Папки-передвижки

Аналитический отчет по реализации ИОМ «Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи во второй младшей группе» (2 фото)

Ольга Артемьева
Аналитический отчет по реализации ИОМ «Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи во второй младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы

Участники ИОМ: воспитатели, дети 2 младшей группы

Возраст детей: 3-4 года

Вид ИОМ: долгосрочный(1 год)

Тип ИОМ: речевой

Актуальность:

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Приём символизации – это более короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации. Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Одним из таких методов моделирования является мнемотехника. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Эта технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".

Публикация «Аналитический отчет по реализации ИОМ „Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи во второй младшей группе“» размещена в разделах

Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования дополнительных ассоциаций.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Я выбрала работу по данному проекту, чтобы помочь детям в становлении развернутых речевых высказываний.

Цель ИОМ: развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования мнемотехники.

Задачи ИОМ:

- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. ;

- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;

- формировать навыки культурного речевого общения;

- развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).

Краткое содержание: Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи

Предполагаемый результат:

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость

Проблема:

Работая с детьми младшей группы, возникла проблема с тем, что у них неразвита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.

Этапы ИОМ:

1. Деятельность педагога;

2. Деятельность детей;

3. Взаимодействие с родителями.

1 этап:

На первом этапе происходило заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по темам:

- картотека мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям;

- мнемоквадраты, мнемополоски;

- мнемопоговорки, мнемопословицы;

- дидактические игры по мнемотехнике

2 этап:

На втором этапе дети составляли описательные рассказы, заучивали стихотворения с использованием мнемотаблиц. Так же при реализации этого этапа я использовала мнемосхемы для пересказа сказок.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчает детям овладение связной речью, делает рассказы (сказок, стихов) четкими, связными и последовательными. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Сначала я включила в совместную деятельность с детьми простейшие мнемоквадраты, благодаря им дети усвоили, что каждый предмет имеет название, научились рассматривать игрушки, предметы, называть их и сравнивать. Немного позже я начала использовать мнемодорожки (несколько схематичных рисунков, расположенных линейно). Например, по мнемодорожке "Расскажи о своей семье " дети учились составлять небольшие тематические рассказы. Далее стали использовать мнемосхемы для запоминания стихов по темам недели и мнемосхемы для пересказа сказок.

В сотрудничестве с музыкальным руководителем нашего сада я изготовила мнемотаблицы для разучивания потешек: к каждому слову или строке подобрала небольшие картинки. Благодаря мнемотаблицам, составленным на тексты песен, дети быстрее запоминают слова, точнее воспроизводят текст при исполнении и успешно пользуются ими в самостоятельной деятельности.

В сотрудничестве с логопедом мы подобрали чистоговорки и я оформила их в мнемотаблицы.

При дальнейшей работе я планирую дальнейшее использование образовательной технологии "мнемотехника" в воспитательно-образовательном процессе, в частности для развития связной речи, так как считаю это одним из важнейших моментов в подготовке детей к школьному обучению.

3 этап:

На третьем этапе родители помогали детям запоминать материал при помощи мнемосхем.

Результаты:

-у детей появилось желание пересказывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;

-расширился круг знаний об окружающем мире;

-расширился активный и пассивный словарный запас;

-появился интерес к заучиванию;

-дети преодолели робость, застенчивость;

-усовершенствовалась диалоговая речь, ассоциативное мышление, зрительная и слуховая память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь

Литература:

-Е. А. Юзбекова, «Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей»;

- М. В. Ильина, «Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики»;

-Т. Б. Полянская, «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»;

- Т. А. Ткаченко, «Опорные схемы для описательных рассказов по опорным схемам»;

- Т. В. Атясова, «Использование приемов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОВ»

Аналитический отчет по реализации ИОМ «Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи во второй младшей группе»
Фото «Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи во второй младшей группе»
Публикации по теме:

Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй младшей группе Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй группе № 2 за первое полугодие 2019-2020 учебного года. По результатам.

Аналитический отчет во второй младшей группе за 2017–2018 гг В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Конспект открытой НОД по развитию связной речи во второй младшей группе «Путешествие в Зимний лес» Видео Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Речевое развитие» (коммуникация).

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аналитический отчет по реализации ИОМ «Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи во второй младшей группе»
Опубликовано: 1 мая 2020 в 21:05
+43Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Аналитический отчет по реализации ИОМ «Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи во второй младшей группе»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Артемьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД