Светлана Петрова
Анализ качества дошкольного образования — основа развития дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Люди вместе могут совершить
то, чего не в силах сделать в одиночку;
единение умов и рук, сосредоточение
их сил могут стать почти всемогущими.
Д. Уэбстэр
Слайд 1
Перед системой образования стоят задачи обеспечения и постоянного совершенствования качества дошкольного образования
Цель любой деятельности - организовать работу в детском саду так, чтобы она приносила наибольший эффект.
Публикация «Анализ качества дошкольного образования — основа развития дошкольного учреждения» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ребенок в системе дошкольного образования проводит большую часть своей жизни до школы и, поэтому дошкольное образование так важно обеспечить качеством, чтобы ребенок действительно полноценно развивался, чувствовал себя комфортно в обществе своих сверстников и учился с ними взаимодействовать в какой-то совместной деятельности. Поэтому была разработана новая система развивающего мониторинга качества дошкольного образования РФ на всех уровнях системы дошкольного образования.
Слайд 2
Все началось с 2018 года, когда мы стали участниками мониторинга шкал.
Слайд 3
Они состояли из 7 подшкал, где выставлялись баллы.
2 года к нам выезжали эксперты и обследовали 1 группу. Наблюдали с утра и до вечера все режимы, занятия, обследовали среду. И по результатам довались рекомендации.
Слайд 4
В ноябре 2020 года Бежаницкий детский сад «Светлячок» в числе 17 дошкольных образовательных учреждений Псковской области принял участие в апробации всероссийского проекта - Концепция мониторинга качества дошкольного образования, основная цель которого - создание эффективного инструментария мониторинга дошкольного образования для детей от 3-х до 7 лет. Проводила апробацию МКДО Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки совместно с Комитетом по образованию Псковской области и институтом повышения квалификации работников образования Псковской области.
Общая цель создать единую систему обследования
Основная цель данного исследования - это не контроль за работой нашей организации, а экспериментальная проверка эффективности механизмов и процедур МКДО, надежности измерительных материалов. Проведя полную процедуру обследования эксперты должны были увидеть, как обеспечивается качество образования, соответствует ли оно требованиям Стандарта и будет ли способствовать дальнейшему развитию детского сада в области обеспечения качества образования.
Слайд 5
Мониторинг разрабатывался на основе нормативных документов
Закона «Об образовании», Стандарта ДО, примерной общеобразовательной программы.
Слайд 6
Использовались различные механизмы.
Слайд 7М
Мониторинг направлен на привлечение внимания всех, поэтому предусмотрена многоуровневая ответственность за качество образования в ДОО.
Слайд 8
Все структуры участвовали в сборе разносторонней информации о качестве дошкольного образования
Слайд 9
Мониторинг состоял из нескольких этапов
1 подготовительный
1. Определение координаторов детского сада
2. Определение экспертов муниципального и регионального образования
3. Создание рабочей группы детского сада
4. Обучение координаторов и экспертов (прослушивание вебинаров)
5. Подготовка инструментария шкал МКДО
Обсуждали особенности применения инструментария шкал МКДО
Слайд 10
Второй – внутренний. Для проведения внутренней оценки качества в детском саду была создана рабочая группа, в которую входил старший воспитатель и три воспитателя. За определенный срок эксперты должны были провести обследование групп с использованием Шкал МКДО и выложить все результаты на сайте. Отчет о внутренней оценке качества дошкольного образования служит основой для проведения последующего этапа внешней оценки качества дошкольного образования. Кроме того, все педагоги детского сада проходили анкетирование и заполняли лист самооценки на сайте МКДО. и т. д.
Муниципальные и региональные эксперты осуществляли проверку заполнения форм и выставление баллов.
Слайд 11
Шкалы МКДО
Основным инструментарием оценки качества дошкольного образования являются Шкалы мониторинга качества дошкольного образования (Шкалы МКДО). Шкала МКДО предусматривает 5-уровневую систему оценивания на основе показателей качества, сгруппированных в 9 областях:1. Образовательные ориентиры; 2. Образовательная программа; 3. Содержание образовательной деятельности; 4. Образовательный процесс; 5. Образовательные условия; 6. Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; 7. Взаимодействие с родителями; 8. Здоровье, безопасность и повседневный уход; 9. Управление и развитие.
Слайд 12
3 этап завершающий
Наблюдение независимого эксперта. Методом ранжирования была выбрана группа, где целый день работал независимый эксперт из г. Пскова. Он оценивал качество образовательного процесса, предметно-пространственную развивающую среду, взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса по тем же Шкалам МКДО. Вторая часть – комплексная оценка удовлетворенности родителей качеством работы учреждения в разрезе областей качества мониторинга. Выполнение данного этапа затруднялось тем, что доступ родителей в детский сад был ограничен из-за пандемии и приходилось работать с каждым индивидуально, чтобы объяснить всю важность проводимого исследования. Все результаты внешнего мониторинга были внесены в соответствующие разделы сайта МКДО.
После проведения внутренней и внешней оценок качества дошкольного образования детского сада региональным оператором мониторинга был проведен интегрированный анализ внесенных данных, выявлены проблемные участки, подготовлены рекомендации для руководителя по решению проблем. В основном эти проблемы касаются финансовой стороны: мебель в групповых должна быть трансформируема, уголки экспериментирования должны быть заполнены, игровое оборудование на уличных площадках должно быть сертифицированным, спортивная площадка на улице должна быть приспособлена для занятий круглый год. Но были и рекомендации, касающиеся непосредственно педагогов: владеть русским фольклором и применять его в режимных моментах, искать пути активизации мыслительной деятельности детей, не давать детям готовых решений и т. д.
На основании данных рекомендаций в учреждении разработан перспективный план развития детского сада, внесены корректировки в программу развития. 17 марта на базе ПОИПКРО состоялся областной семинар по итогам оценки качества дошкольного образования с применением Шкал МКДО. В семинаре принимали участие все детские сады, в которых проходил мониторинг, внешние региональные эксперты, организаторы мониторинга в Псковской области. Каждому руководителю было предложено озвучить проблемы, с которыми приходилось сталкиваться во время проведения мониторинга, охарактеризовать все положительные и отрицательные стороны. По итогам комплексного анализа качества образовательной деятельности составляются аналитические отчеты на уровне ДОО, муниципалитетов, субъектов РФ и на федеральном уровне формируются рекомендации по развитию качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО. Данные мониторинга помогут педагогам дошкольного образования и другим сотрудникам ДОО выявить зоны рисков в своей профессиональной деятельности, разработать план по профессиональному самосовершенствованию и повышению квалификации.
Изучив и применив рекомендации МКДО образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, смогут усовершенствовать эффективное управление качеством образовательной деятельности в ДОО.
Также мониторинг направлен на привлечение внимания к проблеме информационной доступности детских садов для родителей/законных представителей. На основании данной информации родители смогут принять решение о выборе образовательной организации для своего ребенка с учетом территориальных и социальных факторов, а также узнать есть ли условия для образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и принимать участие в образовании своего ребенка.
Благодаря сбору, обработки, систематизации и анализу данных мониторинга сформируется надежная основа для реализации функций контроля за осуществлением образовательной деятельности в сфере дошкольного образования, а также для принятия решений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления системой образования РФ.
Подводя итог, отмечу, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех участников образовательных отношений. Всё это, в конечном счёте, будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.