Ольга Владимировна Провоторова
Аналитический отчёт о проделанной работе педагога-психолога за 2017–2018 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная справка об образовательном учреждении.
Количество детей в МБДОУ – 103человек.
Количество групп – 6.
Информационная справка о психологической службе МБДОУ.
Стаж работы психолога : общий стаж 15 лет. В должности педагога-психолога 2 год в данном образовательном учреждении, категория – нет, количество ставок (ставки) 1 ставка.
Публикация «Аналитический отчёт о проделанной работе педагога-психолога за 2017–2018 учебный год» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Работа педагога-психолога в 2017-2018 учебном году осуществлялась в соответствии с требова-ниями ФГОС, годовым планом учреждения, годовым планом педагога-психолога.
В 2017-2018 учебном году были поставлены следующие цели:
- Гармоничное развитие личности ребёнка в условиях ДОО с учётом требований ФГОС;
- Создание каждому ребёнку в детском саду возможность для развития способностей, творческой самореализации;
-Определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением: познавательное и речевое развитие; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.
Для реализации данных целей были поставлены следующие годовые задачи:
• осуществлять охрану и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• способствовать созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности роди-телей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоро-вья детей;
• предупреждать возникновение проблем развития ребёнка;
• оказать помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения и социа-лизации;
• обеспечивать психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных про-грамм и развития ДОО в целом.
В течение учебного года педагогом-психологом выполнялись следующие виды работ в соответст-вии с годовым планом:
- психодиагностическая;
- коррекционно-развивающая;
- консультативная;
- профилактика и просвещение.
Работа с воспитанниками проводилась по следующим направлениям:
- диагностика познавательного развития детей (память, внимание, мышление, восприятие, вооб-ражение);
- выявление состояние эмоциональной сферы ребёнка, выявления наличия агрессии;
- выявление детских страхов, использовались методики: «Страхи» (автор А. Л. Захаров); «Два до-ма»;
- положение детей в группе (степень их популярности или отверженности).
Работа в адаптационный период.
Цель: Отслеживание адаптации вновь поступивших детей, создание условий способствующих охране и укреплению психологического здоровья, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации. Работа осуществлялась под наблюдением воспитателей и психолога. Отслеживание адаптации детей фиксировалось в картах наблюдений психолога, медсестры. В процессе адаптационного периода велось наблюдение за детьми в группах, на прогулке, во время занятий. В работе с детьми использовались методы игровой деятельности, тактильные контакты и т. д. 63% детей имели лёгкую степень адаптации, средняя степень адаптации наблюдалась у 37% детей, тяжёлая степень адаптации не выявлена. Для детей имеющих среднюю степень адаптации был установлен гибкий, щадящий режим. Некоторые трудности с адаптацией возникли у часто болеющих детей и детей, чьи родители «затягивали» ритуал расставания, были непоследовательны в своих действиях, тревожны. С такими родителями велась индивидуальная работа. Анализ результатов процесса адаптации показал, что период адаптации прошёл успешно для большинства детей. На конец учебного года, неадаптированных к условиям детского сада детей не наблюдается.
Психодиагностическая работа.
В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с це-лью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности, а так же как составляющая индивидуальных консультаций.
В начале и в конце 2017-2018 учебного года было проведено диагностическое обследование детей подготовительной к школе группы.
Цель: Оценить уровень сформированности у детей предпосылок к учебной деятельности; пси-хологической готовности детей к школьному обучению. Уровень готовности детей к началу обу-чения в школе выявлялся с помощью следующих методик:
Объект Методики
Интеллектуальные способно-сти - «Методика экспресс диагностики интеллектуальных спо-собностей детей» (МЭДИС 6-7 лет)
Уровень развития зрительно-моторной координации - Скрининговый тест школьной зрелости Я. Керн – Йераси-ка.
Мотивационная готовность - Опросник «Мотивационная готовность» Л. А. Венгер.
-Отношение ребёнка к школе А. Л. Венгер, Е. А. Бугрименко.
Оценка волевых возможно-стей -«Графический диктант» Д. Б. Эльконин.
