Ольга Медведева
Справка по тематическому контролю «Эффективность работы по организации познавательно-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Комиссия в составе заведующего, старшего воспитателя, воспитателя в период с __ по __ ___ 201__г. проанализировала работу педагогов по организации познавательно-исследовательской деятельности.
Вопросы, подлежащие проверке:
1. Проверка воспитательных планов работы по организации познавательно-исследовательской деятельности.
2. Создание условий в группах для исследовательской деятельности.
3. Работа с родителями по данной теме.
Проверка проводилась во всех возрастных группах.
Публикация «Справка по тематическому контролю „Эффективность работы по организации познавательно-исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
1. Проверка воспитательных планов работы по организации познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитатели всех возрастных групп ведут перспективные и календарные планы. В них они отражают работу по познавательно-исследовательскому развитию детей в организованной деятельности (занятия, игры); совместной деятельности педагогов и детей; самостоятельной деятельности детей, направленную на укрепление интереса к познавательно-исследовательской деятельности.
Во всех группах в режимных моментах и на прогулке активно используются наблюдение, простейшие опыты и эксперименты. В группах педагоги планируют наблюдения и игры–эксперименты, организуют исследовательскую деятельность. Несмотря на то, что педагоги планируют и применяют различные формы экспериментальной деятельности, метод проектов в планах прослеживается нечетко. Вместе с тем педагоги мало планируют работу с родителями по данной теме. Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через групповую и подгрупповую форму работы, дидактические игры и др.
Проводится работа по привлечению родителей к воспитательно-образовательному процессу (помощь в оборудовании уголков по экспериментированию).
В ходе проведения тематической проверки воспитателями была показана образовательная деятельность по познавательно-исследовательскому развитию («Знакомство с водой»,1 младшая группа, «Волшебница-вода», 2 младшая группа, «Воздух – наш лучший друг», средняя группа, «Вулкан», старшая группа). Анализируя просмотренные занятия можно отметить, что у детей имеются определённые знания по заявленным темам. У детей всех групп была высокая активность и увлеченность в ходе познавательно-исследовательской деятельности. Дети выполняли работы в соответствии с заданием. В процессе экспериментирования шло обогащение памяти воспитанников, активизация мыслительных процессов, так как педагоги побуждали детей совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Просмотренная образовательная деятельность в группах была направлена на знакомство детей с реальными представлениями о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами. Все педагоги показали знание программных задач по данному разделу.
В каждой образовательной деятельности была использована интеграция образовательной области «Познавательное развитие» образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». У педагогов отмечен творческий подход к организации ОД : использовались разные методы и приемы обучения, в работу включались игровые приемы и ситуации. Педагоги уделяли внимание стимулированию познавательной активности воспитанников через создание проблемных ситуаций.
2. Создание условий в группах для исследовательской деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность, специально организуемая педагогом, безопасна для ребенка, знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. Развивающая среда обеспечивает развитие первичных естественно научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментированию в группах создана соответствующая развивающая среда, включающая в себя мини – лаборатории в группах, огород на окне. В групповых мини – лабораториях воспитанники имеют возможность проводить самостоятельные исследования, используя материалы центра. Такая работа положительно влияет на познавательное и эстетическое развитие детей, происходит их интеллектуальное развитие, развитие воображения. Но главное, приобретаются навыки самостоятельной работы.
В младших группах имеется центр песка и воды, который включает емкости разного размера, воронки, лейки, формочки, камешки, песок, воду, трубочки, мыло, предметы из разных материалов (деревянные предметы, палочки, резиновые игрушки).
В средней группе мини-лаборатория включает в себя посуду, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.
В старшей группе в мини-центре имеются: приборы – «помощники» : лабораторная посуда, весы, объекты неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Во всех группах имеются картотеки по экспериментированию. Все материалы в мини-лабораториях эстетично оформлены, соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.
3. Работа с родителями по данной теме.
Анализ документации и наглядного материала в группах показал, что работе с родителями по познавательно-исследовательской деятельности детей педагоги уделяют недостаточное внимание.
Воспитатели при проведении проектной деятельности привлекают родителей на начальном этапе работы (подбор справочного материала, подбор детской литературы). На основном этапе работы родители помогают в закреплении полученных знаний в домашних условиях, изготовлении необходимых пособий для реализации проекта, помощь в оформлении группы к итоговому мероприятию.
Педагогам следует уделить внимание ознакомлению родителей воспитанников с методами и приемами познавательно-исследовательской деятельности в домашних условиях, познакомить с материалами, необходимыми детям конкретной возрастной группы.
Проверкой установлено, что работа по познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ проводится систематически, в группах есть центры по развитию познавательно-исследовательских способностей у детей; дидактический материал с учетом возраста детей.
В результате вышеизложенного рекомендовано:
1. Продолжить работу по познавательно-исследовательскому развитию детей, использовать разнообразные методы и приемы в совместной и самостоятельной деятельности детей.
2. Подготовить и провести круглый стол, мастер-класс для родителей с целью ознакомления с формами и методами развития познавательно-исследовательской деятельности у детей.
3. Пополнить центры экспериментирования книгами познавательного характера, атласами, тематическими альбомами, коллекциями.
4. Включить в работу с семьёй участие родителей в исследовательских проектах.