Наталья Ивашечкина
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
о результатах педагогической деятельности воспитателя МДОУДСКВ «Радуга», структурное подразделение детский сад «Солнышко»
Ивашечкиной Натальи Васильевны
Дошкольное воспитание, как и вся Россия, начиная с 90-х г. XX в. вошло в полосу преобразований. Главным фактором перемен стали изменения не только на внешнем уровне, но и в нас самих: взрослых и детях. К сожалению, для нашего времени оказались характерными такие деформации личности, как эгоцентризм, агрессивность, замыкание на материальных ценностях. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами.
Публикация «Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности воспитателя» размещена в разделах
Приоритет моей педагогической деятельности - нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Основная цель моей работы – это воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
1. Обеспечить наличие методической литературы, пособий, художественной литературы для детей, организацию экскурсий, создание развивающей среды в группе;
2. Формировать у детей чувство любви к своей малой родине, к своему родному краю на основе приобщения к родной культуре, природе и традициям;
Формировать представление о России как о родной стране, о Москве, как о столице нашей Родины;
3. Развивать познавательную инициативу детей, любознательность, самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерской деятельности с взрослыми, расширять кругозор детей, выводя их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу, формировать элементарные географические и исторические представления;
4. Формировать представления у детей о том, что страна наша многонациональна, воспитывать толерантное отношение к людям другой национальности;
5. Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изо деятельность, художественное слово;
На начальном этапе своей деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей было проведено обследование, по результатам которого выявились следующие проблемы:
- Недостаточно развита познавательная активность, кругозор детей не очень обширен;
- Не все дети могли назвать свой домашний адрес;
-У детей недостаточно сформировано представление о нашей Родине – России, о столице нашей Родине – Москве;
- Не сформированы представления о символах города и края;
- Недостаточно сформированы представления о государственной символике и ее назначении;
-У детей нет четких представлений о том, что Россия многонациональная страна и о том к какой национальности принадлежит сам ребенок.
Полученные результаты и явились отправной точкой построения работы по теме «нравственно-патриотическое воспитание».
Над данной темой работаю пятый год, за это время проводился мониторинг качества знаний и представлений детей по программе нравственно-патриотическое воспитание, разработанный Н. Г. Зеленовой и Л. Е. Осиповой.
Тематическое планирование, представленное в системе работы, способствовало эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, городе. Все темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о нашей Родине. Так, как тема моей работы, нравственно-патриотическое воспитание, очень многогранна, я разделила ее на блоки:
«Город, в котором, мы живем»
«Мой край – Урал»
«Наша Родина – Россия»
Построение образовательного процесса проходило в соответствии с требованиями ФГОС, основной областью воспитания нравственно-патриотических качеств у ребенка является познание, которое интегрирует со всеми образовательными областями, что способствует формированию гражданско-патриотических представлений у дошкольников.
Для успешной реализации системы патриотического воспитания детей в группе, развития их познавательного интереса и активности была создана предметно-развивающая среда. Патриотический уголок в группе помог познакомить детей: с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города); с русскими народными промыслами и традициями. Благодаря подобранным материалам, развивался интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.
В рамках первого блока «Город, в котором мы живем» мы совершали прогулки и экскурсии по родному городу, изучая достопримечательности Нижней Салды, памятники города, ходили в поход в Кедровую рощу. Дети вместе с родителями участвовали в проекте «Милый сердцу уголок», каждый ребенок рассказывал о своей газете и с удовольствием описывал места, где любит отдыхать его семья. Делали газеты о любимых местах города. Ребята закрепляли знания о символе нашего города – гербе Нижней Салды во время творческой деятельности. Дидактическая игра «Что спрятано в домике» помогла детям закрепить знания о достопримечательностях нашего города. Так же был разработан проект «Книжки-малышки», целью которого стало вовлечение родителей воспитанников в процесс формирования гражданской позиции и нравственно-патриотических чувств у детей. Родителям были предложены темы для издания книжек, такие, как «Русская изба», «Деревья нашего города», «Птицы Урала», «Достопримечательности нашего города» и другие. Изготовление книжек-малышек и их презентация в группе было итогом данной проектной деятельности.
Работая над блоком «Наш край – Урал», организовывались выставки семейных газет, при изготовлении которых родители постарались показать красоту родного края, а так же вашему вниманию представлены альбомы о нашем крае, о богатых природных условиях, созданные при непосредственном участии родителей нашей группы. В рамках второго блока была реализована работа над проектом «поклонимся Великим тем годам», в группе был организован мини-музей, посвященный Великой Победе., дети разучивали стихи, посвященные великому празднику, проводились беседы о героях Великой Отечественной войны. Вместе с детьми ходили на экскурсию к «Вечному огню». Итогом работы над проектом послужила Семейная гостиная, на которой дети со своими родителями презентовали поделки, рассказывали о родственниках, участвовавших в ВОВ, представляли материал, собранный в мини-музее. Целью этого проекта стало воспитание чувств патриотизма у детей на основе героических подвигов русского народа в годы Великой Отечественной войны.
В ходе работы над блоком «Моя Родина – Россия», организовывали праздники, на которых знакомились с народными традициями и костюмами, закрепляя знания об истории нашей страны. Проводили выставки к Дню России, знакомились с новыми праздниками страны. Участвовали в интеллектуальных викторинах на патриотическую тематику. Проводились конкурсы военных головных уборов с целью знакомства с разными родами войск нашей Родины. Наши дети поздравляли с Днем Победы ветеранов, в рамках проведения областной программы «Родники». Ребята со своими родителями с удовольствием участвовали в спортивных мероприятиях, посвященных Российским праздникам. Родители воспитанников активно участвовали в работе по формированию гражданско-патриотических чувств у детей.
Проект «Белая березка под моим окном» был разработан с целью воспитания нравственно-патриотических чувств у детей, через приобщение детей к русской природе, в частности к березе, как символу России.
Благодаря проведенной работе по гражданско-патриотическому воспитанию у детей :
- сформировалось чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
-Сформировано чувство любви к своей малой родине, к своему родному краю на основе приобщения к родной культуре, природе и традициям;
-Имеются представление о России как о родной стране, о Москве, как о столице нашей Родины.
Представленный опыт работы – это процесс движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств духовно-нравственных, любви и гордости за свою Родину.
Участвовала в педагогических советах, где представляла систему работы по теме Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, презентовала дидактические и настольные игры патриотического характера.
Вместе с детьми участвовали во 2 Всероссийской литературной викторине «По сказкам К. И. Чуковского», где дети заняли призовые места, а я сертификат куратора, так же ребята принимали участие во Всероссийском творческом конкурсе «Придумай сказку».
Принимала участие в муниципальной выставке научно-методических и программно-дидактических материалов «Инновационные педагогические материалы». Награждена дипломом за признание в номинации «Системность работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей» в территориальном конкурсе проектов правового и патриотического воспитания в ДОУ ГО. Получила грамоту за создание системы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Участвовала во 2 городском педагогическом форуме «Проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условия внедрения в практику ФГОС ДО» с презентацией проекта «Маленький гражданин большой страны».
Окончила курсы повышения квалификации по программе «Разработка рабочей программы педагога дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО» в 2015 году, регистрационный номер 2009.