Уровень развития внимания - «Поставь значки».
Уровень развития памяти - «10 слов» А. Р. Лурия.
- «10 картинок».
Уровень развития восприятия - «Эталоны» О. М. Дьяченко.
Уровень развития мышления - «4-ый лишний» С. Л. Рубинштейн
- «Последовательные картинки» Н. А. Бернштейн.
Эмоциональный компонент самооценки - «Лесенка» В. Г. Щур.
Уровень тревожности - «Диагностика уровня тревожности» Р. Тэммл, В Амен, М. Доркин.
Данные методики помогают оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятель-ности, возможности работать в соответствии с инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определённым уровнем работоспособности, а так-же умением вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на вы-полнение следующего.
Таким образом, оценивается сформированность регулярного компонента деятельности в це-лом. Обследование детей подготовительной к школе группы проводилось в подгрупповой форме (по 4-6 человек).
Психолого-педагогическая оценка готовности к школьному обучению.
В начале года в интеллектуальном развитии детей преобладает средний уровень. Большая часть воспитанников справилась с диагностическими заданиями. Наиболее высокие показатели были получены при обследовании таких процессов, как внимание, восприятие, память. У некоторых детей наблюдались отставания от возрастных норм развития в словесно-логическом мышлении (умение сравнивать и анализировать, в речевой деятельности (составление рассказа по картин-кам, ориентировки в пространстве, умении производить арифметические действия.
К концу года, исходя из результатов анализа готовности из 17 выпускников: 14 детей полностью готовы к началу регулярного обучения в школе, имеют I уровень готовности (в среднем 82%). Эти дети усвоили программу подготовительной группы, обладают достаточным уровнем работоспособности, у них сформирована произвольная регуляция собственной деятельности.
2 воспитанника имеют II-ой уровень готовности к школе – условно готовы (11,7%). У этих детей отчасти можно прогнозировать некоторые трудности в начале регулярного обучения из-за недос-таточно сформированного регулярного компонента деятельности.
1 воспитанник не готов к школьному обучению, девочка еще год будет посещать дошкольное уч-реждение. С данный ребёнком на протяжении всего учебного года занимался, и будет заниматься ещё год. педагог-психолог по индивидуальной программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Психологическое обследование детей.
В начале учебного года проводилось психологическое обследование детей дошкольного возраста.
Цель: выявления уровня актуального развития детей, ранее выявление отклонений в развитии. В диагностике применялись следующие методики:
- Беседа об общей осведомлённости;
- «Пирамидка»;
- «Бусы»;
- «Найди отличие»;
«Чего не хватает на рисунках?»;
- «Цветные фигурки»;
- «Матрёшка» 3-составная;
- «Разрезные картинки» (2-4 части);
- «Покажи картинку»;
- «Найди домик для картинки»;
- «Один-два-много»;
- «Моё лицо»;
- «Нелепицы»;
- «Раздели на группы»;
- «Что здесь лишнее?»;
- «Узнай, кто это?»;
- «Какие предметы спрятаны в рисунках?»;
- «Найди и вычеркни»;
- «Последовательные картинки» и др.
По результатам обследования психических процессов были получены следующие показатели: у троих детей выявлен недостаточный уровень развития, снижены показатели практически по всем характеристикам.
Выявление страхов.
Особое внимание обращалось на работу с детьми, которые имеют типичные проблемы в развитии (агрессивные, гиперактивные, застенчивые и тревожные дошкольники). Педагогам и родителям каждой категории детей давались индивидуальные консультации, практические рекомендации по работе, общению с «трудными «детьми.
Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет.
Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить весь спектр страхов и каким конкретно страхом они подвержены.
В старших и подготовительных группах проведена диагностика детских страхов ( авторы: А. И. Захаров и М. Панфилова). По итогам диагностики был составлен банк данных нуждающихся в психологической помощи (10-ть воспитанников) и проведены с ними занятия по коррекции страхов и тревожностей. Занятия проводились по подгруппам 2 раза в неделю. В работе с данной категорией детей использовались следующие методы и приёмы коррекционно-развивающей рабо-ты :
1. Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
2. Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
3. Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует умень-шению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
4. Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, повышения уверенности в себе, снижения страхов.
5. Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
6. Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики руки, снижение тревожности.
Коррекционно-развивающая работа.
Цель: способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребёнка.
В течение года, ежемесячно проводились индивидуальные коррекционные занятия с детьми на-правленные на развитие восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения, индивидуальных особенностей и качеств личности, устранение страхов, коррекцию агрессии. В октябре месяце был составлен банк данных нуждающихся в коррекционно-развивающихся занятиях (11-ть воспитанников). Занятия проводились по подгруппам 2 раза в неделю. В работе с данной категорией детей использовались следующие методы и приёмы коррекционно-развивающей работы :
- Интеллектуально-развивающие игры и упражнения;
- пальчиковая гимнастика;
- графические диктанты;
- дыхательно-координационные упражнения;
- упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутом-ления;
- симметричные рисунки;
- цикл коррекционно-развивающих занятий по снижению уровня агрессивности у детей стар-шего дошкольного возраста.
Вывод: В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать выводы: положительная динамика наблюдается у 82% детей, у остальных 18% воспитанников незначительная динамика.
Коррекционно-развивающая работа с детьми ЗПР.
В течение года с детьми с ЗПР (задержка психического развития, которых в данном учреждении два человека, в соответствии с рекомендациями ЦПМПК, проводились занятия по программе для детей с задержкой психического развития. Данная программа учитывает потенциальные возмож-ности и имеющиеся трудности ребёнка, его индивидуальные особенности.
Цель программы: осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях интег-рированного обучения для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребёнка.
Основные методы программы:
- метод двигательных ритмов;
- метод тактильного опознания предметов;
- метод звукодыхательных упражнений;
- метод подвижных игр;
- консультативно-рисуночный метод;
- метод дидактических игр;
- метод психогимнастики;
- метод коммуникативных игр.
С данной категорией детей работа проводилась в индивидуальной форме 3 раза в неделю. После каждого занятия разрабатывались индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов.
Консультирование.
На протяжении всего учебного года проводила анкетирование, консультирование родителей и педагогов по вопросам возрастной психологии детей дошкольного возраста. Консультирование по вопросам адаптации малышей, готовности к обучению в школе, по поведению и эмоциональному состоянию дошкольников и по другим проблемам, которые продолжают волновать педагогов и родителей. Процесс консультирования обычно проходил в два этапа:
а) первичное консультирование – во время которого, собираются основные данные, и уточняется запрос.
б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью ди-агностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме, кроме того, респон-дентам, обращающимся с вопросами детско-родительских отношений, предлагались рекоменда-ции по особенностям взаимодействия с ребёнком и способам преодоления трудностей.
Повторные консультации, в некоторых случаях не ограничивались отдельным приёмом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребёнком, и уточнялись рекомендации.
В связи с тем, что основной контингент – это родители детей дошкольного возраста и педагоги МБДОУ, большинство запросов были связаны с вопросами адаптации к условиям детского сада, детско-родительских отношений, детских капризов и развития психологии ребёнка.
В процессе консультирования решались следующие задачи: пояснение и уточнение запроса; сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений поведения; диагно-стика нарушений поведения; рекомендации родителям, и педагогам по вопросам воспитания и устранения нарушений. Систематически пополняю информацию, в уголке для психолога «Психо-лог советует» консультациями для воспитателей и родителей во всех возрастных группах ДОУ.
Ежеквартально в группах оформлялся уголок для родителей, где размещалась информация, помо-гающая повысить психологическую компетентность родителей в области воспитания и взаимо-действия с дошкольниками:
- «Мотивационная готовность детей 6-7 лет к обучению в школе»;
- «Характер формируется с детства;
- «Мультфильмы и ребёнок»;
- «Скандал по всем правилам, или как справится с детской истерикой»;
- «Я боюсь! Пути преодоления страха…»
- «Что должен уметь ребёнок в 5-6 лет»;
- «Психологические особенности развития детей 2-3 лет»;
- «Психологические особенности развития детей 3-4 лет»;
- «Игры по развитию сенсорного воспитания для малышей 2-3 лет2;
- «Игры и игрушки в жизни ребёнка»;
- «Варианты материнского поведения; успехи просчёты в воспитании. Анализ различных форм материнского поведения».
