Ольга Чебыкина
Аналитический отчёт педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
педагога-психолога Чебыкиной Ольги Викторовны
МАДОУ Детский сад «Сказка» за 2015-2016 учебный
год[/b]
Цель работы:
Психологическое сопровождение участников воспитательного и образовательного процессов, обеспечение комфортных психологических условий, необходимых для полноценного психического и нравственного развития воспитанников, и формирования их личности, на основе новых федеральных государственных стандартов.
Публикация «Аналитический отчёт педагога-психолога» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Поставленные задачи:
1. Прослеживание адаптации вновьпоступивших детей;
2. Анализ динамики развития познавательных процессов и способностей;
3. Анализ проблем личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация;
4. Анализ детско-родительских отношений: психологический анализ детско-родительских отношений;
5. Психологическое сопровождение и помощь воспитанникам подготовительных групп в готовности к школьному обучению;
6. Повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса.
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое.
Консультативное направление.
За прошедший период были проведены консультации, как для родителей, так и для сотрудников ДОУ.
Процесс консультирования обычно проходил в два этапа:
а) первичное консультирование – во время, которого собираются основные данные, и уточняется запрос;
б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям, обращающимся с вопросами детско-родительских отношений, предлагались рекомендации по особенностям взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей.
Повторные консультации, в некоторых случаях, не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребенком, и уточнялись рекомендации. В связи с тем, что основной контингент – это родители детей дошкольного возраста и педагоги МАДОУ, большинство запросов были связаны с вопросами адаптации к условиям детского сада, детско-родительских отношений, детских капризов и развития психологии ребенка.
Диагностическое направление.
В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, а так же как составляющая индивидуальных консультаций. В рамках проведения групповой диагностики проводилось следующее тестирование по методикам и рекомендациям: 1. Диагностика внимания;
2. Диагностика памяти;
3. Диагностика мышления;
4. Диагностика эмоционального волевой сферы воспитанников.
Всего за этот учебный год было проведено 32 индивидуальных консультаций для родителей.
Анализ полученных данных за 2015-2016 учебный год показал:
Подготовительная группа
Анализ полученных результатов выявил положительную тенденцию к изменению уровня диагностических параметров. От начала к концу года наблюдается уменьшение числа детей с низким уровнем развития исследуемых функций.
Зрительная память – к концу года наблюдается уменьшение числа детей с низким уровнем развития ЗП (от 19% до 4%). Число детей на конец года с высоким уровнем составляет 64%, со средним 32%.
Слуховая память – низкий уровень на конец года (4%) в 11раз меньше чем на начало года (45%, увеличилось число детей с высоким уровнем развития СП с 30% на начало года до 64% на конец года.
Внимание – на начало года количество детей с низким уровнем внимания составляло 29%, а на конец года детей с низким уровнем 7%.
Мышление и речь – низкий уровень развития от начала к концу года уменьшился в 5 раза (от 34% до 7%). Увеличилось число детей с высоким уровнем развития мышления и речи с 15% до 53%).
Психосоциальная зрелость – низкий уровень психосоциальной зрелости от начала к концу года уменьшился (25% – начало года до 5% -конец года). Высокий уровень психосоциальной зрелости на начало года составлял 35%, на конец года –80%).
Мотивационная готовность – сформирована у 77% детей, у 23% мотивация на конец года не сформирована.
Готовность к школьному обучению в целом– в основном дети имеют средний и высокий уровни развития по данному показателю (на конец года 32% детей с высоким уровнем развития и 64% со средним). Значительное улучшение ситуации с низким уровнем развития (от 25% до 3%) .
Сюда попали дети редко посещающие детский сад.
В целом отмечается положительная динамика в развитии детей, можно говорить о хорошем уровне подготовки детей к школьному обучению. В этом заслуга всего педагогического коллектива.
Для проведения психологической диагностики имеется достаточный набор диагностических методик, который соответствует предъявляемым запросам и позволяет дифференцировать трудности и определять их причины. (Диагностический комплект Семаго.)
Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять степень развития, различные проблемы и нарушения, имеющиеся у детей. Однако, в дальнейшем, необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.
Коррекционно-развивающее направление.
За прошедший период проводилась групповая и индивидуальная коррекционно-развивающая работа с воспитанниками МАДОУ, направленная на развитие необходимых качеств для более успешной адаптации, самоутверждения и самореализации, преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах, работа со страхами и внутренними переживаниями у детей.
Всего за этот учебный год было проведено 78 подгрупповых и 46 индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.
Основной контингент – воспитанники старших и подготовительных групп.
Коррекционно-развивающая работа по преодолению страхов и внутренних переживаний велась преимущественно в подгрупповом режиме.
Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
• коррекция эмоционального состояния;
• работа со стрессовыми состояниями;
• работа с агрессией;
• работа со страхами;
• развитие коммуникативных навыков;
• развитие уверенности в себе;
• развития умений и навыков публичных выступлений.
Работа по коррекционно-развивающему направлению ведется по материалам и рекомендациям: Алябьевой Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. (Методическое пособие). Творческий центр «Сфера», Москва 2004г.
Проведенную групповую и индивидуальную развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления деятельности.
Просветительская деятельность.
Данное направление деятельности в текущем учебном году проводилось мной достаточно в полном объёме. Своевременно менялась информация в уголках «Советы психолога», старалась охватить весь спектр проблем, характерных для детей дошкольного возраста.
Выступала на собраниях в течение года, в начале года информировала о процессе адаптации в младшем возрасте и проблемах связанных с ней, в середине года решали текущие проблемы, связанные с эмоциональным состоянием детей. А конец года посветила анализу подготовленности к школе детей подготовительных групп.
Методическая работа.
Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
Разработка рабочей программы педагога-психолога ДОУ.
Результатами методической работы за этот год стали:
1. Подбор, анализ и систематизация материалов для написания программы;
2. Составление программы для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы;
3. Создание базы диагностических методик;
4. Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для воспитателей, педагогов и родителей;
5. Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей;
6. Оформление документации педагога-психолога;
7. Участие в конференциях и семинарах в целях самообразования;
8. Получение специальных знаний на курсах повышения квалификации.
Выводы.
Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющуюся программу. Кроме того, необходимо больше внимания уделить работе с одаренными детьми.
Выводы аналитического отчета.
Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что: проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем. В следующем учебном году необходимо уделить внимание углублению работы с одаренными детьми. Продолжать деятельность в будущем году с учетом анализа деятельности за прошедший год.