валентина чекушкина
Анализ педагогических диагностик, направленных на исследование развития речевой активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ педагогических диагностик, направленных на исследование развития речевой активности детей дошкольного возраста.
Изучение состояния детской речи имеет огромное значение в системе всей коррекционно-развивающей работы, от его результатов зависят направления педагогического, психологического и организация логопедического воздействия. При этом важную роль в результативности (качестве) обследования играет правильный выбор методики: соответствие возрасту ребенка, его психофизическому развитию и др. (Г. А. Волкова, Л. М. Ефименкова, В. В. Коноваленко, Р. И. Лалаева, Н. В. Нищева, Г. В. Чиркина и др.). Анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований свидетельствует о многообразии организационных и содержательных аспектов диагностики уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Так, например, Г. А. Волковой (1993) изложены схемы обследования детей с дислалией, дизартрией, алалией, с заиканием, дидактический материал по 20 параметрам исследования психомоторного состояния детей с нарушениями речи. З. А. Репина (1995) раскрывает методологические основы диагностики отклонений в развитии речи детей, описывает исследование психологической базы речи, праксических функций и психолингвистическое изучение нарушений речи. М. М. Семаго, Т. В. Ахутина, Н. Я. Семаго, Н. А. Светлова, М. И. Береславская (1999) в методическом пособии определяют общую схему логопедического обследования в рамках ПМПК, включающую обследование звуковой стороны речи, словарного запаса, грамматического строя речи, письма и чтения. Р. А. Кирьянова (2004) рассматривает комплексную психолого - педагогическую диагностику детей 5 - 6 лет, имеющих тяжелые нарушения речи, этапы проведения и методики. Учебное пособие Э. Д. Гейци «Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста» (2006) содержит краткое описание диагностики психического развития детей дошкольного возраста, в том числе и речевого. Предлагаемая Н. В. Микляевой (2007) методика диагностики языковой способности детей дошкольного возраста экспериментально определяет компоненты языковой компетенции. Т. Г. Визель (2005) представляет методику нейропсихологической и нейролингвистической диагностики языковой функции. Е. М. Косинова (2007) для выявления соответствия речевого развития ребенка его возрасту разработала логопедические тесты. Т. А. Фотекова (2007) предлагает диагностику речевых нарушений школьников, сочетая традиционные для логопедической практики приемы обследования с нейропсихологическими методами диагностики. Данная стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки взята за основу тестовой диагностики Т. В. Кабановой, О. В. Домниной (2008, включающей в себя несколько направлений : обследование речи, состояния общей и мелкой моторики у детей 3—6 лет с речевыми нарушениями. О. Е. Грибова (2008) представляет технологию организации логопедического обследования и рассматривает методики обследования речи детей дошкольного и младшего школьного возраста. Л. Н. Мочалова (2011) в рамках изучения степени сформированности анализа текста у школьников с недоразвитием речи указывает, что эффективность диагностики определяется созданием диагностического комплекса. В. М. Акименко (2011) представляет в пособии уровневый подход к диагностике речевого недоразвития, для надежности фиксации результатов обследования предлагаются таблицы, что существенно упрощает отчетность логопеда, а также позволяет проследить динамику коррекционной работы. Кроме того, автор предлагает систему обследования детей с речевыми нарушениями с использованием программного обеспечения «Логопедическое обследования детей» (2013). Филичева Т. Б. и Чиркина Г. В. (2009) разработали диагностику речевого развития детей дошкольного возраста, которая предусматривает выявление навыков связной речи; объема пассивного и активного словарного запаса; степени сформированности грамматического строя речи; произносительных навыков, фонематического слуха и восприятия. Обследование рекомендуется проводить в процессе игровых ситуаций. Важно не только выявить у ребенка отклонения в формировании каждого из компонентов языковой системы, но и проанализировать характер данного нарушения в сопоставлении с нормой.