- «Как приучить ребёнка к горшку»;
- «Воспитание детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью»;
- «Ребёнок 4-5-лет»;
- «Возрастные особенности детей 5-6-лет»;
- «Эмоциональное благополучие детей в группе» и мн. др.
Выводы: в целом можно считать, что проведённая за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решать многие необходимые задачи консультативной деятельности. Однако большинство консультаций носили разовый характер.
В связи с этим, в дальнейшем необходимо проанализировать и определить причины одноразовых консультаций, а также уделять больше внимания мотивированию родителей и педагогов на более глубокую работу
Профилактика и просветительская работа.
Ежемесячно велась профилактическая работа (беседы, анкетирование, заполнение журналов и других необходимых документов) с родителями вновь поступивших детей, родителями детей по-сещающих дошкольное учреждение.
В течение учебного года пополняла личную библиотеку психолого-педагогической литерату-рой, диагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием. Отчётную документацию вела согласно нормативно- правовым актам.
Таким образом, как педагог-психолог, контролирую состояние психического здоровья участников педагогического процесса, стараюсь организовать активное сотрудничество с родителями и педа-гогами с целью объединения усилий в процессе воспитания дошкольников.
Организационно-методическая работа.
В течение учебного года принимала активное участие в заседаниях МО по плану работы ДОУ, а также в заседаниях РМО педагогов-психологов и логопедов, где выступила с темой «Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения».
Работа с педагогами и детьми проводилась по следующим направлениям:
- С целью диагностического обследования эмоциональной и познавательной сферы детей, а также для выявления нарушений, в течение года была отслежена непосредственно-образовательная дея-тельность в группах детского сада, просмотр прогулок детей на воздухе, также, проводилось на-блюдение за детьми во время свободной деятельности;
- В октябре месяце 2015г. на медико-педагогическом совещании выступила с докладом на тему: «Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению»;
- В течение учебного года принимала участие в заседаниях педагогического совета по плану рабо-ты ДОУ;
- Подобраны и систематизированы игры для детей с тяжёлой степенью адаптации;
- Подобраны игры на развитие коммуникативных навыков;
-Подбирался материал к собраниям, консультациям, выступлениям и т. д. для всех участников пе-дагогического процесса и родителей воспитанников (информация для стендов, памятки, индиви-дуальные рекомендации);
- Ежедневно планировала и заполняла отчётную документацию;
- Регулярно изучала передовую научно-методическую литературу из периодических изданий: журналов, сборников и т. д.
Выводы: Методическую деятельность за истёкший период можно оценить как достаточно про-дуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющие-ся программы и разработать новые с учётом потребностей участников образовательного процесса.
Перспективные направления на будущий 2018-2019 учебный год.
Анализируя всю проведённую за истекший период работу можно сказать о том, что: проведён-ная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальней-шем. За счёт индивидуальных занятий с детьми улучшились результаты по развитию и коррекции познавательных процессов, эмоционального состояния детей. Однако есть дети, с которыми пси-хокоррекционная работа будет продолжаться. Существенно повысился интерес родителей к осо-бенностям развития их детей, к научной и методической литературе, направленной на формирование психологического здоровья детей.
Следовательно:
1. На следующий год планируется больше времени уделять коррекционно-развивающим занятиям по различным проблемам познавательных процессов, эмоциональной сфере общения, устранению страхов.
2. Также, необходимо усилить работу по психологическому просвещению родителей; проводить практические обучающие семинары для педагогов по работе с проблемными детьми. Продолжать работу с родителями (психопросвещение, взаимодействие с семьями, имеющими психологические проблемы)
3. Продолжить работу с педагогами по оптимизации взаимодействия с детьми.
Педагог-психолог МБДОУ детский сад «Солнышко» Провоторова О. В.