Ольга Артемьева
Аналитический отчет по реализации ИОМ «Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи во второй младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники ИОМ: воспитатели, дети 2 младшей группы
Возраст детей: 3-4 года
Вид ИОМ: долгосрочный(1 год)
Тип ИОМ: речевой
Актуальность:
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Приём символизации – это более короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации. Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Одним из таких методов моделирования является мнемотехника. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Эта технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".
Публикация «Аналитический отчет по реализации ИОМ „Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи во второй младшей группе“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования дополнительных ассоциаций.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Я выбрала работу по данному проекту, чтобы помочь детям в становлении развернутых речевых высказываний.
Цель ИОМ: развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования мнемотехники.
Задачи ИОМ:
- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. ;
- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
- формировать навыки культурного речевого общения;
- развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).
Краткое содержание: Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи
Предполагаемый результат:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость
Проблема:
Работая с детьми младшей группы, возникла проблема с тем, что у них неразвита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.
Этапы ИОМ:
1. Деятельность педагога;
2. Деятельность детей;
3. Взаимодействие с родителями.
1 этап:
На первом этапе происходило заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по темам:
- картотека мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям;
- мнемоквадраты, мнемополоски;
- мнемопоговорки, мнемопословицы;
- дидактические игры по мнемотехнике
2 этап:
На втором этапе дети составляли описательные рассказы, заучивали стихотворения с использованием мнемотаблиц. Так же при реализации этого этапа я использовала мнемосхемы для пересказа сказок.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчает детям овладение связной речью, делает рассказы (сказок, стихов) четкими, связными и последовательными. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Сначала я включила в совместную деятельность с детьми простейшие мнемоквадраты, благодаря им дети усвоили, что каждый предмет имеет название, научились рассматривать игрушки, предметы, называть их и сравнивать. Немного позже я начала использовать мнемодорожки (несколько схематичных рисунков, расположенных линейно). Например, по мнемодорожке "Расскажи о своей семье " дети учились составлять небольшие тематические рассказы. Далее стали использовать мнемосхемы для запоминания стихов по темам недели и мнемосхемы для пересказа сказок.
В сотрудничестве с музыкальным руководителем нашего сада я изготовила мнемотаблицы для разучивания потешек: к каждому слову или строке подобрала небольшие картинки. Благодаря мнемотаблицам, составленным на тексты песен, дети быстрее запоминают слова, точнее воспроизводят текст при исполнении и успешно пользуются ими в самостоятельной деятельности.
В сотрудничестве с логопедом мы подобрали чистоговорки и я оформила их в мнемотаблицы.
При дальнейшей работе я планирую дальнейшее использование образовательной технологии "мнемотехника" в воспитательно-образовательном процессе, в частности для развития связной речи, так как считаю это одним из важнейших моментов в подготовке детей к школьному обучению.
3 этап:
На третьем этапе родители помогали детям запоминать материал при помощи мнемосхем.
Результаты:
-у детей появилось желание пересказывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;
-расширился круг знаний об окружающем мире;
-расширился активный и пассивный словарный запас;
-появился интерес к заучиванию;
-дети преодолели робость, застенчивость;
-усовершенствовалась диалоговая речь, ассоциативное мышление, зрительная и слуховая память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь
Литература:
-Е. А. Юзбекова, «Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей»;
- М. В. Ильина, «Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики»;
-Т. Б. Полянская, «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»;
- Т. А. Ткаченко, «Опорные схемы для описательных рассказов по опорным схемам»;
- Т. В. Атясова, «Использование приемов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОВ»