ЛЮБОВЬ СОЛОМЕИНА
Анализ поведения для коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии
▼ Скачать +Заказ
Поведение-это то или иное действие субъекта направленное на достижение, какой либо цели. Это либо внешняя, либо внутренняя активность. Поведение делится на респондантное и оперантное.
Респондантное-это то поведение, на которое сознательно влиять не можем. Контролируется предшествующими стимулами и рефлексами. Например, Папа одернул руку от горячего утюга. Врач стучит молоточком по колену больного, и его нога дергается.
Оперантное поведение контролируется последствиями. Например, Петя катается на лыжах. Мама вяжет кофту. Малыш ест кашу
Публикация «Анализ поведения для коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Важно различать поведение и ощущения, состояние, т. е мы работает прежде всего над поведением. Например, холодно, жарко, уютно-это ощущение. Заболел, вспотел, взмок, продрог-это состояние.
Например, Петя не понимает вопрос. Вася не рисует кошку, он сидит и смотрит в окно. Не рисует (Это что)-это не делает ничего, т. е. это ничего, просто ничего. Над «ничем» работать невозможно. Мы не работаем над тем, чего он не делает. Например, Маша не слушает педагога.
Поведение можно разделить на группы:
-Получение желаемого
-Избегание нежелаемого
-Привлечение внимания
-Привлечение внимания
-Аутостимуляция
Любое поведение будет направлено на достижения цели. В зависимости от того достигло ли оно цели, поведение будет либо не будет повторяться, усиливаться.
Усиление- это процесс, в результате, которого увеличивается частота интенсивность, продолжительность проявлений, того или иного поведения. Любое поведение с детства формируется таким образом. Например, Я закричал громко, пришла мама. Если тихо позвал, мама не пришла. Т. е. громко-пришла, тихо- не пришла. Так закрепляется форма поведения, с возрастом усложняется. И если у ребенка сформировался опыт поведения кричать громко, значит кто- то его усилил., как только поведение прекращает усиливаться, оно сходит на нет. Например, Если у ребенка поведение кричать, после чего все начинают угадывать, чего он хочет, то кричать можно круглосуточно. Потому что начинает получать много бонусов, все будут исполнять его желания.
Ослабление-это процесс в результате, которого уменьшается частота и интенсивность проявлений, того или иного поведения до полного исчезновения. Так как связан с неприятным стимулом, который произошел в результате поведения. Например, Саша прищемил палец дверью. Петя полез к собаке, и она его укусила.
Гашение-это процесс прекращения подкрепления, которое усиливалось ранее. Например, Нам надо, чтобы ребенок сидел на занятии, и что мы только для этого не делали, а ему надо встать. Мы приходит к такому решению, что так продолжаться не может, и мы прекратили это поведение усиливать. Следующий этап это реакция «Взрыв»-это когда поведение усиливалось ранее, в момент когда мы прекращаем его усиливать, кратковременно, многократно возрастает. Например, Обычно ребенок покричит и успокоится, а тут он продолжает кричать все громче и продолжительнее, потому что привык, что так работает, а тут не работает. «Может я мало и тихо кричу, а может, не слышат?». Но, если в момент кратковременного «Взрыва», поведение не усилить, оно резко сходит на Нет.
В альтернативном случае, мы вытерпели 10-15 мин., а потом- «Все, я больше не могу, на бери, иди». Повторить прекратить усиливать в дальнейшем, будет в разы сложнее, следующий раз это может быть час и дольше. Потому что было усиление, мы показали, что это работает. У ребенка ассоциативная связь сложилась, потому что, чтобы не сложилось надо устать. Многие взрослые начинают корректировать нежелательное поведение, вместо того, чтобы прекратить усиливать нежелательное. Например, «Ты не прав, зачем ты так делаешь» -это усиление нежелательного поведения.
Как усиление, так и ослабление может быть позитивным и негативным.
1.Положительное усиление-это, когда стимул появился. Например, Я захотел мороженное. Ребенок попросил, поплакал и ему дали, т. е. что -то сделал и ему дали.
2.Отрицательное усиление-это когда стимул исчезает, как правило, отрицательным усилением. Усиливается поведение с функцией избегания нежелаемого уклонения. Например, Я не хочу, что то делать, мне предъявили какое то требование, мне оно не нравится, я начинаю себя вести тем или иным способом, и требования снимаются, т. е. отрицательное усиление убрали, поведение усилилось.
1.Положительное ослабление-в результате поведения появился, какой либо неприятный стимул. Например, бежал и упал, появилась боль в колене-это положительный, неприятный стимул.
2. Отрицательное ослабление- когда стимул исчез. Например, я плохо себя вел, и мама забрала компьютер, т. е. был компьютер и пропал-это отрицательное ослабление.
Автоматическое усиление-это удовольствие от самого процесса. С ним очень сложно бороться. Потому что от процесса удовольствия повлиять на поведение не можем. Например, нравится ребенку хлопать дверями и, чтобы ты не сделал, ему не перестанет нравиться этот процесс. Здесь нам надо понять: Почему он это делает? Почему ему это нравится? Бороться с поведением, которое усиливает автоматически, только путем расширения круга интересов. Находим то поведение, которое ему будет больше нравиться.
У ребенка может быть много форм поведения. Наша задача понять, что мы будем усиливать, что убирать, и к чему мы это ведем.