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками;
- Диагностика отклонений в социальном поведении и их причин;
- Диагностика причин не успешности в овладении социально-бытовыми навыками.
5. Тренер-преподаватель.
Цель: формирование физического здоровья у воспитанников
6. Учитель-дефектолог.
Цели:
- Своевременная помощь детям с ограниченными возможностями при освоении программного минимума содержания образования в условиях ОУ;
- Коррекция развития познавательной сферы ребёнка в динамике образовательного процесса.
7. Учитель-логопед.
Образовательная цель – это приобретение воспитанниками необходимых знаний, умений и навыков для достижения успеха в жизни, которая реализуется через участие в оказании комплексной специализированной помощи детям, имеющим речевую патологию и непосредственное индивидуальное сопровождение речевого развития ребенка, включающее помощь конкретному ребенку.
Социальная цель – это помощь воспитанникам в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья через помощь его семье в решении проблем обучения и воспитания.
Основными задачами логопедической службы являются:
- Выявление и предупреждение различных отклонений в речевом развитии воспитанников школы;
- Комплексная углубленная первичная динамическая диагностика речевого развития ребёнка;
- Проведение коррекционно-профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию речевых отклонений;
- Коррекция дефектов звуковой стороны речи;
- Коррекция лексико-грамматических категорий и развитие связной речи;
- Коррекция нарушений письменной речи;
- Пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей учащихся школы, предполагающая оказание консультативной помощи по вопросам речевого развития ребёнка, применения средств и способов профилактики речевых отклонений и закрепление речевых навыков;
- Разработка педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса на профилактическом уровне.
Организация работы логопеда :
- Для оказания логопедической помощи воспитанникам школы создаются речевые группы. Зачисление обучающихся на логопедические занятия осуществляется на основании заключений ПМПК, диагностических данных логопедического обследования и утверждается приказом директора школы-интерната.
- Логопедические группы комплектуются с учё том возраста и структуры речевого дефекта: в 1-ом классе только из учащихся 1-го класса; во 2-6 классах из обучающихся одного класса или двух параллельных или смежных классов. При необходимости логопед производит перераспределение обучающихся по группам.
- Наполняемость групп 2 – 4 обучающихся.
- Сроки коррекционного обучения устанавливаются индивидуально, с учетом основного дефекта, и согласовывается с администрацией школы.
- Продолжительность подгрупповых занятий 20-45 минут. Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.
- Индивидуальные и групповые занятия проводятся 2-4 раза в неделю.
- В случае нарушений речи, обусловленных дизартрией и органической дислалией (нарушением строения и подвижности артикуляционного аппарата, проводятся индивидуальные дополнительные занятия по 15-20 минут с каждым ребенком.
- На логопедические занятия отводятся 5-е, 6-е уроки, свободное от классных занятий время. По договоренности с администрацией и учителями классов логопед может брать обучающихся с некоторых уроков.
- Содержание логопедических занятий определяется программами, разрабатываемыми исходя из особенностей речевого и психофизического развития детей их индивидуальных возможностей, принимаемыми и реализуемыми в школе.
- Документация и отчетность учителя – логопеда.
- На ребенка, зачисленного в речевую группу, логопед заполняет речевую карту, где отражается полная картина состояния речевого развития ребенка, делается речевое заключение.
Виды планов:
а) План индивидуальной коррекционной работы составляется на каждого ребёнка;
б) Перспективный план логопедической работы, в котором предусматривается: проведение бесед и консультаций с участниками образовательного процесса школы, проведение открытых логопедических занятий для логопедов и родителей, участие в педсоветах, семинарах, консультациях, М. О., конференциях и т. д., работа с родителями;
в) Планы фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (тематической и на каждое занятие);
г) Тетрадь взаимосвязи логопеда с педагогами класса (учитель, воспитатель) по контролю и закреплению речевых навыков обучающихся;
д) Журнал учета посещаемости и фиксации логопедических мероприятий;
е) Паспорт (картотека) логопедического кабинета (речевого уголка).
- В конце учебного года все логопеды пишут отчёт об эффективности проведенной работы, сдают его заместителю директора, которых подаёт сводный отчет.
- Сроки хранения логопедической документации за учебный год не менее 3-х лет.